- •Вопрос 1. Что является объектом товароведения?
- •Вопрос 2. Кто являются субъектами товароведения?
- •Вопрос 3. Когда и где впервые начали преподавать товароведение растительных и животных материалов?
- •Вопрос 4. Охарактеризуйте основные периоды развития товароведения.
- •1. Товарно-описательный период: XVI в. –XVII в.
- •2. Товароведно-технологический период: нач. XVIII в. - нач. XX в.
- •3. Товарно-формирующий период: нач. XX в. -сер. XX в.
- •4. Интеграционный этап: к. Хх в. - нач. Ххі в.
- •5. Современный период: 10-20 гг. Ххі в.
- •Вопрос 5. Какова особенность развития медицинского и фармацевтического товароведения в нашей стране?
- •Вопрос 6. Какой аспект качества товара изучается в товароведении?
- •Вопрос 7. Какие документы регламентируют уровень качества медицинских и фармацевтических товара?
- •Вопрос 8. Знания каких дисциплин, изучаемых вами, необходимы для освоения медицинского и фармацевтического товароведения?
- •Вопрос 9. Какие методы научного познания используются в товароведении?
- •Вопрос 10. Какие методы практической товароведной деятельности используются в товароведении?
- •Практическое занятие по теме №2 «Товар. Классификация медицинских и фармацевтических товаров. Характеристика групп медицинских товаров.»
- •Вопрос 1. Понятие товар. Определение.
- •Вопрос 2. Классификация медицинских и фармацевтических товаров.
- •Вопрос 3. Понятие классификации. Методы классификации.
- •Иерархический метод
- •Фасетный метод
- •Вопрос 4. Классификационные методы кодирования.
- •Вопрос 5. Товароведная классификация медицинских товаров.
- •Классы, подклассы и группы составляют общую товарную классификацию потребительских товаров
- •2. По степени переработки мед. Товары классифицируют на три группы:
- •3. По продолжительности применения:
- •4. По способу применения изделия медицинской техники делятся на:
- •5. По направлению движения товары подразделяют на импортные,
- •Вопрос 6. Классификаторы продукции и товаров.
- •Вопрос 7. Общероссийский классификатор продукции.
Практическое занятие по теме №1
«Товароведение как наука. Исторические аспекты. Предмет и задачи медицинского товароведения в профессиональной деятельности провизора. Теоретические основы медицинского товароведения».
Вопрос 1. Что является объектом товароведения?
Товароведение – это научная дисциплина, изучающая потребительные
стоимости товара, которые образуют присущие только этому товару свойства или качества
Потребительная стоимость (свойство) – способность товара
удовлетворять конкретные потребности человека, а совокупность таких свойств означает потребительскую ценность. (полезность товара, его ценность для потребителя)
Объектом МФТВ являются медицинские и фармацевтические товары
соответственно (мб в будущем разработано товароведение медицинских и фармацевтических услуг)
Предметом МФТВ являются потребительные ценности медицинских и
фармацевтических товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека.
Вопрос 2. Кто являются субъектами товароведения?
Субъекты товароведной деятельности делятся на 2 вида:
товароведы и потребители товара.
Вопрос 3. Когда и где впервые начали преподавать товароведение растительных и животных материалов?
В 1549 году в Падуанском универе Италии была открыта
кафедра товароведения растит. и животных фарм.материалов. (см. ниже)
Вопрос 4. Охарактеризуйте основные периоды развития товароведения.
1. Товарно-описательный период: XVI в. –XVII в.
С середины XVI века широкое развитие торговых связей между государствами повлекло за собой необходимость упорядочения требований к качеству товаров, в первую очередь аптекарских
В 1549 году в Падуанском университете Италии была открыта кафедра товароведения растительных и животных фармацевтических материалов. Аналогичные кафедры открылись в Геттингенском университете (1774) и в Венском политехническом институте (1866).
2. Товароведно-технологический период: нач. XVIII в. - нач. XX в.
Появилась необходимость в товароведческой экспертизе, как особом виде деятельности при оценке качества товара.
В России в это время также видят необходимость перехода к машинному производству медицинских инструментов. В 1721 г. Петр I издает специальный указ об организации на Аптекарском острове в Петербурге «Инструментальной избы». Вскоре мастерская лекарских инструментов была открыта и в Москве.
В 1738 г. был составлен каталог хирургических инструментов, выпускаемых в России.
В 1765 г. Российская медицинская коллегия издает на латинском
языке Военную (полевую, лагерную) фармакопею — Pharmacopea castrensis, которая состояла из каталога для полковых аптек, включавшего 191 наименование лекарственных средств, 50 прописей сложных лекарственных форм и описание ряда медицинских инструментов
В 1783 г. выпускается морская фармакопея — «Pharmacopoea navalis» на латинском и русском языках.
В 1788 г. Медицинская коллегия выпустила на латинском языке гражданскую Общегосударственную фармакопею, известную под названием Pharmacopoea Rossica, где описаны только отечественные лекарственные средства из растительного сырья и кратко методы их получения.
В 1789 г. издается Аптекарский устав, в котором предусматривается
ведение реестра разрешенных к применению лекарственных средств. Выделяются отдельные дисциплины.
В Европе наука о лекарствах до 17 в. преподавалась как комплекс знаний, базирующийся в основном на сочинении Диоскорида (I в. н. э.)
«Materia medica» («Врачебное веществословие»).
В XVII веке от этой общей основы знаний о лекарствах начинают
отделяться фармакология и обобщенная фармацевтическая дисциплина — фармацевтическое товароведение, которое рассматривало все вопросы, связанные с изготовлением лекарств, описанием их свойств и хранением.
Начало преподавания медицинского и фармацевтического товароведения в России можно отнести к 1764—1765 гг. (в МГУ открыли кафедру «Лекарствоведение».
В четвертом издании Российской фармакопеи большое внимание уделяется товароведческим характеристикам.
В этот период происходит выделение дисциплин: фармакологии, фармакогнозии, материаловедения и технологии.