Скачиваний:
2
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
132.61 Кб
Скачать

Перейдем к ограничению числа адвокатов не­христиан… 10 процентами. Не рассмат­ривая этой меры с принципиальной точки зрения, что сделано уже нами в другом месте1, мы взглянем только на те результаты, к которым она мо­жет привести на практике. Прежде всего, несом­ненно, что она уменьшит ежегодный прирост ад­вокатского сословия и уменьшит значительно... Вследствие этого, грозящая сословию опас­ность переполнения будет на время предотвраще­на и замедлена. Насколько продолжительным ока­жется действие этой предохранительной прививки, нельзя сказать, за неимением точных статистичес­ких данных … Но нет сомнений, что она не более, как паллиатив, неспособный коренным образом излечить зло, и что в тот момент, когда сословие переполнится, она утратит все свое зна­чение. Что касается, далее, упорядочения подго­товки к адвокатуре, то оно принесет, конечно, благодетельные плоды. Но странно было бы ждать от него больших результатов, чем те, какие вооб­ще в состоянии дать правильное применение принципа относительной свободы профессии, часть которого представляет надлежащая практическая подготовка. В самом деле, кто будет сле­дить за деятельностью молодых юристов, готовя­щихся к адвокатуре и подавать им пример, кто станет внушать им правила профессии, кто будет нравственным руководителем их? Сословие практикующих адвокатов и его советы. Но каков поп, таков и приход. Может ли курица научить своих птенцов плавать, когда она сама не умеет держаться на поверхности воды? И кто станет учиться живописи у сапожника? Ввиду таких со­ображений, мы никак не можем разделить упова­ние одного уважаемого автора, что «корпоратив­ное устройство способно, хоть в отдаленном буду­щем, подготовить кадры честной адвокатуры, про­никнутой сознанием своих высоких общественных задач»1. Чтобы таким путем создать честную ад­вокатуру, нужно предварительно иметь ее: «от во­роны не бывать синицам», говорит Шекспир. Из этого заколдованного круга можно найти выход только в коренной реформе адвокатуры на совер­шенно новых началах, изменяющих основной ха­рактер профессии и ставящих ее в иные, более благоприятные для развития и процветания усло­вия деятельности.

Наконец, подчинение частной адвокатуры дис­циплинарному надзору советов присяжных пове­ренных является в наших глазах мерой весьма сомнительного достоинства. Действительно, частные поверенные стоят особняком от присяжных, не образуют да и не могут образовать одного сословия с ними вследствие неодинакового ум­ственного и нравственного ценза. Следовательно, советы присяжных поверенных будут для частной адвокатуры не органом самоуправления, а таким же посторонним начальством, каким являются в настоящее время суды. Но, спрашивается, пред­ставляет ли дисциплинарный надзор советов больше гарантий беспристрастия и справедливос­ти, чем контроль судов? Нисколько. Если, быть может, советы более заинтересованы в поддержа­нии достоинства частной адвокатуры, чем суды, и с большей энергией возьмутся за дело, то от присяжных поверенных, заседающих в советах, трудно ждать такого нелицеприятного отношения к своим конкурентам - частным поверенным, ко­торого несомненно в состоянии держаться судьи. Другими словами, дисциплинарный надзор сове­тов обладает недостатком, противоположным тому, каким грешит контроль судов: место чисто формального, благодушно-снисходительного отно­шения займет преувеличенная строгость и при­дирчивость, частные поверенные уподобятся крыловским лягушкам, получившим в цари, не по своей, впрочем, просьбе, взамен неподвижного истукана - живого журавля. Но проект, предос­тавляя дисциплинарную власть советам, немед­ленно уничтожает все ее значение. Дело в том, что на приговоры советов частные поверенные могут подавать жалобы особому присутствию, со­стоящему из четырех членов суда. Вследствие этого, строгость советов будет парализована, и главный надзор останется в сущности за судами, которые в своих аппеляционных решениях, стоя на почве точного закона, станут по прежнему преследовать только юридические проступки по­веренных, оставлять безнаказными нравственные и ограничиваться формальным отношением к делу. Изложенные соображения показывают, что подчинение частных поверенных дисциплинарной власти советов присяжной адвокатуры вряд ли приведет к значительно лучшим результатам, сравнительно с настоящим положением вещей.

Вот и все меры, предлагаемые проектом. Ни одна из них, как мы показали, не в состоянии сколько-нибудь заметным образом видоизменить общее действие основных принципов организа­ции адвокатуры. Поэтому проектируемая реформа со своим частичным улучшением деталей так же мало способна спасти нашу адвокатуру от неми­нуемого падения, как соломинка удержать утопа­ющего на поверхности воды.

III.

В таком свете представляется нам будущее рус­ской адвокатуры. Нам могут заметить, что мы смотрим на него сквозь темные очки; что современное положение вещей обрисовано нами слишком мрачными красками; что мы придаем черес­чур большое значение внешней организации про­фессии; что между русскими адвокатами есть не­мало лиц с твердыми нравственными принципа­ми, которые не поддадутся влиянию даже самых неблагоприятных условий профессиональной дея­тельности. Пусть так. Пусть мы преувеличили. Пусть опасность, грозящая русской адвокатуре, не столь велика и не так близка, как нам кажется. Но, спрашивается, можно ли по этой причине ос­тавить без изменения те внешние условия, кото­рые способны совратить с пути честного и бескорыстного служения обществу лиц, не обладающих характерами Аристида и Катона? К чему подвер­гать жестокому испытанию их достоинства и нравственные убеждения? Самые ловкие экви­либристы не в силах долго удержаться на ледя­ной крутизне. И можно ли требовать большей устойчивости от обыкновенных людей, вступаю­щих на скользкую стезю адвокатуры? Разве не было бы в тысячу раз полезней обставить про­фессию такими условиями, которые содействова­ли бы ее процветанию, а не тормозили его; воз­вышали бы адвокатуру во мнении общества, а не унижали; привлекали бы к занятию ею наибо­лее достойных лиц, а не отталкивали их, внушая чувство брезгливости; давали бы адвокатам воз­можность оставаться бескорыстными служителями правосудия и общества, помощниками суда, гла­шатаями научной истины, а не заставляли обра­щаться в ремесленных ходатаев и агентов частных лиц? Каковы эти условия, - здесь не место разбирать. Это сделано нами в специальном со­чинении. В настоящей статье мы пытались толь­ко осветить факелом науки темную бездну, пере­секающую тот путь, по которому идет русская адвокатура. До края роковой пропасти пока дале­ко; еще есть возможность свернуть на другую, более безопасную дорогу, и настоящее время представляется чрезвычайно удобным для корен­ной реформы. Русская адвокатура еще очень мо­лода: она не дожила даже до тридцатилетнего юбилея, а молодое растение легче пересадить на новую почву, чем старое. Внешние условия дея­тельности еще не наложили неизгладимой печати на нравственный характер всех представителей профессии; злоупотребления и пороки не успели пустить глубоких корней и обратиться в стойкие традиции и обычаи; сословие далеко не перепол­нено, и сорные травы не настолько разрослись, чтобы заглушить молодые побеги честной адвока­туры; словом, недуг еще не запущен, а следовательно, излечим. Не надо только терять времени:

Огонь, пока он мал, задуть легко,

Но дай ему порядком разгореться,

Его не потушить тогда рекой.

(Шекспир)

Это должны помнить те, кому дорого будущее нашей адвокатуры. Videant consules!

1 Данная работа вышла в 1893 г. Е.В.Васьковский на рубеже XIX-XX вв. был известнейшим русским юристом, доктором гражданского права (с 1901 г.). Им были написаны "Организация адвокатуры" (СПб, 1883), "Учебник гражданского права" в двух выпусках (1894-1896), "Основные вопросы адвокатской этики" (1895).

1 См. наше сочинение «Организация адвокатуры» 1893 г. Для лучшего понимания последующих рассуждений читателю было бы полезно предварительно прочесть 7 главу I части и 8 главу II части.

2 «Организация адвокатуры» I, 359 и сл.

1 Гребенщиков А.А. Задачи адвокатуры («Журнал граж­данского и уголовного права» 1886, № 5, с. 2).

1 В Германии уже бывали случаи содержания адвоката­ми питейных заведений и даже с «женской прислугой». См. Freudenstein: Partei und Rechtsanwalt, 1884, 19.

2 См. «Организацию адвокатуры», I стр. 276, 304, 370, 384, 390, 392, 393.

3 Уч. суд. уст. ст. 204 и прим. к 210.

1 См. «Организацию адвокатуры», I, стр. 346 и след.

2 См. «Организацию адвокатуры», I, 340-342; II, 65-68.

1 См. «Организацию адвокатуры», I, 89, 90, 105-107, 279.

1 «Журнал гражданского и уголовного права». 1891, № 10, с. 193.

2 См. «Организация адвокатуры», I, 342.

3 См. «Организация адвокатуры», II, 164, 165.

1 См. «Организация адвокатуры», I, 281, 391; II, 88-91.

1 См. «Юридическая газета», 1892, №№ 16, 18 и 22.

1 «Организация адвокатуры», II, 211-213.

1 Г.Д.Джаншиев. Ведение неправых дел,1887, XXIII.

Соседние файлы в папке учебный год 2023