- •Практическое занятие 2. Античная философия
- •Почему родиной философии считается древняя Греция? Назовите предпосылки возникновения древнегреческой философии (политические, культурологические, экономические).
- •2. Проанализируйте рассуждения Гераклита и найдите в них элементы диалектики.
- •3. Рассмотрите взгляды древнегреческих атомистов с позиций современной науки:
- •4.??? Проанализируйте одну из апорий, предложенных Зеноном из Элеи. Какая мысль в этой апории доказывается? Почему ее решение лежит не в области математики и физики, а в области логики?
Практическое занятие 2. Античная философия
Вопросы для обсуждения:
Почему родиной философии считается древняя Греция? Назовите предпосылки возникновения древнегреческой философии (политические, культурологические, экономические).
I. Объективные предпосылки:
1) Социально-политические: а) общественное разделение труда; б) систематическое производство материальных благ, содержательно изменившее человека и поставившее его в принципиально новое отношение к природе: приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием; в) разделение общества на классы; г) возникновение государств, городов-мегаполисов с демократической формой государственного устройства;
2) Культурно-исторические: а) создание письменности; б) возникновение наук (математики, астрономии, физики, географии, медицины); в) возникновение и развитие различных видов искусства; г) возникновение образовательных учреждений (ликеи, академии); д) наличие в обществе мифологии и религии как здоровых начал культуры.
II. Субъективные предпосылки - т.е. предпосылки связанные с развитием самого человека, его духовного мира.
1) Осознание древним человеком бытия в целом, самого себя и своих границ. Перед человеком открывается глубина мира и собственная значимость. Человек начинает осмысливать мир и себя как проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет понимания и спасения. Этот духовный процесс имел решающее значение для формирования философии и начался он за тысячелетие до нашей эры, т.е. до рождества Христова. Всё, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течении немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.
2) Сформировавшиеся возможности человеческого сознания и психики, связанные с абстрактным, рационально-чувственным отображением мира. Уже древние философы указали на два источника из которых "рождается" философия: а) Способность удивляться. Древнегреческий философ Аристотель считал, что всё наше знание, а философия в особенности обязано такой способности человека, как способности "удивляться". Чем богаче, сложнее духовный мир личности, тем сильнее развита у ней эта способность. Человеку умственно, нравственно развитому приятно и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. "Мыслю - следовательно существую", - говорит великий философ и учёный Декарт (XVII в.). б) Переживание. Человек не только познаёт мир. Он живёт в нём. Человеческое отношение к миру (и к самому себе) есть переживание, а самым глубоким и сильным в нём является переживание времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (древнегреческий философ V век до нашей эры) вдохновляющим гением философии. Только человек знает о неизбежности собственной смерти, и это заставляет его думать о смысле жизни - а это и есть философствование.
2. Проанализируйте рассуждения Гераклита и найдите в них элементы диалектики.
Климент: «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим». Движение
Аэций: «Гераклит [учит], что вечный круговращающийся огонь [есть бог], судьба же – логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений». Движение + противоречие
Арий Дидим: «На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые воды». Движение
Ипполит: «Морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же гибель и отрава». Противоречие.
Платон: «Прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнить с родом человеческим». Противоречие + сравнение
Плутарх: «Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе – в первом». Противоречение, движение.
Ориген: «Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости». Искусство спора.
Ипполит: «Не понимают, как расходящееся с самим собой приходит в согласие, самовосстанавливающуюся гармонию лука и лиры». Противоречие, движение.
Альберт Великий: «Если бы счастьем было услаждение тела, счастливыми назвали бы мы быков, когда они находят горох для еды». Сравнение.