1659
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова»
УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ
Методические указания для самостоятельной работы студентов
по специальности 09.05.01 - Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения
специализация «Автоматизированные системы обработки информации и управления»
Воронеж 2017
2
УДК 004
Новикова, Т.П. Управление данными [Текст] : методические указания для самостоятельной работы студентов по специальности 09.05.01 - Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения, специализация «Автоматизированные системы обработки информации и управления»
/ Т.П. Новикова; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ». – Воронеж, 2017. – 24 с.
Печатается по решению учебно-методического совета ФГБОУ ВО «ВГЛТУ» (протокол № ___ от «___» ___________ 2017 г. )
Рецензент: ОАО «НИИЭТ», заведующий лабораторией к.т.н. А.И. Яньков
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Введение………………………………………………………………………... |
4 |
1. Формы и содержание самостоятельной работы…………………………… |
6 |
1.1. Аудиторная самостоятельная работа………………………...………... |
6 |
1.2.Внеаудиторная самостоятельная работа………………………………. 7
2.Рекомендации по самостоятельной работе студентов……………………. 11
2.1.Правила самостоятельной работы с литературой ……………………. 11
2.2.Организация самостоятельной работы при подготовке к аудитор-
ным занятиям ………………………………………………………………….. 14 2.2.1. Практические занятия ……………………………………………….. 14 2.2.2. Самопроверка ………………………………………………………… 15
2.2.3.Консультации…………………………………………………………. 15
2.2.4.Подготовка к экзаменам и зачетам………………………………….. 15 2.3. Темы, выносимые на самостоятельную работу………………………. 16
2.4. Правила предоставления отчета по самостоятельной работе ………. |
18 |
2.4.1. Правила оформления работ…………………………………………. |
19 |
2.4.2. Основные этапы выполнения отчета по самостоятельной работе… |
20 |
Библиографический список…………………………………………………… |
22 |
Приложение………………………………………………………………….. |
23 |
4
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Управление данными» относится к профессиональному циклу дисциплин по специальности 09.05.01 - Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения (индекс по учебному плану Б1.Б.11 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 09.05.01 - Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2016 № 790-дсп и учебным планом направления, утвержденным и.о. ректора ВГЛТУ.
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний и умений по организации баз данных в среде современных СУБД.
Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом, способствует развитию следующих компетенций:
способность использовать языки и системы программирования, программные средства общего назначения, инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных (ОПК-4);
способность учитывать в своей профессиональной деятельности современные тенденции развития компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, обработки информации, использовать навыки работы с компьютером в сфере профессиональной деятельности (ОПК-6);
способность учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ОПК-7);
способность использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии (ОПК-9);
способность приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОСПК-1);
способность осуществлять техническое сопровождение элементов автоматизированных систем специального назначения (ПК-12);
5
способность обосновывать технические условия и задания на проектирование аппаратного, программного и информационного обеспечения автоматизированных систем специального назначения (ПК-16);
способность разрабатывать и выбирать проектные решения, наиболее полно отвечающие предназначению объекта и технологии производства (ПК17);
способность применять основные положения теории передачи данных при построении и разработке автоматизированных систем (ПСК-2.1);
способность осуществлять технологическое управление современными системами коммутации и передачи трафика реального времени (ПСК-2.2);
способность самостоятельно осваивать перспективные образцы систем коммутации и средств автоматизированной обработки информации и управления (ПСК-2.3);
способность осуществлять сопряжение разнородных автоматизированных систем обработки информации, управления и систем коммутации (ПСК-2.4).
6
1. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа – планируемая учебная, учебноисследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна быть эффективной и целенаправленной работой студента.
1.1. Аудиторная самостоятельная работа
Аудиторная самостоятельная работа (под непосредственным контролем преподавателя) включает в себя:
–выполнение лабораторных работ, носящих научно-исследовательский характер, под контролем преподавателя;
–прием и защита отчетов по лабораторным работам (во время проведения л/р);
–выполнение курсовых работ в рамках дисциплины (руководство, консультирование и защита курсовых работ);
–текущие консультации;
–коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин;
–самоконтроль и взаимоконтроль выполняемых индивидуальных заданий (оценивание знаний студентов на лабораторных занятиях самими студентами).
7
1.2.Внеаудиторная самостоятельная работа
1.2.1. Формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.):
Основная литература
1.Агальцов В. П. Базы данных [Электронный ресурс]. В 2-х кн. Кн. 2. Распределенные и удаленные базы данных / доп.УМО вузов по политехническому университетскому классическому образованию в качестве учебника / В.П. Агальцов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 272 с,- ЭБС «Знаниум».
2.Кузин А. В. Базы данных [Текст] : доп. УМО вузов по унив. политехи, образованию в качестве учеб, пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки дипломир. специалистов 654600 "Информатика и выч. техника" / А. В. Кузин, С. В. Левонисова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия,
2008. - 320 с.
Дополнительная литература
1.Кузовкин А. В. Управление данными [Текст] : доп. УМО вузов по унив. политехи, образованию в качестве учеб, для студентов высш. учеб, заведений / А. В. Кузовкин, А. А. Цыганов, Б. А. Щукин. - М. : Академия, 2010. -
256 с.
2.Нестеров С.А. Базы данных [Электронный ресурс]: учебное пособие. - СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2013. - 250 с. - ЭБС "Единое окно".
3.Советов Б. Я. Базы данных [Текст] : теория и практика : рек. УМО по унив. политехи, образованию в качестве учеб, для студентов вузов / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовский. - Изд. 2-е, стер. - М. : Высш.
тик., 2007. - 463 с.
4.Хомоненко А. Д. Базы данных [Текст] : учеб, для высш. учеб, заведений : рек. УМО по образованию / А. Д. Хомоненко, В. М. Цыганков, М. Г. Мальцев; под ред. А. Д. Хомоненко. - 6-е изд. - М. : Бином-Пресс; СПб. : КО-
РОНА-век, 2007. - 736 с.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
- СУБД MS SQL Server - РСУБД фирмы Microsoft [Электронный ре-
сурс]. - Режим доступа: http://www.microsoft.com - Загл. с экрана.
8
-Базы данных. Учебные пособия и обзоры [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://citforum.ru/database/.- Загл. с экрана.
-Введение в реляционные базы данных [Электронный ресурс]. - Ре-
жим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/74/74/info - Загл. с экрана.
- |
Основы |
SQL [Электронный |
ресурс]. - Режим доступа: |
http://www. intuit.ru/studies/courses/5/5/info.- Загл. с экрана. |
|||
- |
Введение в базы данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: |
http://www.mstu. edu.ru/studv/materials/zelenkov/toc.html.- Загл. с экрана.
1.2.2.Теоретическая подготовка к лабораторным занятиям (на основе рекомендованной литературы и информационных ресурсов сети Интернет) и их оформление.
1.2.3.Составление аннотированного списка статей из соответствующих
журналов.
1.2.4.Выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплины и т.д.
1.2.5.Создание тезауруса курса (тезаурус — специальный тип словаря нормативной лексики с точно определенными связями между терминами).
1.2.6.Выполнение реферата по выбранной теме.
Учебный реферат является самостоятельной научно-исследовательской работой студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы, излагается собственная точка зрения на нее. Основными свойствами реферата являются: передача ключевой, наиболее важной информации (самых существенных положений, выводов); сжатый, свернутый вид; наличие собственной оценки рассматриваемых положений со стороны студента.
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Подготовка реферата – один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает студента вдумчиво работать с источниками, ориентироваться в них, выбирая необходимую информацию.
9
Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление первичного текста, преобразование информации аналитикосинтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.
Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Она отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Работа должна быть информативной, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферативная работа может быть репродуктивной, воспроизводящей содержание первичного текста, и продуктивной, содержащей критическое или творческое осмысление реферируемого источника.
Реферат, выполняемый по дисциплине «Применение нанотехнологии в автомобильном транспорте», относится к категории продуктивных, является самостоятельной научно-исследовательской работой студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы, излагается собственная точка зрения на нее.
Основными свойствами реферата являются:
–передача ключевой, наиболее важной информации (самых существенных положений, выводов);
–сжатый, свернутый вид;
–наличие собственной оценки рассматриваемых положений со стороны студента, отраженных в заключении.
Реферат – результат смысловой переработки прочитанного, поэтому он не должен носить компилятивный характер, состоять из механически скопированных (например, из Интернета) конструкций.
1.2.6. Подготовка аннотированного обзора литературы по заданной теме. Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборни-
ка), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет следующие основные части:
–содержательную характеристику первоисточника, цель автора;
–композицию, структуру первичного текста;
–иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.
10
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала возникли проблемы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. При этом следует формулировать вопросы максимально конкретно.