DOC

Псих портрет

 

МГУ им. М.В. Ломоносова

факультет психологии

Личностная психодиагностика

Отчет

студентки IV курса

дневного отделения

Чесуновой Любови

Москва, 2004

Анамнез

1.                  Испытуемый — мужского пола, 20 лет, незаконченное высшее образование, технический профиль. Холост, детей не имеет.

2.                  Значимые события в жизни:

- Однажды во время тихого часа в детском саду пришел папа, разбудил, и они поехали к бабушке. Это было очень необычно, потому что к бабушке было принято ездить по выходным.

- Лучший друг в школе ушел после 8 класса в другую школу. «Как-то не по-дружески…»

- В 1999 году он и еще двое друзей начали играть втроем (увлекся музыкой).

- В 2000 году они в первый раз устроили концерт в школе.

- Закончили школу и познакомились с нынешней женой лучшего друга.

- В 2004 году они собрали полную группу.

3.                  Отношения в родительской семье.

Семья полная, двое детей, он старший, имеет младшего брата, живет с родителями и бабушкой.

Папа военный, очень строгий, его воспитывали строго. Мама, наоборот, добрая (улыбается, когда говорит о маме). С бабушкой отношения хорошие. С братом тоже, но брата он не понимает, «у нас разные взгляды на жизнь». Родителей уважает, бывает, что они требуют чего-то, что ему не нравится, в таких случаях он их не слушает.

Чувствует огромную поддержку от семьи.

4.                  Хобби и интересы

В детстве занимался рисованием в течение 10 лет. Сначала ему это очень нравилось, а в последние 3 года его заставляли доучиваться. Рисует он и сейчас, но редко, по настроению.

Потом друг на него повлиял, и он увлекся музыкой, сам научился играть на гитаре, и сейчас этим с удовольствием занимается, сам пишет песни и играет, это занимает все его свободное время.

5.                  Заболевания и психологические травмы.

Вообще отрицает у себя наличие каких-либо серьезных заболеваний. То же самое — по поводу травм, говорит, что все у него всегда было хорошо, таких событий, которые могли бы его сильно задеть, не было.

6.                  На просьбы рассказать о себе реагирует неохотно. Задает уточняющие вопросы, не понимает, о чем конкретно надо рассказать.

7.                  Вопрос: расскажи о себе, о своей жизни вообще, поэтапно

- Я родился в семье военного. (Вообще неоднократно подчеркивает, что папа — военный).

- Я пошел… нет, меня повели в детский сад. Мне там нравилось, особенно девочки (улыбается). Кстати, я недавно познакомился с девушкой, оказалось, мы ходили в один детский сад! Во, запиши в значимые события (шутит).

- Потом я пошел в школу, там были экзамены. Я, кстати, очень легко поступил… Мне повезло. Я пришел, мне сказали: «Прочитай «Зимовье зверей!» Читать я не умел, но это была моя любимая книжка, я ее знал наизусть, постранично. Поэтому все удивились, как я быстро читаю, и меня взяли.

- А потом я закончил школу и поступил в институт. Где и мучаюсь до сих пор. (Настаивает, чтобы я записала последнюю фразу.)

На вопрос, почему именно по этому критерию выстроил описание, отвечает, что это общепринято.


Поведенческий портрет

  1. Внешний вид.

Всегда очень аккуратен. Короткая стрижка, джинсы, свитер. Видно, что одевается так, чтобы было удобно, неброско, но следит, чтобы вещи подходили ему. Всегда все чистое, немятое.

  1. Пантомимика.

Осанка прямая, не сутулится, ходит ровно, уверенно, шаги твердые, не размахивает руками при ходьбе. Характерный жест, когда задумывается, — трогает себя за подбородок, часто грызет ручку или крутит ее пальцами одной руки. Вообще жестов не очень много, в основном, открытые, от кисти или от плеча. Во время первой встречи сидит на кончике стула, на столе только кисти рук, явно напряжен. Во время последней — сидит глубоко на стуле, расслабленный, на столе оба локтя. разложены широко. Часто подпирает одной рукой себя под подбородок.

  1. Мимика.

Общее выражение лица — спокойное. Мало гримасничает. Часто улыбается. Вообще редко меняет мимику, чаще его лицо либо спокойное, либо с улыбкой. Иногда, когда вопрос вызывает затруднения, подергивает губами.

  1. Речь.

Очень грамотно строит предложения, вежлив. Слов-паразитов нет. Говорит короткими и емкими предложениями, спокойно. Когда веселится, повышает голос, громко смеется. В речи мало пауз, когда задумывается, мычит или молчит, но всегда недолго. Говорит довольно быстро.

Обеспокоен своим знанием языка. «Как пишется «сначала»? Слитно? Я уже русский язык забыл… Самому стыдно перед собой же!»

Во время заполнения тестов часто посмеивается («Вам понравилась бы работа медсестры?») и говорит о том, что «вопросы для дебилов». Цепляется к формулировкам («В детстве и юности вы любили свою мать?»). Часто требует уточнить, о каких ситуациях идет речь («Вам неловко входить в комнату, где уже собрались и разговаривают люди» - знакомые или нет).

Есть паузы после получения заданий, но вообще старается выполнять молча, не комментирует. Каждое лишнее замечание приходится провоцировать вопросами.

  1. Отношения с окружающими.

Очень легко идет на контакт, шутит, быстро располагает людей к себе. При этом в общении не доминирует, с удовольствием выслушивает собеседника.

В зависимости от окружающих людей поведение может меняться: если это сверстники, он раскованный и веселый, много шутит. Если это взрослые люди, становится более серьезным и спокойным.

Однако общая манера общения, интонации, темп и громкость речи, мимика не меняются. Если же человек, с которым он общается, говорит слишком медленно или тихо, может перестроиться и подладиться под те темп и громкость, которые удобны собеседнику.

  1. Отношение к себе.

Спокойно относится к себе, знает, что у него есть какие-то недостатки, и принимает их. Мало задумывается о своей внешности, она не имеет для него никакого значения, только следит за аккуратностью. Однако по поводу внешнего вида и одежды девушек говорит, что ему нравятся только определенные вещи, он способен сделать некоторые выводы о человеке, исходя из одежды.

Так же относится к вещам. Любит, чтобы все его вещи были вокруг него. Однако может, например, снять свитер и бросить его там, где поближе, а потом искать. Чутко реагирует на запахи: лучший друг курит, поэтому испытуемый следит, чтобы его вещи не пахли сигаретами.

Что касается возможностей, не стремится к высоким достижениям: «Президентом я быть не собираюсь». Вообще, профессиональная сфера и работа его не очень интересуют. Оживляется, когда речь заходит о творчестве, особенно, о музыке.

  1. Отношение к исследованию.

Крайне в нем заинтересован, постоянно требует обратной связи, хочет видеть графики и отчет, заставляет искать подробные интерпретации в книжках.

Однако сам не хочет давать информацию, неохотно рассказывает о себе. Опросники заполняет старательно, чаще молча. Иногда допускает смешки и шутки, периодически уточняет вопросы и инструкции.


Гипотеза

- Испытуемый — веселый человек, легко находит контакт с другими людьми, легок в общении.

- В новой ситуации с новыми людьми испытывает определенный дискомфорт, но быстро адаптируется.

- Любит порядок во всем.

- Ориентирован скорее на семью.

- Огромную роль в его жизни играют друзья. На них он ориентируется в своих вкусах и мнениях.

- Испытуемый хорошо образован, обучаемость высокая.

- Это творческий человек.

- Склонен к самоанализу и рефлексии.

- Карьера не играет для него большой роли, он стремится скорее к комфорту, чем к успеху.

- Склонен отрицать у себя наличие проблем.
Психологический портрет

Типология личности

Испытуемый — экстраверт, общительный, имеющий много знакомых, энергичный, ориентированный на взаимодействие с другими людьми.

Он относится к интуитивному типу, обладающий фантазией, своей оригинальностью, интересуется общими основами вещей, но не конкретикой, ориентирован на будущее, находит его захватывающим и интригующим.

Мыслительный тип, добивается ясности любой информации, больше полагается на логичные и научно обоснованные теории, к остальным относится скептически, стремится быть объективным.

Испытуемый относится к решающему типу, он любит хорошую организацию, планирует свой день и свои действия, стремится к порядку и требует того же от других, доводит свою работу до конца.

В общем, он относится к тому типу людей, которые становятся хорошими руководителями, они ориентированы на цель, логичны, в работе ценят эффективность, энергичны, интеллигентны, при этом хранят домашний очаг, являются требовательными родителями, хотя иногда работа для них важнее семейного благополучия (опросник Кейрси).

Личностные черты

Испытуемый находится в некоторой зависимости от социальной желательности, озабочен своим социальным статусом (MMPI шкала К), возможно, с этим связаны полученные результаты тестов.

С одной стороны, испытуемый производит впечатление человека благоразумного, доброжелательного, общительного, имеющего широкий круг интересов, умеющий находить интерес и новизну даже в повседневных событиях (MMPI, шкала К; 16ЛФ шкала О). Это человек бодрый, активный, энергичный, жизнерадостный, веселый (MMPI, шкала 2; 16ЛФ фактор О). Он открытый, общительный, компанейский, любит естественные вещи и простые чувственные радости (16ЛФ, фактор N). Таким образом, испытуемый хорошо адаптирован в обществе.

С другой же стороны, он озабочен своим социальным статусом и испытывает от этого некоторую тревожность (MMPI, шкалы К и 3), в результате которой он недостаточно критичен по отношению к себе, а также склонен постоянно находиться в центре внимания, он ищет признания и поддержки (MMPI, шкала 3). При этом в некоторых ситуациях ему не хватает проницательности, он плохо понимает мотивы других людей, не умеет хитрить и ловкачить (16ЛФ, фактор N); он не знает, как себя повести и чего ждут от него окружающие (MMPI, шкала 8).

Однако эта тревожность вытесняется (MMPI, шкала 3), а поскольку для испытуемого важен его социальный статус, он стремится к межличностным контактам, общителен и эмоционально отзывчив (MMPI, шкала 0). Общение протекает для него непринужденно, это приятный, веселый, активный человек, уживчивый (MMPI. шкала 9, 16ЛФ, фактор L). Помешать ему может то, что он доверчив, всех людей считает добрыми и хорошими, может откровенно рассказывать о себе незнакомым людям (16ЛФ, фактор L).

Он получает удовольствие от жизни, хорошо приспосабливается к переменам (MMPI, шкала 9), и чувствует себя приспособленным, уверен в своих успехах и возможностях (16ЛФ, шкалы С и О). Он реалист, не привержен жестким схемам мышления, но стремится соблюдать нормы и требует этого же от других людей (MMPI, шкала 9).

Для испытуемого очень важны его друзья, он искренне заботится о них, не стремится конкурировать с ними и выделиться среди них (16ЛФ, фактор L). К своей группе он очень привязан, зависит от нее, нуждается в опоре и одобрении значимых для него людей (16ЛФ фактор Q2).

Испытуемый обладает богатым воображениям, выдумщик, чаще ориентирован на свои желания. У него свое мировоззрение, характерное только для него поведение, он не заботится о том, чтобы быть похожим на других и делать то же, что и все (16ЛФ, фактор М). Испытуемый — серьезный и реалистичный человек, осознает свои недостатки, хорошо осознает требования действительности (16ЛФ, фактор С).

Может брать на себя руководство, при этом весьма энергичен, имеет хорошие организационные способности. Пунктуален, склонен к тщательности и точности, основательности (MMPI, шкала 7; РНЖ). Он постоянен в своих планах и привязанностях, не поддается случайным колебаниям настроения (16ЛФ, фактор С). При принятии решений стремится быть максимально информированным (MMPI, шкала 9). но любую информацию стремится проверить, обдумать и осмыслить самостоятельно, не доверяя авторитетам; но точку зрения другого человека принимает, терпим к противоречиям и неясностям, хорошо воспринимает новую идею и может изменить свое мнение (16ЛФ фактор Q1). Однако в том, что касается текущих вопросов, бывает, не может обуздать эмоции логикой (16ЛФ, фактор N).

В целом это невозмутимый, удовлетворенный любым положением дел, упокоенный человек, относительно безразличный к удачам и неудачам, не стремящийся к достижениям (16ЛФ фактор Q4).

Самосознание личности

В целом испытуемый глубоко осознает себя, внутренне честен с собой (МИС, шкала 1).

Высокая степень самопринятия, испытуемый знает о своих недостатках, но относится к себе позитивно, с симпатией, без чрезмерной самопохвалы или самобичевания, не склонен обвинять себя в своих неудачах и недостатках (самоописание; МИС шкала 9). Испытуемый осознает ценность своей личности и предполагаемую ее ценность для других. Он отчетливо переживает свое Я как внутренний стержень, интегрирующий и образующий его личность, деятельность и общение (МИС, шкалы 2. 3, 5).

Однако он несколько неуверен в себе, поэтому подчеркивает свою незаинтересованность в социальном положении (РНЖ). Но внутренний конфликт вытесняется, испытуемый отрицает проблемы, поэтому может производить впечатление поверхностно самодовольного человека (МИС, шкала 8).

Мотивационная сфера личности

Испытуемый ориентирован на будущее (РНЖ, Кейрси).

Основная тенденция — основательность, обдуманность, монументальность. Он стремится четко контролировать все свои поступки и суждения, выводы (РНЖ).

Вообще испытуемый — реалист, старается трезво оценивать себя (МИС шкала 1). Имеет тенденции к рефлексии (РНЖ, самоописание).

Показатели использования защитных механизмов очень низкие. Чаще всего испытуемый прибегает к механизму отрицания (ЗМЛ шкала 1, MMPI шкалы 3 и 9) и регрессии (МИС шкала 3).

Регуляторная сфера личности

У испытуемого высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Он считает, что большинство важных событий в его жизни было результатом его собственных действий, что он может ими управлять. Он чувствует свою ответственность за эти события и за то, как складывается его жизнь в целом (УСК, шкала Ио)

Высокий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Испытуемый считает, что всего положительного в его жизни он добился сам и что он способен с успехом преследовать свои цели и в будущем (УСК, шкала Ид).

Субъективный контроль по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, испытуемый склонен обвинять себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях (УСК, шкала Ин).

Человек считает себя ответственным за события в его семейной жизни (УСК, шкала Ис).

Испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье, если он болен, то обвиняет в этом себя и считает, что выздоровление во многом зависит от его действий (УСК, шкала Из).

Интеллектуальная сфера, обучаемость

Высокая обучаемость, у испытуемого хорошо развиты внимание, способность к обобщению и анализу информации. Мыслительные процессы достаточно гибкие. Однако могут помешать эмоциональная деструкция, а также некоторые недостатки пространственного мышления.

Межличностные отношения

Для испытуемого межличностные отношения играют решающую роль. Это очень общительный, отзывчивый человек. Для него важно иметь людей, на которых он мог бы опереться, потому как сам он не проявляет инициативы в выборе линии поведения (16ДФ, фактор Q2).

Друзья для испытуемого очень важны, он заботится и не стремится выделиться среди них (16ЛФ фактор L)

Однако в межличностном общении могут возникать затруднения, связанные с озабоченностью испытуемого своим социальным положением, зависимостью от социальной желательности.


Заключение

В целом испытуемый очень позитивный человек. Производит впечатление благоразумного, доброжелательного, общительного. С ним интересно, он имеет широкий круг интересов, умеет находить интерес и новизну даже в повседневных событиях. Очень бодрый, активный, энергичный, жизнерадостный. Экстраверт, общаться с ним легко, он веселый, открытый, общительный, компанейский, любит естественные вещи и простые чувственные радости. Поэтому в обществе он хорошо адаптируешься.

У него богатое воображение, он выдумщик, чаще ориентирован на свои желания. Не заботится о том, чтобы быть похожим на других и делать то же, что и все, он творческая личность, любит творить. Ему интересно находить общие законы и общие основы вещей, а не ударяться в конкретику. Он думает о будущем, оно его не пугает, а скорее, захватывает и интригует. Получает удовольствие от жизни, хорошо приспосабливается к переменам, уверен в своих успехах и возможностях.

Он принимает на себя мужскую роль в достаточной мере, предприимчив, стремится к преодолению препятствий и контролю над ситуацией, не слишком чувствителен к оттенкам человеческих отношений и эстетическим тонкостям.

Высокая обучаемость, хорошо развиты внимание, способность к обобщению и анализу информации. Мыслительные процессы достаточно гибкие. Однако могут помешать деструктивное влияние эмоциональности на мыслительные процессы, а также некоторые недостатки пространственного мышления.

Но это только внешняя сторона. Внутри он несколько озабочен своим социальным статусом, тем, как к нему относятся люди и что они подумают о нем, и от этого возникает тревожность. В результате ему необходима постоянная поддержка и признание, он склонен находиться в центре внимания, а к себе относится недостаточно критично.

Кроме того, в некоторых ситуациях ему не хватает проницательности, он плохо понимает мотивы других людей, не умеет хитрить и ловкачить. Соответственно, иногда не знает, чего от него ожидают и как себя повести. Отмечу, что он беспокоится не о том, как будут приняты его мысли или вкусы, а именно за себя в конкретных ситуациях. Все это может усиливать внутреннее беспокойство и напряженность, он постоянно готов «нападать» на других людей, но эта агрессия скорее вербальная.

Эта тревожность у испытуемого вытесняется по механизму отрицания или регрессии. А именно, он подчеркивает, неважность для него мнения других людей относительно его персоны.

В какой-то степени это даже хорошо. Такая забота о том, что о нем думают, облегчает для него усвоение и принятие норм, принятых в обществе.

Кроме того, из-за такого рода тревожности испытуемый все время старается доказать себе, что он нравится людям. И тебе ему неплохо удается, поскольку оночень общителен и эмоционально отзывчив. Однако иногда по тем же причинам он подчеркиваешь свою незаинтересованность в социальном положении, и зачастую из-за этого может производить впечатление поверхностно самодовольного человека