Учебный год 2023-2024 / эссе по МСП
.docДенисова Н.А., 320
Государственная политика и программы поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
Малое и среднее предпринимательство (далее — МСП) - является неотъемлемым условием экономического роста. Это можно объяснить тем, что развитая сеть МСП:
быстро приспосабливается к любым изменениям в экономике, а значит, может быстро и оперативно меняться в нужную сторону;
распределяет риски и зависимость от крупных игроков рынка, тем самым, улучшает стабильность экономики в целом;
развивает региональный уровень экономики. Развитая сеть МСП позволяет децентрализовать экономику.
Осознавая плюсы и понимая важность МСП, государство поставило своей целью развивать и поддерживать сеть МСП. В своем эссе я попробую проанализировать основные направления поддержки и программ развития МСП.
За основу следует взять Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Обратимся к определению поддержки:
-деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации и т. д.
То есть государство в первую очередь опирается на развитие целой инфраструктуры для МСП, а не отдельных направлений.
Чтобы понять, из чего складывается инфраструктура для развития МСП, мной был проанализирован «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», глава которого была посвящена основным направлениям государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 годы.
Основными векторами государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства на долгосрочную перспективу являются:
- снижение уровня финансовой нагрузки на субъекты МСП от избыточных административных барьеров;
- расширение мер имущественной поддержки субъектов МСП (реализация государственного и муниципального имущества; увеличение количества объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков и других);
- снижение финансовых расходов субъектов МСП, связанных с ведением предпринимательской деятельности;
- упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры;
- совершенствование трудового законодательства, регулирующего отношения в сфере малого и среднего предпринимательства.
Мне кажется верным считать, что данные направления созданы для решения проблем МСП. Действительно, бюрократизм, большие административные барьеры заставляют МСП закрываться и уходить с рынка. Механизмы, созданные государством, с большей долей вероятностью защитят МСП от существующих проблем.
По итогам данных программа развития, государство хочет добиться следующих результатов:
- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей в общей численности занятого населения, - 32,2 процента;
- количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации (без учета индивидуальных предпринимателей) - 15,7 единиц;
- количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации - 38,2 единиц.
Прогноз предполагает рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства к 2030 году в 1,3 раза до 7,7 млн. субъектов, в том числе 5,4 млн. индивидуальных предпринимателей. Такой прирост должен быть обеспечен системной поддержкой малого и среднего предпринимательства со стороны государства, развитием инфраструктуры, включая особые внедренческие и инновационные зоны.
Подводя итог вышесказанного, мне хочется отметить, что государство прикладывает достаточно усилий для развития и поддержки МСП. Однако сами предприниматели не всегда знают и пользуются программами поддержки. Для того, чтобы благие намерения государства реализовались, следует ознакомить МСП с ними. Иначе данная поддержка будет только в федеральном законе.