3062
.pdfМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Ф. МОРОЗОВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЮ
ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА)
по направлению подготовки 35.06.04 -Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве (уровень аспирантуры)
Направленность программы -Технология и машины лесозаготовок и лесного хозяйства
Воронеж 2018
УДК 630*.65.011.54(075)
Попиков П. И. Методические указания по организации и прохождению
практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика) по направлению подготовки 35.06.04 -Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве (уровень аспирантуры). Направленность программы -Технология и машины лесозаготовок и лесного хозяйства [Текст] / П.И. Попиков;М-во науки и высшего образования РФ, ФГБУ ВО «ВГЛТУ». - Воронеж: 2018.-18 с.
Оглавление
1.Цели и задачи практики:…………………………………………………. 4
2.Место практики в структуре образовательной программы……………….4
3.Требования к уровню освоения содержания практики……………………5
4.Место проведения практики и распределение ее по времени……………..8
5.Содержание педагогической практики…………………………………….10
6. Формы отчётности по итогам практики……………………………………11
7.Фонд оценочных средств, для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике……………………………………………………. 12
8.Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики …………………………………………………………………………16 9.Библиографический список…………………………………………………..16
1. Цели и задачи практики
Основными целями педагогической практики являются:
-формирование у аспирантов профессиональной компетентности в области организации и ведения учебного процесса для осуществления эффективной профессиональной педагогической деятельности по образовательным программам высшего образования на уровне квалифицированного преподавателя;
-формирование у аспирантов целостного представления о педагогической деятельности, педагогических системах и структуре высшей школы;
-закрепление у аспирантов устойчивых навыков практического применения психолого-педагогических знаний и умений в области педагогики высшей школы, приобретенных при теоретическом изучении дисциплин образовательной программы аспирантуры;
-укрепление у аспирантов мотивации к педагогической работе в высших учебных заведениях;
-приобщение аспирантов к реальным проблемам и задачам, решаемым
вобразовательном процессе;
-получение и закрепление навыков подбора и практической реализации современных образовательных технологий, методов, приемов преподавания дисциплин и их апробирования в учебном процессе;
-овладение методами преобразования научного знания в учебный материал, постановки и систематизации учебных и воспитательных задач,
-приобретение и укрепление навыков изложения предметного материала, проведения отдельных видов учебных занятий, диагностики, контроля и оценки эффективности уровня освоения дисциплин, педагогического проектирования и подготовки учебно-методических материалов по дисциплинам учебного плана высшего образования в соответствие с профилем подготовки;
-приобретение опыта педагогической работы и навыков построения эффективного педагогического и коммуникативного взаимодействия со студентами и профессорско-преподавательским коллективом в условиях высшей школы.
2. Место практики в структуре образовательной программы
Практика является составной частью основной образовательной программы подготовки кадров высшей квалификации для обучающихся в
аспирантуре по направлению подготовки 35.06.04 -Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, входит в Блок 2 «Практики» программы подготовки в аспирантуре и в полном объеме относится к вариативной части программы, индекс по учебному плану – Б2.В.01(П).
Педагогическая практика является обязательным этапом обучения аспирантов как исследователей и научно-педагогических работников и непосредственно ориентирована на приобретение практического профессионального опыта и умений для осуществления преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования.
Педагогическая практика аспирантов представляет собой вид практической деятельности аспирантов по осуществлению учебновоспитательного процесса в высшей школе, включающий в себя преподавание профильных дисциплин, организацию учебной деятельности студентов, научно-методическую работу и направленный на овладение ими системой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной преподавательской работы.
3. Требования к уровню освоения содержания практики
3.1. Для эффективного прохождения педагогической практики у обучающегося должны быть сформированы следующие предварительные компетенции:
а) общекультурными (ОК)
-способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный
иобщекультурный уровень (ОК-1);
-способностью собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-4);
б) профессиональными (ПК):
- способностью организовать развитие творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрение достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использование передового опыта, обеспечивающих эффективную работу подразделения, предприятия(ПК-18).
3.2 Практикант по результатам прохождения педагогической практики должен обладать следующими компетенциями:
Общекультурными (ОК):
-способностью свободно пользоваться литературной и деловой письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением иностранным языком как средством делового общения(ОК-6);
-способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ОК-7);
Профессиональными (ПК):
- способностью и готов использовать современные психологопедагогические теории и методы в профессиональной деятельности (ПК-22).
3.3В результате освоения практики обучающийся должен Знать:
–содержание образовательных стандартов, рабочих программ и планов дисциплин специальности;
–принципы разработки и оформления рабочих программы и планов дисциплин;
–методические подходы к подготовке и проведению учебных занятий;
–педагогические методы и подходы к организации и осуществляю учебного процесса, мотивации учащихся к выполнению поставленных задач;
Уметь:
–разрабатывать рабочие программы и учебные планы дисциплин;
–организовывать научные мероприятия среди студентов;
–разрабатывать методические указания и пособия по дисциплинам;
–подготавливать презентации и доклады к конференциям и лекционным занятия;
Владеть навыками:
–организации и проведения учебного процесса;
–подготовки лекционного материала;
–разработки рабочей программы и плана дисциплин;
–разработки методических указаний и пособий.
3.4. Перечень планируемых результатов обучения при
прохождении практики
Процесс выполнения программы практики направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее по тексту ФГОС ВО) по направлению подготовки 35.06.04 -Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Выпускник, освоивший программу педагогической практики, должен обладать следующими компетенциями:
-готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-4);
-способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).
В результате прохождения педагогической практики аспирант должен: знать: основные требования федеральных государственных образовательных стандартов; структуру учебного плана по одной из образовательных программ университета; основных принципов, методов и форм организации педагогического процесса; методов контроля и оценки профессионально-значимых качеств обучаемых; учебно-методическую литературу, материально-техническое и программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана; формы организации образовательной и научной деятельности в университете; приемы самоанализа учебных занятий, а также анализа учебных занятий, проведенных опытными преподавателями и своими коллегами; требований,
предъявляемых к преподавателю университета в современных условиях; уметь: ориентироваться в организационной структуре и нормативно-
правовой документации учреждения высшего образования; дидактически преобразовывать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе; самостоятельно проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс; использовать современные нововведения в процессе профессионального обучения;
владеть: методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности преподавателя; культурой речи, общения; методами проведения практических и семинарских занятий со студентами по рекомендованным темам учебных дисциплин; методами проведения лекций; навыками организации и проведения учебного процесса; навыками
подготовки лекционного материала; навыками разработки рабочей программы и фонда оценочных средств дисциплины.
4. Место проведения практики и распределение ее по времени
Педагогическая практика для аспирантов в проводится в аудиториях кафедры механизации лесного хозяйства и проектирования машин.
Практика проводится в соответствии с графиком, составленным научным руководителем совместно с аспирантом.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Руководитель практики проводит регулярные консультации, оказывает методическую помощь практиканту, помогает в сборе необходимых материалов. График работ составляется в соответствии с расписанием учебных дисциплин по согласованию с профессорскопреподавательским составом кафедр.
Педагогическая практика проходит на 1, 2 и 3 курсах.
Общая продолжительность педагогической практики в процессе обучения составляет всего 144 часа: 1 курс – 1 неделя (54 часа); 2 курс – 1 и 1/3 неделя (72 часа), 3 курс – 1/3 недели (18 часов)
Виды работы и их распределение по курсам представлены в таблице 1. Таблица 1
Виды работы |
Курс |
|
|
Организационное собрание. Проведение инструктажа по технике |
1 |
безопасности при проведении практики. |
|
Ознакомление с программой педагогической практики. |
|
Составление индивидуального плана и графика прохождения |
|
педагогической практики, разработка темы индивидуального |
|
задания. |
|
Освоение методик и форм образовательного процесса. |
|
Ознакомление с учебной и материально-технической базой |
|
структурного подразделения, программно-информационным |
|
обеспечением, техническими средствами обучения. |
|
Изучение литературы по проблемам педагогики высшей |
|
школы. |
|
Ознакомление с учебно-методической документацией (учебные |
|
планы, рабочие программы, фонды оценочных средств и т.д.). |
|
Посещение занятий ведущих преподавателей. |
|
|
|
Анализ педагогической деятельности преподавателя. |
|
|
Освоение навыков проведения занятий. |
|
|
Разработка практического |
занятия с использованием |
|
образовательного метода. |
|
|
Пробное проведение учебных занятий под руководством научного |
|
|
руководителя. |
|
|
Отчет о проделанной работе. |
|
|
|
|
|
Организационное собрание. Проведение инструктажа по технике |
2 |
|
безопасности при проведении практики. |
|
|
Ознакомление с программой педагогической практики. |
|
|
Составление индивидуального плана и графика прохождения |
|
|
педагогической практики, разработка темы индивидуального |
|
|
задания. |
|
|
Изучение литературы по проблемам педагогики высшей |
|
|
школы. |
|
|
Изучение современных методик подготовки и проведения |
|
|
лекций, лабораторных работ, практических занятий, |
|
|
семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов. |
|
|
Подбор материалов к лекциям, практическим занятиям и |
|
|
лабораторным работам. |
|
|
Проведение учебных занятий под руководством научного |
|
|
руководителя и самостоятельно. |
|
|
Отчет о проделанной работе. |
|
|
|
|
|
Организационное собрание. Проведение инструктажа по технике |
3 |
|
безопасности при проведении практики. |
|
|
Ознакомление с программой педагогической практики. |
|
|
Составление индивидуального плана и графика прохождения |
|
|
педагогической практики, разработка темы индивидуального |
|
|
задания. |
|
|
Проведение аудиторных занятий по закрепленной дисциплине и |
|
|
самоанализ занятий. |
|
|
Освоение инновационных образовательных технологий. |
|
|
Практическая подготовка (разработка рабочих программ, |
|
|
проведение лабораторных и практических занятий и др.). |
|
|
Оказание методической помощи преподавателям кафедры в |
|
|
написании учебно-методической документации. |
|
|
Анализ собранных данных, составление и оформление отчета по |
|
|
практике. |
|
|
|
|
|
Виды контроля |
|
Зачет |
|
|
|
на 1, 2
, 3
курсах
5. Содержание педагогической практики
Педагогическая практика осуществляется в форме аудиторной и (или) методической работы. Содержание педагогической практики аспирантов не ограничивается непосредственной аудиторной деятельностью (самостоятельное проведение практических занятий, чтение пробных лекций по предложенной тематике и др.). Предполагается совместная работа практиканта с профессорско-преподавательским составом по решению текущих учебно-методических задач, знакомство с инновационными образовательными технологиями и их внедрением в учебный процесс. Практикант может участвовать в разработке методических указаний, рабочих программ и планов дисциплины, подготовки лекционного материала.
Индивидуальное задание по практике содержит вопросы, которые аспирант должен рассмотреть для полного и глубокого усвоения методики подготовки к образовательному процессу (лекционные, практические, лабораторные занятия, семинары и т.п.) и его осуществлению в виде открытого занятия с приглашением руководителя практики, т.е. научного руководителя, можно с приглашением заведующего кафедрой.
Основные элементы индивидуального задания:
1.Изучить содержание ФГОС ВО направления подготовки (по заданию);
2.Освоить содержание и методику оформления рабочей программы (по заданию);
3.Подготовить презентацию к лекционному (практическому или лабораторному) занятию по дисциплине (по заданию);
4.Подготовить план проведения занятия по дисциплине (по заданию);
5.Разработать методические указания на практическое занятие или лабораторную работу (по заданию);
6.Освоить методику преподавания по средствам изучения специальной литературы и посещения лекционных и практических занятий ведущих преподавателей (по заданию);
7.Подготовиться и провести открытое лекционное, практическое или лабораторное занятие (по заданию).
Пример содержание индивидуального задания по педагогической практике содержится в таблице 2.