2847
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по организации и прохождению научно-исследовательской практики
для аспирантов по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное хозяйство,
направленность программы Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация
Воронеж 2018
2
УДК 630*340 (630*28) Ч49
Чернышов М.П. Методические указания по организации и прохождению научно-исследовательской практики для аспирантов по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное хозяйство, направленность программы Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация [Электронный ресурс]. / М.П. Чернышов /. М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова». – Воронеж, 2018. – 19 с.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию решением редакционно-
издательского совета ВГЛТУ (протокол № __ от 00.00.2018 г.)
Рецензент – главный специалист отдела лесоустройства, лесного планирования и проектирования участка технологического контроля Воронежского филиала ФГБУ «Рослеинфорг» «Воронежлеспроект» Кабанцов А.П.
3
Оглавление
|
ВВЕДЕНИЕ |
|
1 |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ..……………………………………….…… |
4 |
2 |
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ……………………………………… |
5 |
3 |
ПОРЯДОК НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ …. |
6 |
3.1 |
Цели и задачи практики …………………………………………….. |
6 |
3.2 |
График прохождения научно-исследовательской практики …….. |
8 |
3.3 |
Содержание практики ………………………………………………. |
9 |
3.4 |
Индивидуальное задание …………………………………..………. |
10 |
3.5 |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций ….. |
11 |
3.6 |
Типовые контрольные задания …………………………………….. |
12 |
4 |
ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ |
|
5 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ |
|
|
НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ …………… |
14 |
6 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ В СЕТИ |
|
|
ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО- |
|
|
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ |
|
|
ПРАКТИКИ ………………………………………………………….. |
15 |
6.1 |
Перечень учебной литературы ……………………………………… |
15 |
6.2 |
Ресурсы «Интернет» ………………………………………………… |
17 |
…………………………….....
4
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические указания составлены на основе:
-Паспорта специальности научных работников 06.03.02 «Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация»;
-Учебного плана ВГЛТУ по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 06.03.02 «Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация»;
-Рабочей программы дисциплины «Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация» по направлению подготовки аспирантов 35.06.02 – «Лесное хозяйство»;
-Рабочей программы «Научно-исследовательская практика» по направлению подготовки аспирантов 35.06.02 – «Лесное хозяйство» направленность программы «Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация».
Научно-исследовательская практика является важной составной частью образовательного процесса подготовки научных кадров высшей квалификации.
Основной целью научно-исследовательской практики является закрепление теоретических положений и приобретение практических навыков самостоятельного ведения научно-исследовательской работы и подготовка материала для написания кандидатской диссертации в какой-либо сфере лесного хозяйства.
Для каждого аспиранта цель и конкретные задачи для каждого очередного этапа научно-исследовательской практики указываются в индивидуальном задании, выдаваемым научным руководителем до начала практики.
После завершения научно-исследовательской практики аспирант представляет научному руководителю отчет, в котором отражаются все элементы практики.
5
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Практика аспирантов, обучающихся в образовательных учреждений высшего образования, является важной составной частью основной образовательной программы высшего образования.
Объёмы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки высшего образования (далее ФГОС ВО).
Цели и задачи научно-исследовательской практики определяются со-
ответствующими ФГОС ВО и примерными программами практики, рекомендуемыми соответствующими УМО.
Основными местами (объектами) научно-исследовательской практики являются научно-исследовательские учреждения и вузы лесного профиля Российской Федерации.
Основными задачами научно-исследовательской практики для аспи-
рантов являются:
-получение знаний и проведение прикладных исследований по выбранной научной теме;
-разработка рабочих планов и программ проведения научных исследова-
ний;
-постановка задач исследования, выбор методов экспериментальной работы, представление результатов исследований в виде научных статей и отчетов;
-создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать процессы и явления;
-обработка, анализ и систематизация научно-техническую информации по теме исследований, выбор методов и средств решения задач;
-изучение и анализ отечественных и зарубежных публикаций и результатов по тематике исследований;
-самостоятельное выполнение лабораторные исследования для решения научно-исследовательских и производственных задач с использованием современной аппаратуры и методов исследования;
-подготовка научно-технических отчетов и отчетов по НИР, публикация научный работ по результатам выполненных исследований.
6
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Требования к организации практики определяются ФГОС ВО. Организация научно-исследовательской практики на всех этапах должна быть направлена на приобретение практических навыков самостоятельного выполнения на- учно-исследовательской работы и подготовку материала для написания выпускной квалификационной работы (далее по тексту ВКР) в области лесного хозяйства.
Объёмы и содержание всех этапов практики определяются программой практики, которая утверждается вузом на основе примерных программ практик, рекомендуемых соответствующим УМО, и с учётом специфики баз и мест практики.
Научно-исследовательская практика аспирантов проводится на базе на- учно-исследовательских учреждений и вузов лесного профиля в соответствии с целями и задачами. Для руководства практикой аспирантов в структурных подразделениях вуза назначается научный руководитель ВКР, в организациях назначается руководителем практикой сотрудник от организации.
Формой и видом отчетности по практике является предоставление аспирантом отчета. Дневник не предусматривается.
Форма промежуточного и (или) итогового контроля прохождения практики устанавливается учебным планом с учетом требований ФГОС ВО.
Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости аспирантов.
Аспиранты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Аспиранты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из ВГЛТУ, как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном положением о проведении аттестации.
Учебная нагрузка научных руководителей практики определяется, исходя из количества часов, предусмотренных учебным планом.
Руководители практики от университета:
- устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики, согласовывают оформление необходимых документов (договоров, направлений, пропусков и др.);
7
-разрабатывают тематику индивидуальных заданий в соответствии с темой ВКР;
-несут ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;
-осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержа-
нием;
-оказывают методическую помощь аспирантам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов для выполнения ВКР;
-оценивают результаты выполнения практикантами программы практи-
ки.
Практика на базе научно-исследовательских учреждений и вузов лесного профиля осуществляется на основе индивидуальных договоров, в соответствии
скоторыми указанные организации обязаны предоставить места для прохождения практики аспирантами ВГЛТУ. В договоре университет и предприятие оговаривают вопросы, касающиеся проведения практики. Договор должен предусматривать назначение двух руководителей практики от организации (как правило, руководителя организации, его заместителя или одного из ведущих специалистов), а также руководителей практики от университета.
Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса ВГЛТУ.
С момента зачисления аспирантов в период практики на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном порядке.
3 ПОРЯДОК НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
3.1 Цели и задачи практики
Цели научно-исследовательской практики – приобретение практических навыков самостоятельного ведения научно-исследовательской работы и подготовка материала для написания кандтдатской диссертации в области лесного хозяйства.
При проведении научно-исследовательской практики перед аспирантом ставятся следующие задачи:
8
-собрать и изучить материал по теме научно-исследовательской работы (провести анализ литературных и патентных источников по теме научного исследования с использованием современных информационных технологий), сформулировать цель, задачи, научную проблему и научную концепцию исследования;
-выбрать и изучить методологию и оптимальные методы научного исследования по тематике магистерской диссертации, соответствующие её задачам;
-закрепить теоретические знания и апробировать сформулированные теоретические гипотезы, провести моделирование исследуемых процессов, обработку и анализ результатов моделирования, выявить закономерности, позволяющие достичь цель и решить задачи исследования;
-изучить правила эксплуатации исследовательского оборудования, провести экспериментальные исследование вопросов по тематике ВКР;
-обобщить результаты и сформулировать выводы по итогам исследований, разработать рекомендации по практическому использованию полученных результатов;
-разработать заявку на изобретение или полезную модель на образцы новой техники и технологические процессы;
-написать обзор и статьи по результатам проводимых исследований для их опубликования;
-приобрести навыки самостоятельного проведения научно-исследователь- ских и практических разработок в соответствующей области.
В соответствии с целью и задачами прохождения аспирантами научноисследовательской практики на предприятии планируемыми результатами являются:
-анализ, систематизация и обобщение научно-технической информации по теме исследований в виде информационно-аналитического обзора;
-теоретическое и/или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач, включая математическое моделирование, численный эксперимент и/или натурный эксперимент в виде отчета и статей;
-анализ достоверности полученных результатов, сравнение результатов исследования объекта разработки с результатами исследований отечественных
изарубежных аналогов;
9
-анализ научной и практической значимости проводимых исследований,
атакже технико-экономической эффективности разработки в виде отче-та и публикации, а также заявки на изобретение или полезную модель;
-окончательная формулировка темы ВКР и обоснование целесообразности ее разработки.
Рекомендуются следующие рассматриваемые вопросы и примерное распределение времени на научно-исследовательскую практику аспиранта, устанавливаемые руководителем практики и, в случае прохождения её части на одном из предприятий, согласованные с руководством предприятия.
3.2 График научно-исследовательской практики
Научно-исследовательская практика проводится согласно учебному плану подготовки аспирантов на 1-3 курсах: 1 и 2 курс – продолжительность по 1 неделе, трудоемкостью по 54 часа (1,5 ЗЕТ); 3 курс – продолжительностью 2/3 недели и общей трудоемкостью 36 часов (1 ЗЕТ).
Научно-исследовательская практика состоит из трех последовательных этапов с распределением времени на каждом из них, представленным в таблице
1.
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
|
|
График научно-исследовательской практики |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
№ |
|
Всего |
ЗЕТ |
Форма |
Место |
|
Разделы (этапы) практики |
текущего |
выполнения |
||||
п/п |
часов |
СРС |
||||
|
контроля |
работ |
||||
|
|
|
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
ЭТАП 1 |
|
|
1 курс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРО- |
54 |
1,5 |
Устный от |
Кафедра и |
|
|
БЛЕМ В РАМКАХ ТЕМЫ ВКР |
|
|
чет, предва- |
библиотека |
|
|
|
|
|
рительный |
ВГЛТУ |
|
|
|
|
|
письменный |
|
|
|
|
|
|
отчет |
|
|
|
- выбор и обоснование темы исследования - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- составление рабочего плана и графика вы- |
|
|
|
|
|
|
полнения исследования; |
|
|
|
|
|
|
- проведение исследования (постановка целей |
|
|
|
|
|
|
и конкретных задач, формулировка рабочей |
|
|
|
|
|
|
гипотезы, обобщение и критический анализ |
|
|
|
|
|
|
трудов отечественных и зарубежных специа- |
|
|
|
|
|
|
листов по теме исследования); |
|
|
|
|
|
|
- составление библиографии по теме научно- |
|
|
|
|
|
|
исследовательской работы |
|
|
|
|
10
Окончание таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
ЭТАП 2 |
|
|
2 курс |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕД- |
54 |
1,5 |
Устный от |
Кафедра и |
|
ПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРАКТИКИ |
|
|
чет, предва- |
библиотека |
|
В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМОЙ ВКР: |
|
|
рительный |
ВГЛТУ |
|
|
|
|
письменный |
|
|
|
|
|
отчет |
|
|
- описание объекта и предмета исследования |
|
|
|
|
|
по проблеме НИИ или вуза; |
|
|
|
|
|
- сбор и анализ информации о предмете ис- |
|
|
|
|
|
следования по проблеме НИИ или вуза |
|
|
|
|
|
- изучение отдельных аспектов рассматривае- |
|
|
|
|
|
мой проблемы предприятия |
|
|
|
|
|
- анализ проблемы процесса управления с по- |
|
|
|
|
|
зиций эффективности НИИ или вуза; |
|
|
|
|
|
- статистическая и математическая обработка |
|
|
|
|
|
информации по проблеме НИИ или вуза |
|
|
|
|
|
- информационное обеспечение управления |
|
|
|
|
|
НИИ или вуза |
|
|
|
|
|
- анализ информационных источников по про- |
|
|
|
|
|
блеме НИИ или вуза (посещение библиотек, |
|
|
|
|
|
работа в Интернете |
|
|
|
|
|
- оформление результатов проведенного ис- |
|
|
|
|
|
следования и их согласование с научным ру- |
|
|
|
|
|
ководителем ВКР |
|
|
|
|
|
ЭТАП 3 |
|
|
3 курс |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП |
36 |
1 |
Устный |
Кафедра и |
|
|
|
|
отчет |
библиотека |
|
|
|
|
|
ВГЛТУ |
|
- обобщение собранного материала в соответ- |
|
|
|
|
|
ствии с программой практики |
|
|
|
|
4 |
Оформление отчета, подготовка презентации |
|
|
презентация |
Кафедра |
|
Защита отчета |
|
|
Зачет |
Кафедра |
|
Итого |
144 |
4 |
|
|
3.3 Содержание практики
Содержание практики определяется руководителями программ подготовки аспирантов на основе ФГОС ВО и отражается в индивидуальном задании на научно-исследовательскую практику. В ходе научно-исследовательской практики работа аспиранта организуется в соответствии с логикой работы над его будущей ВКР:
- выбор и (или) уточнение темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования; формулирование цели задач исследования;