- •Содержание.
- •Введение.
- •Раздел 1. Глава государства как основной институт политической системы. Роль парламента и правительства.
- •Раздел 2. Влияние ислама на государственные и политические институты.
- •Раздел 3. Армия в политическом процессе.
- •Раздел 4. Особенности партийных систем.
- •Раздел 5. Политических системы монархий Аравийского полуострова.
- •Процесс становления политических систем аравийских монархий.
- •Основные черты политических систем монархий Аравийского полуострова.
- •Заключение.
- •Список используемой литературы.
Содержание.
Содержание. 1
Введение. 2
Раздел 1. Глава государства как основной институт политической системы. Роль парламента и правительства. 3
Раздел 2. Влияние ислама на государственные и политические институты. 8
Раздел 3. Армия в политическом процессе. 13
Раздел 4. Особенности партийных систем. 16
Раздел 5. Политических системы монархий Аравийского полуострова. 22
Процесс становления политических систем аравийских монархий. 22
Заключение. 28
Список используемой литературы. 31
Введение.
Политические системы арабских стран в настоящее время представляют собой сложное переплетение государственных структур, политических партий, организаций и неформальных течений общественно-политического характера, которые в целом можно считать современными формами политического бытия государств Арабского Востока. Кроме этих форм большую роль в политической жизни арабских стран играют традиции и институты, не входящие непосредственно в политическую сферу (обычное право, религиозные общины, кланы), которые образуют мощный фонд социально-экономического, исторического, политического, культурного и религиозного наследия. Поэтому политическая жизнь арабских стран отличается исключительным полиморфизмом, богатством оттенков и направлений, делающих политический облик каждой страны уникальным и накладывающих специфический отпечаток на формы и способы функционирования государственных институтов власти, политических партий и всех политических систем в целом.
Особенности исторической судьбы каждой из арабских стран предопределили неравномерность их социально-политического развития и вытекающую из этого потребность разных стран в разных способах управления и различных государственных системах, соответствующих достигнутому каждой страной уровню общественной эволюции.
Экономическая многоукладность (представленная в арабских странах патриархально-общинным, феодальным, мелкокапиталистическим, государственным и другими укладами) является причиной переходного состояния всего общества и обуславливает довольно сложное соотношение и многообразные комбинации социально-политических сил, которые представлены в арабских странах целым спектром социальных групп, отличающихся, в свою очередь, внутренней неоднородностью и разобщенностью, что затрудняет их однозначное причисление к той или иной социальной общности. Наряду с «основными» классами в арабском мире сосуществуют многочисленные промежуточные социальные слои и группы. В целом, мозаичное арабское общество состоит из трех больших сегментов: традиционных, переходных и современных социальных групп, каждая из которых оказывает свое специфическое влияние на все общество и на определенном этапе его развития играет значительную роль в политической жизни. Кроме того, все группы состоят из компонентов, различных по своему этнонациональному, религиозно-конфессиональному, родо-племенному и сословному характеру. Поэтому национально-этнические и религиозно-общинные отношения также выступают одним из главных структурных элементов современного политического процесса в арабских странах.
Основой социализации во многих арабских странах по-прежнему является семейственность и принадлежность к клану. Власть зачастую концентрируется в личностных отношениях и социальных структурах, скрытых за формальным фасадом правительственных институтов, а личность никогда не предстает в обществе сама по себе, отъединенная от родственного клана, отношения которого с окружающими приобретают зачастую закрытый характер, по мере того, как его члены продвигаются по социальной лестнице. Политическое сознание населения по сути остается патриархальным и руководствуется идеологией традиционных ценностей, что создает определенные трудности при адекватной оценке политических процессов и механизмов принятия ключевых решений, равно как и программ политических партий и их лидеров, которые отдают дань традициям, привычным формулам, религиозным представлениям и т. д. В частности, это относится к понятиям арабского национализма и единства, места ислама в общественной жизни и т. д. При этом следует отметить, что и эти понятия по-разному трактуются в отдельных арабских странах, с учетом их национально-этнического и религиозного состава. Так, известны, например, попытки этноконфессиональных групп внутри отдельных стран (курдов в Ираке, маронитов в Ливане, коптов в Египте, берберов в странах Магриба) противопоставить «страновой» национализм общеарабскому.
Все эти специфические черты экономической, социальной, культурно-исторической, идеологической и психологической ситуации оказывают влияние на формы и способы функционирования государственных институтов и политических партий в арабских странах.