- •Философия, ее роль в жизни человека и общества. Специфика философского знания. Основные разделы философии.
- •Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- •Философские школы древнего Китая (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм).
- •Философские школы Древней Индии ( джайнизм, буддизм, чарвака, веданта, санкхья, вайшешика).
- •Древнегреческие натурфилософы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит).
- •Атомистическая трактовка бытия в Древней Греции (Левкипп, Демокрит, Эпикур).
- •Философия Сократа и ее значение в истории древнегреческой философии.
- •Учение Платона об идеях.
- •Философская система Аристотеля.
- •Теоцентризм средневековой философии. Ф. Аквинский и схоластика.
- •Средневековая философия мусульманского Востока.
- •Натурфилософия Возрождения (г. Галилей, н. Коперник, Дж. Бруно)
- •Проблема метода познания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
- •Философские взгляды ф. Бэкона. Учение об «идолах».
- •Философия Нового Времени: материализм т. Гоббса. «Левиафан».
- •Сенсуализм д. Локка. Политическая теория.
- •Философия Нового времени: пантеизм б. Спинозы.
- •Философия Нового времени: монадология г. Лейбница.
- •Р. Декарт как создатель рационалистического учения.
- •«Критическая» философия и. Канта.
- •«Энциклопедия философских наук» г.В.Ф. Гегеля.
- •Философия Французского Просвещения: идеи ф. Вольтера и ж. Ж. Руссо.
- •Французские материалисты: Гольбах, Дидро, Гельвеций, Ламетри.
- •24. Философские идеи к. Маркса и ф.Энгельса.
- •25. Основные течения иррационализма в философии конца 19 века – начала 20 века: волюнтаризм (а. Шопенгауэр), интуитивизм (а. Бергсон), философия жизни (ф. Ницше), психоанализ (з. Фрейд) и др.
- •Теория психоанализа Фрейда:
- •26. Особенности русского Просвещения: м.В. Ломоносов, а. Н. Радищев.
- •27. Западники и славянофилы о судьбах России. Евразийцы.
- •28. Особенности русской религиозной философии начала 20 века. ( На выбор: в.С Соловьев, н.А. Бердяев, п.А. Флоренский, и.А. Ильин).
- •29. Русская религиозная философия второй половины 19 нач. 20 века: Вл. Соловьев, н.Г. Бердяев.
- •30. Психоаналитическая философия: з. Фрейд, э. Фромм, к.-г. Юнг.
- •31. Категория бытия. Основные типы бытия.
- •32. Понятие материи. Уровни организации и строения материи.
- •33. Пространство и время как атрибуты материи. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- •34. Движение, его разновидности. Основные формы движения материи.
- •35. Универсальные связи бытия. Категории диалектики (общая характеристика).
- •36. Понятие природы. Живая и неживая природа. Этапы взаимодействия человека и природы.
- •37. Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм.
- •38. Проблема возникновения жизни. Основные концепции.
- •39. Категория «идеальное» в философии. Соотношение понятий «дух», «душа», «сознание».
- •40. Сознание как объект философского анализа. Проблема происхождения сознания.
- •41. Общественная природа сознания. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки.
- •42. Сознание и отражение действительности. Сознательное и бессознательное. Фрейд о природе бессознательного.
- •44. Проблема истины. Объективность истины. Абсолютная и относительная истины. Критерии истины.
- •45. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Роль фантазии.
- •46. Рациональное познание и его формы: понятие суждение, умозаключение.
- •47. Основные категории и законы диалектики
- •48. Генезис науки. Научное знание, его специфика и строение.
- •49. Методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, моделирование.
- •50. Методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент) и теоретического познания (абстрагирование, идеализация).
- •51. Взаимосвязь биологического и социального в человеке. Разнообразие трактовок природы человека: социал-дарвинизм, расизм, мальтузианство, евгеника, марксизм.
- •52. Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Основные модели взаимоотношений личности и общества.
- •53. Проблема смысла жизни человека. Дискуссия о «праве на смерть». Эвтаназия и ее аспекты.
- •54. Философское понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система.
- •55. Типология общественного развития: разнообразие теоретических моделей (г.В.Ф. Гегель, к. Маркс, к. Ясперс, у. Ростоу, э. Тоффлер и др.)
- •56. Понятие культуры. Структура культуры: виды, уровни, типология.
- •57. Культура и цивилизация: сходство и различия.
- •58. Концепция локальных культур и цивилизаций (о. Шпенглер, а. Тойнби, п. Сорокин).
- •59. Человек в информационно-техническом мире. Научно-техническое развитие. Информационно-компьютерная революция.
- •60. Философские аспекты глобальных проблем цивилизации.
Оглавление
1. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Специфика философского знания. Основные разделы философии. 3
2. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия 5
3. Философские школы древнего Китая (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм). 7
4. Философские школы Древней Индии ( джайнизм, буддизм, чарвака, веданта, санкхья, вайшешика). 10
5. Древнегреческие натурфилософы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит). 11
6. Атомистическая трактовка бытия в Древней Греции (Левкипп, Демокрит, Эпикур). 13
7. Философия Сократа и ее значение в истории древнегреческой философии. 13
8. Учение Платона об идеях. 15
9. Философская система Аристотеля. 16
10. Теоцентризм средневековой философии. Ф. Аквинский и схоластика. 18
11. Средневековая философия мусульманского Востока. 19
12. Натурфилософия Возрождения (Г. Галилей, Н. Коперник, Дж. Бруно) 21
13. Проблема метода познания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм. 23
14. Философские взгляды Ф. Бэкона. Учение об «идолах». 24
15. Философия Нового Времени: материализм Т. Гоббса. «Левиафан». 24
16. Сенсуализм Д. Локка. Политическая теория. 26
17. Философия Нового времени: пантеизм Б. Спинозы. 27
18. Философия Нового времени: монадология Г. Лейбница. 28
19. Р. Декарт как создатель рационалистического учения. 29
20. «Критическая» философия И. Канта. 30
21. «Энциклопедия философских наук» Г.В.Ф. Гегеля. 31
22. Философия Французского Просвещения: идеи Ф. Вольтера и Ж. Ж. Руссо. 32
23. Французские материалисты: Гольбах, Дидро, Гельвеций, Ламетри. 34
24. Философские идеи К. Маркса и Ф.Энгельса. 36
25. Основные течения иррационализма в философии конца 19 века – начала 20 века: волюнтаризм (А. Шопенгауэр), интуитивизм (А. Бергсон), философия жизни (Ф. Ницше), психоанализ (З. Фрейд) и др. 37
Теория психоанализа Фрейда: 39
26. Особенности русского Просвещения: М.В. Ломоносов, А. Н. Радищев. 40
27. Западники и славянофилы о судьбах России. Евразийцы. 40
28. Особенности русской религиозной философии начала 20 века. ( На выбор: В.С Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, И.А. Ильин). 42
29. Русская религиозная философия второй половины 19 нач. 20 века: Вл. Соловьев, Н.Г. Бердяев. 42
30. Психоаналитическая философия: З. Фрейд, Э. Фромм, К.-Г. Юнг. 44
31. Категория бытия. Основные типы бытия. 45
32. Понятие материи. Уровни организации и строения материи. 46
33. Пространство и время как атрибуты материи. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. 47
34. Движение, его разновидности. Основные формы движения материи. 48
35. Универсальные связи бытия. Категории диалектики (общая характеристика). 50
36. Понятие природы. Живая и неживая природа. Этапы взаимодействия человека и природы. 51
37. Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм. 53
38. Проблема возникновения жизни. Основные концепции. 54
39. Категория «идеальное» в философии. Соотношение понятий «дух», «душа», «сознание». 56
40. Сознание как объект философского анализа. Проблема происхождения сознания. 57
41. Общественная природа сознания. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки. 59
42. Сознание и отражение действительности. Сознательное и бессознательное. Фрейд о природе бессознательного. 60
44. Проблема истины. Объективность истины. Абсолютная и относительная истины. Критерии истины. 60
45. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Роль фантазии. 62
46. Рациональное познание и его формы: понятие суждение, умозаключение. 63
47. Основные категории и законы диалектики 64
48. Генезис науки. Научное знание, его специфика и строение. 67
49. Методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, моделирование. 69
50. Методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент) и теоретического познания (абстрагирование, идеализация). 71
Эмпирические 72
Теоретические 72
51. Взаимосвязь биологического и социального в человеке. Разнообразие трактовок природы человека: социал-дарвинизм, расизм, мальтузианство, евгеника, марксизм. 73
52. Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Основные модели взаимоотношений личности и общества. 75
53. Проблема смысла жизни человека. Дискуссия о «праве на смерть». Эвтаназия и ее аспекты. 77
54. Философское понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. 78
55. Типология общественного развития: разнообразие теоретических моделей (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, К. Ясперс, У. Ростоу, Э. Тоффлер и др.) 79
56. Понятие культуры. Структура культуры: виды, уровни, типология. 81
57. Культура и цивилизация: сходство и различия. 82
58. Концепция локальных культур и цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). 84
59. Человек в информационно-техническом мире. Научно-техническое развитие. Информационно-компьютерная революция. 86
60. Философские аспекты глобальных проблем цивилизации. 88
Философия, ее роль в жизни человека и общества. Специфика философского знания. Основные разделы философии.
Философия – система теоретических представлений о сущности и общих закономерностях развития природы, общества, человеческого познания, о месте человека в мире.
Роль философии:
1. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.
2. Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека.
3. Позволяет выработать культуру разумного мышления.
4. изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: имеет очень много общего с научным знанием — предмет,методы; однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека
Основные разделы философии:
Онтология – учение о бытии, о его сущности.
Гносеология – учение о познаваемости и пределах познания мира.
Метафизика – учение о том, что существует за пределами физического мира, возможного опыта человека.
Антропология – учение о человеке, о его происхождении, становлении, смысле жизни.
Этика – учение о нравственности, морали, практическая философия, которая учит оценивать различные ситуации для возможных правильных поступков.
Логика – самостоятельная наука о законах и формах мышления, которая изучает формальные отношения в языке.
Эстетика – наука о чувственном восприятии мира, о прекрасном и безобразном.
Социальная философия – учение об обществе.
Экологическая философия – учение о взаимодействии человека, общества и природы.
Философия науки – раздел, изучающий историю и философию научного знания.
Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
Мировоззрение – целостная система воззрений на мир, на место в нем человека, отражающая отношение человека к миру и самому себе.
Мировоззрение существует на двух уровнях.
Первый уровень мировоззрения — мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности.
Второй уровень мировоззрения — это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности.
Исторически первым типом мировоззрения считается миф.
Миф — первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.
Как, правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: - происхождение Вселенной, Земли и человека; - объяснение природных явлений; - |жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; - вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: - очеловечивание природы; - наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; - отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); - практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, зашита от стихии и т.д.); - однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа — это создание модели, примера, образца.
Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное существо и существование двух миров - потусторонний и наш мир.
Религия исследует вопросы те же, что и миф: - происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; - объяснение природных явлений; - поступки, судьба человека; - нравственно-этические проблемы.
Отличительные особенности религии:
- делит реальность на естественное и сверъестественное (божественное), не поддающееся постижению средствами разума;
- основана на вере в существование особой сакральной реальности;
- признает сверхъестественные сущности (бога или богов и пр. сущности) в качестве творцов реальности, признавая человека и природу тварными и вторичными;
- выделяется в особый институт общества, оказывает большое влияние на социальную жизнь.
Философия – система теоретических представлений о сущности и общих закономерностях развития природы, общества, человеческого познания, о месте человека в мире.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: - космоцентризм; - теоцентризм; - антропоцентризм.
Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: - основано на знании (а не на вере либо вымысле); - рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); - логично (имеет внутреннее единство и систему); - опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.