- •Экзаменационные ответы на вопросы по истории.
- •1. Основы методологии исторической науки.
- •2. Методы изучения истории и современная историческая наука.
- •3. Первобытное общество.
- •1. Каменный век
- •2. Медный век
- •3. Бронзовый век
- •4. Железный век
- •4. Общие проблемы истории Древнего Востока.
- •5. Ключевые проблемные вопросы в развитии Древней Греции.
- •6. Древний Рим: реперные точки исторического развития
- •7. Народы и государства на территории России.
- •8. Этногенез восточных славян.
- •9. Государства и народы Европы в эпоху раннего средневековья
- •10. Эпоха классического средневековья в Европе.
- •11. Средневековье на Востоке в V-XIII вв.
- •Индия (VII – XVIII вв.)
- •Арабский халифат (V – XI вв. Н.Э.)
- •12. Образование Древнерусского государства и его политическое развитие.
- •13. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в 9 – 13 века
- •14. Русские земли в период политической раздробленности: 12 век – первая половина 13 века
- •15 . Международное положение Руси, нашествие монголо-татар и установление ига.
- •16. Культура древней руси.
- •17. Государства и народы Европы в эпоху позднего средневековья.
- •18. Средневековье на Востоке в 14 – 15 веках
- •19. Русские земли и возвышение Москвы
- •20. Борьба московских князей за освобождение от ига и объединение русских земель
- •21. Особенности русского феодализма в 14 – 15 веке
- •22. Международные отношения в Восточной Европе в 14 – 15 веках: Русь, Литва и Орда
- •23. Русская культура в 14 – 15 веке
- •24. Западноевропейские государства в 16 – 17 веке
- •25. Восточная Европа в 16 – 17 веке
- •26. Государства и народы Азии и Америки в 16 – 17 веке
- •27. Московское государство в 16 веке.
- •Борьба с Казанским, Астраханским и Крымским ханствами – остатками Золотой Орды;
- •Достижение выхода к Балтийскому морю;
- •Возвращение земель, входивших в древнерусское государство.
- •28. Смутное время (предпосылки, причины, основные этапы и особенности)
- •29. Россия после Смуты (17 век)
- •30. Внешняя политика России в 17 веке
- •5. Восточное направление.
- •31. Социально-экономическое развитие России в 17 веке
- •В итоге к середине 17 века разорение времен смуты было преодолено.
- •32. Русская культура в 16 – 17 веке (особенности и этапы развития)
- •33. Век просвещения в Европе и Америке (18 век)
- •34. Европа и Америка в первой половине 19 века
- •В начале XIX в. Россия была огромной страной.
- •Становление двухпартийной политической системы в сша в 1 половине 19 века. Существовали партии федералистов и республиканцев.
- •Для расширения плантаций нужно было освоить территории. Южане должны были усилиться в политическом смысле.
- •35. Государства и народы Азии и Африки в XVIII – первой половине XIX вв.
- •36. Основные этапы и особенности преобразований Петра I. Эпоха «дворцовых переворотов».
- •37. Век Екатерины Великой и правление Павла I: основные черты государственно-политического и социально-экономического строя России во второй половине XVIII в.
- •38. Россия в первой половине XIX в.
- •39. Внешнеполитический курс Российской империи в XVIII в. – первой половине XIX в.
- •40. Русская культура в XVIII – первой половине XIX вв.
- •41. Европа и Америка во второй половине XIX века
- •42. Мир в начале 20 в.
- •43. Государства и народы Азии и Африки во второй половине 19-начале 20 вв.
- •44. Внутренняя политика и социально-экономическое развитие России во 2-й половине 19 века. Основные события: Реформы Александра II, Крестьянская реформа в России, Русско-турецкая война (1877—1878)
- •45. Россия в начале XX века
- •46. Общественная мысль и общественные движения во второй половине 19-начале 20 вв.
- •47. Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в. – начале хх в.
- •48. Русская наука и культура во второй половине XIX в. – начале хх в.
- •Просвещение
- •Литература
- •Живопись
- •Начало XX века — «серебряный век» русской культуры
- •Живопись
- •49. Европа и Америка после Первой мировой войны (1918-1929 гг.).
- •50. Проявление кризисных тенденций в 1930-е гг. В мире.
- •51. Восток между двумя мировыми войнами (1918–1939 гг.).
- •52. Октябрьская революция 1917 г. И гражданская война в России.
- •53. Новая экономическая политика (нэп)
- •54. Курс на форсированное строительство социализма в ссср в конце 1920-х гг. – в 1930-е гг. И его итоги.
- •55. Внешняя политика ссср в 20-30-е гг. Хх в.
- •56. Культурная жизнь ссср в 1920-е – 1930-е гг.
- •57. Вторая мировая война.
- •Начальный период Великой Отечественной войны
- •Перелом в ходе Великой Отечественной войны
- •Завершающий этап Великой Отечественной войны
- •58. Европа и Америка в послевоенном мире.
- •59. Азия и Африка после Второй мировой войны.
- •60. Ссср в годы Второй мировой войны
- •Мероприятия по укреплению обороноспособности Советского государства
- •Начало Великой Отечественной войны
- •Партизанская война
- •Освобождение территории ссср и Восточной Европы от фашизма (1944-1945)
- •6. Итоги Великой Отечественной войны
- •61. Послевоенное развитие Советского союза (1945-1964 гг.)
- •Послевоенный период (1945—1953)
- •«Хрущёвская оттепель» (1953—1964)
- •62. Эпоха «развитого социализма» и «перестройка» в ссср (1964-1991 гг.)
- •«Застой» (1964—1985)
- •Перестройка (1985—1991)
- •63. Внешняя политика ссср во второй половине XX в.
- •64. Наука и культура во второй половине XX в.
- •65. Советская культура во второй половине XX в.
- •Культура во второй половине 60-х — середине 90-х годов
- •66. Утверждение либерально-рыночных экономических основ России.
- •3.5 Продвижение России к экономической самостоятельности
- •3.6 Сущность социально-экономических преобразований переходного периода в России
- •67. Социальные преобразования на рубеже XX–XXI вв., новые отношения государства, общества и человека.
- •Взаимоотношения России со странами снг
- •Проанализируем аспекты взаимоотношений России со странами снг.
- •Перспективы развития России в XXI веке
- •68. Внешняя политика новой России и ее роль в современном мире.
Y
Экзаменационные ответы на вопросы по истории. 3
1. Основы методологии исторической науки. 3
2. Методы изучения истории и современная историческая наука. 3
3. Первобытное общество. 5
4. Общие проблемы истории Древнего Востока. 6
5. Ключевые проблемные вопросы в развитии Древней Греции. 7
6. Древний Рим: реперные точки исторического развития 8
7. Народы и государства на территории России. 8
8. Этногенез восточных славян. 9
9. Государства и народы Европы в эпоху раннего средневековья 11
10. Эпоха классического средневековья в Европе. 12
11. Средневековье на Востоке в V-XIII вв. 13
12. Образование Древнерусского государства и его политическое развитие. 14
13. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в 9 – 13 века 15
14. Русские земли в период политической раздробленности: 12 век – первая половина 13 века 16
15 . Международное положение Руси, нашествие монголо-татар и установление ига. 17
16. Культура древней руси. 18
17. Государства и народы Европы в эпоху позднего средневековья. 18
18. Средневековье на Востоке в 14 – 15 веках 20
19. Русские земли и возвышение Москвы 20
20. Борьба московских князей за освобождение от ига и объединение русских земель 21
21. Особенности русского феодализма в 14 – 15 веке 21
22. Международные отношения в Восточной Европе в 14 – 15 веках: Русь, Литва и Орда 22
23. Русская культура в 14 – 15 веке 23
24. Западноевропейские государства в 16 – 17 веке 25
25. Восточная Европа в 16 – 17 веке 26
26. Государства и народы Азии и Америки в 16 – 17 веке 27
27. Московское государство в 16 веке. 30
28. Смутное время (предпосылки, причины, основные этапы и особенности) 33
29. Россия после Смуты (17 век) 35
30. Внешняя политика России в 17 веке 37
31. Социально-экономическое развитие России в 17 веке 39
32. Русская культура в 16 – 17 веке (особенности и этапы развития) 41
33. Век просвещения в Европе и Америке (18 век) 42
34. Европа и Америка в первой половине 19 века 43
35. Государства и народы Азии и Африки в XVIII – первой половине XIX вв. 47
36. Основные этапы и особенности преобразований Петра I. Эпоха «дворцовых переворотов». 53
37. Век Екатерины Великой и правление Павла I: основные черты государственно-политического и социально-экономического строя России во второй половине XVIII в. 55
38. Россия в первой половине XIX в. 58
39. Внешнеполитический курс Российской империи в XVIII в. – первой половине XIX в. 65
40. Русская культура в XVIII – первой половине XIX вв. 72
41. Европа и Америка во второй половине XIX века 75
42. Мир в начале 20 в. 77
43. Государства и народы Азии и Африки во второй половине 19-начале 20 вв. 82
44. Внутренняя политика и социально-экономическое развитие России во 2-й половине 19 века. 84
45. Россия в начале XX века 85
46. Общественная мысль и общественные движения во второй половине 19-начале 20 вв. 86
47. Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в. – начале ХХ в. 88
48. Русская наука и культура во второй половине XIX в. – начале ХХ в. 89
49. Европа и Америка после Первой мировой войны (1918-1929 гг.). 92
50. Проявление кризисных тенденций в 1930-е гг. в мире. 93
51. Восток между двумя мировыми войнами (1918–1939 гг.). 95
52. Октябрьская революция 1917 г. и гражданская война в России. 97
53. Новая экономическая политика (НЭП) 98
54. Курс на форсированное строительство социализма в СССР в конце 1920-х гг. – в 1930-е гг. и его итоги. 99
55. Внешняя политика СССР в 20-30-е гг. ХХ в. 99
56. Культурная жизнь СССР в 1920-е – 1930-е гг. 99
57. Вторая мировая война. 100
58. Европа и Америка в послевоенном мире. 102
59. Азия и Африка после Второй мировой войны. 105
60. СССР в годы Второй мировой войны 107
61. Послевоенное развитие Советского союза (1945-1964 гг.) 111
62. Эпоха «развитого социализма» и «перестройка» в СССР (1964-1991 гг.) 112
63. Внешняя политика СССР во второй половине XX в. 114
64. Наука и культура во второй половине XX в. 117
65. Советская культура во второй половине XX в. 119
КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х — СЕРЕДИНЕ 90-х ГОДОВ 125
66. Утверждение либерально-рыночных экономических основ России. 127
67. Социальные преобразования на рубеже XX–XXI вв., новые отношения государства, общества и человека. 134
68. Внешняя политика новой России и ее роль в современном мире. 136
Экзаменационные ответы на вопросы по истории.
1. Основы методологии исторической науки.
История изучает следы человеческой деятельности. Объект - человек.
Функции исторического знания:
Научно-познавательный
Прогностический
Воспитательный
Социальная память
Метод (способ исследования) показывает, как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.
Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.
Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми.
Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественной – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественноисторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.
Существуют также специально-исторические методы исследования:
хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;
синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
дихронный – метод периодизации;
историческое моделирование;
статистический метод.
2. Методы изучения истории и современная историческая наука.
Эмпирический и теоретический уровни познания: Исторический и логический; Абстрагирование и абсолютизация; Анализ и синтез; Дедукция и индукция и др.
Историко-генетическое развитие
Историко-сравнительный
Историко-типологическая классификация
Историко-системный метод (все в системе)
Биографический, проблемный, хронологический, проблемно-хронологический.
Методы:
конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;
сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;
историко-генетический метод связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;
ретроспективный метод заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;
историко-типологический метод связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.);
хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.
Современная историческая наука отличается от исторической науки всех предшествующих эпох тем, что она развивается в новом информационном пространстве, заимствуя из него свои методы и сама влияет на его формирование. Сейчас на первый план выходит задача не просто написания исторических трудов на ту или иную тему, а создание верифицированной истории, проверяемой большими и надежными базами данных, создаваемыми усилиями творческих коллективов.
Особенности современная исторической науки:
Социокультурное развитие;
Духовно-ментальные основы;
Этно-демографические особенности;
Природно-географические особенности;
Политико-экономические аспекты;
Провиденциализм (по воле Бога);
Физиократизм (природные явления, не Бог, а человек);
Географические, общественные, социальные факторы;
Междисциплинарные подходы (антропология социальная, гендерные исследования).