книги из ГПНТБ / Артиллерийский полубронированный гусеничный тягач АТ-П техническое описание и инструкция по эксплуатации
..pdfА В Т О Т Р А К Т О Р Н О Е У П Р А В Л Е Н И Е МИ Н И С Т Е Р С Т В А ОБОРОНЫ СССР
У Т В Е Р Ж Д Е Н О
Зам. начальника
Центрального Автотракторного КОНТРОЛЬНЫЙ э к з е м п л я р управления МО
7 августа 1967
А Р Т И Л Л Е Р И Й С К И Й ПОЛУБРОНИРОВАННЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ТЯГАЧ АТ-П
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
Третье издание
Ордена Трудового Красного Знамени ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР
М О С К В А — 1968
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее Руководство предназначено для личного состава ча стей Советской Армии, имеющих артиллерийские тягачи АТ-П, а также может служить учебным пособием для курсантов и слу шателей военно-учебных заведений.
Руководство состоит из двух разделов: в первом разделе дано описание устройства тягача* АТ-П, во втором приведены указания по его эксплуатации.
Технические характеристики тягача АТ-П даны по состоянию на 1 сентября 1960 г. Не вошедшие в текст Руководства конструк тивные изменения и указания по эксплуатации приведены^ прило жении 1, составленном по состоянию на 1 июня 1961 г.
Кроме того, в Руководстве приведены сведения о некоторых узлах и деталях, применяемых на тягачах более раннего выпуска, а на тягачах последнего выпуска замененных новыми, более со вершенной конструкции.
Руководство ко второму изданию подготовили Фомин Н. И., Домбкевич А. П. и Григорьев Б. П. При подготовке Руководства была использована техническая документация заводов-постав- щиков.
Настоящее, третье издание выпускается без изменений по вто рому, дополненному изданию.
1* |
3 |
Р А З Д Е Л П Е Р В Ы Й
УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА
Г Л А В А П Е Р В А Я
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА И ЕГО ТАКТИКО ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА
Артиллерийский тягач АТ-П (рис. 1) представляет собой полубронированную гусеничную быстроходную машину, вооруженную 7,62-мм пулеметом СГМ. Тягач предназначен для буксировки артиллерийских систем весом до 3,7 т с одновременным транспор тированием орудийного расчета и комплекта боеприпасов.
Корпус тягача служит базой для крепления всех агрегатов и механизмов.
Поперечная перегородка делит корпус тягача на кабину, распо ложенную в передней части, и платформу, размещенную в задней части.
Экипаж тягача состоит из одного человека — механика-води теля; сиденье 5 (рис. 2) для него установлено в передней части ка бины слева. Для размещения восьми человек орудийного расчета
рис. 1. Артиллерийский полубронированный гусеничный тягач АТ-П
(вид слева)
сДО
/е |
/7 |
/8 |
19 гэ |
.23
t — направляющее |
колесо; 2 — опорный |
каток; |
3 — поддерживающий каток; 4. 5, |
10 и 22 — сиденья; |
б — бортовая |
передача; |
7 — ведущее |
||||
колесо; в — рычаги управления бортовыми |
фрикционами и |
тормозами; |
У — педаль |
главного фрикциона; |
10 — педаль |
управления дроссель |
|||||
ными заслонками |
карбюратора; |
// — полуось; /2 — главная |
передача; |
13 — коробка |
передач; 14— главны/! |
фрикцион; 15 — пулемет- 17 — |
|||||
двигатель; |
18 — вентилятор; |
19 — водяной |
радиатор; |
20 — масляный радиатор; 2 / —топливный бак; |
23 — тягово-сцепной |
прибор |
в кабине установлены сиденья 4 командира и 16 стрелка; на плат форме имеется шесть откидных сидений 22, которые укреплены на ограждении топливных баков 21.
Кабина закрыта сверху крышей, имеющей три люка: для меха ника-водителя, командира и стрелка. Люки закрываются крыш ками. В средней части крыши на петлях установлен воздухоприток. Для доступа к двигателю сверху воздухоприток может быть открыт и установлен на распорку.
В правой нише кабины размещен воздухоотвод, внутри кото рого установлены управляемые жалюзи. Воздухоотвод и воздухо приток закрыты снаружи сетками.
Платформа тягача закрыта сверху съемным брезентовым тен том. Корма платформы имеет двустворчатую дверь.
В поперечной кормовой балке установлен тягово-сцепной при бор 23. На крыльях платформы справа и слева установлены креп ления для ящиков с боеприпасами.
На лобовом листе кабины в нишах установлены смотровые при боры механика-водителя и стрелка. В корпусах смотровых прибо ров имеются стеклоблоки Б-1. В крышке люка над сиденьем коман дира установлен смотровой прибор МК-4.
Для вождения в ночное время в комплекте тягача имеется при бор ТВН-2, который крепится перед механиком-водителем в съем ном кронштейне. Осветителями для прибора ТВН-2 служат два оптических элемента со светофильтрами, которые устанавливаются в фары тягача вместо обычных оптических элементов.
При открытых крышках люков механик-водитель, командир и стрелок могут вести наблюдение за местностью непосредственно че рез люки. При дожде, снеге или движении по грязным дорогам на открытый люк механика-водителя устанавливается защитный кол пак, который в сложенном виде крепится на лобовом листе сна ружи кабины.
Вооружение тягача состоит из одного 7-62-лш пулемета 15, установленного в нише лобового листа кабины справа.
Боекомплект к пулемету в количестве 1000 патронов, снаряжен ных в ленты, уложен в четырех штатных патронных коробках. Патронные коробки размещены в укладках на правом бортовом ли сте, в нише правого борта и на верхнем носовом листе.
Сумка ЗИП и запасной ствол пулемета закреплены на передней стенке ниши воздухоотвода сзади сиденья стрелка.
Укладки для автоматов АК-М механика-водителя и стрелка размещены на левом борту сзади сиденья механика-водителя и на передней стенке воздухоотвода сзади сиденья стрелка.
В средней части кабины, параллельно продольной оси, установ лен силовой агрегат, состоящий из смонтированных на общей раме двигателя 17, главного фрикциона 14, коробки передач 13 и глав ной передачи 12.
Двигатель ЗИЛ123Ф — шестицилиндровый, бензиновый, четы
рехтактный, карбюраторный, с жидкостным охлажденномУста.
7
новка двигателя в кабине отделена разборным ограждением. Вну три ограждения, справа от двигателя, размещены вентилятор 18 с приводами, два масляных радиатора 20 и водяной радиатор 19. На днище под водяным радиатором установлен котел' пускового подогревателя.
Главный фрикцион 14 — сухой, двухдисковый, установлен на маховике двигателя.
Коробка передач 13 — механическая, пятиступенчатая, имеет пять передач для движения вперед и передачу заднего хода. Ше стерни 3, 4 и 5-й передач — с косыми зубьями, они находятся в постоянном зацеплении; остальные шестерни с прямыми зубьями. Коробка передач крепится к картеру главного фрикциона. Рычаг переключения передач находится справа от механика-водителя.
Главная передача 12 — одинарная, с коническими прямозубыми шестернями, расположена в носовой части тягача и через проме жуточный картер соединена с коробкой передач. На ведомом валу главной передачи справа и слева смонтированы бортовые фрик ционы и тормоза.
Бортовые |
фрикционы — многодисковые, сухие; механизм вы |
|
ключения шариковый. Тормоза — ленточные, |
плавающие, установ |
|
лены поверх тормозных барабанов бортовых фрикционов. |
||
Бортовые |
передачи 6 — одноступенчатые, |
с цилиндрическими |
шестернями, размещены в передних нишах бортов и соединены с бортовыми фрикционами полуосями 11, которые закрыты съемными ограждениями. На ведомых валах бортовых передач установлены двухвенечные ведущие колеса 7.
Подвеска тягача — независимая, торсионная. Кронштейны ба лансиров подвески приварены к бортам и днищу корпуса, по пяти кронштейнов на каждом борту. В кронштейнах смонтированы ба лансиры восьми опорных катков 2, двух направляющих колес 1 и десять торсионных валов. К балансирам передних опорных кат ков присоединены гидравлические амортизаторы.
Балансиры направляющих колес имеют механизмы натяжения гусеничных цепей. Поддерживающие катки 3 закреплены на крон штейнах, установленных на бортах корпуса, по два катка на каж дом борту. Гусеничные цепи цевочного зацепления; правая цепь со стоит из 64 звеньев, левая — из 65 звеньев; звенья соединены ме жду собой пальцами.
Управление сосредоточено в кабине тягача. Перед сиденьем ме ханика-водителя размещены рычаги 8 управления бортовыми фрик ционами и тормозами, педаль 9 главного фрикциона и педаль 10 управления дроссельными заслонками карбюратора, а также и щитки приборов (передний и боковой).
Тягач имеет наружное и внутреннее освещение, электрический; сигнал и внутреннюю световую сигнализацию. Запуск двигателя осуществляется при помощи стартера или пусковой рукоятки! Источниками, электроэнергии являются генератор и аккумулятор-:
ная батарея, ' |
‘ ""' ‘ |
. " |
. |
■ . ; |
■ ■ " ■ |
§ |
|
|
|
|
|
2.ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
Общие данные |
|
Тип т я гач а .............................. |
Быстроходный, |
гусенич |
Собственный вес тягача |
ный, |
полубронированный |
(вес неза- |
|
•правленного тягача без груза, эки пажа, расчета, ЗИП и коробок с
патронами) ....................................... |
|
|
|
) |
5300 кг |
|
|||
Полный вес |
тягача (вес |
заправлен |
|
|
|
||||
ного |
тягача |
с грузом, экипажем,' |
|
|
|
||||
расчетом, ЗИП и коробками с па- |
7200 кг |
|
|||||||
тронам и )............................................. |
|
|
|
|
1 |
|
|||
Грузоподъемность платформы (вклю- |
1200 кг |
|
|||||||
чая |
расчет)......................................... |
|
|
|
, |
|
|||
Удельное давление на грунт: |
|
. . : |
0,4 кг/см2 |
|
|||||
без груза |
на платформе . . |
|
|||||||
с грузом |
на платформе ............... |
|
|
0,47 кг/см2 |
|
||||
Наибольший вес буксируемой артил- |
3700 кг |
|
|||||||
лерийской |
системы .......................... |
|
|
|
|
||||
Число |
мест |
для сидения: |
|
|
|
3 |
|
|
|
в |
кабине ......................................... |
|
|
|
i |
. |
. |
||
на платформе................................. |
|
|
6 |
||||||
Размещение ящиков с выстрелами к |
|
|
|
||||||
буксируемой |
артиллерийской |
си |
|
|
|
||||
стеме .............. |
|
; ...................... |
|
|
На крыльях платформы в |
||||
|
, |
|
|
|
штатной укупорке, по 3 или |
||||
|
|
|
|
|
' |
4 ящика на каждом крыле в |
|||
|
|
|
|
|
зависимости от габаритов |
и |
|||
Максимальная |
нагрузка |
на |
|
веса |
ящиков |
|
|
||
каждое |
300 |
кг |
|
||||||
к р ы л о .............................................. |
|
|
|
|
... |
|
|||
Габариты тягача: |
|
|
|
4450 |
мм |
|
|||
д л и н а ................................................ |
|
|
|
|
. |
|
|||
ширина (без укладки шпор) |
2500мм |
|
|||||||
высота по |
платформе с |
тентом ‘ |
|
|
|
(без нагрузки на платформу) высота по воздухопритоку каби ны (без брезента) . . . . . .
Колея (расстояние между середина
ми гусениц)..................... |
■. . . . |
2040 |
мм |
База (расстояние между |
осями край |
|
|
них катков при среднем положе |
• 2670 |
мм |
|
нии направляющего колеса) . . . |
|||
Дорожный просвет под |
полной на |
|
. . |
грузкой (расстояние между грун- |
|
||
трм ^ днищем) |
|
330 мм |
Высота тягово-сцепного прибора |
с |
680 мм |
|||||||||
грузом |
на платформе................... |
|
|
i |
|||||||
Погрузочная |
высота |
крыльев |
960 |
мм |
|||||||
платформы |
............................... |
платформы: |
1 |
||||||||
Внутренние |
размеры |
|
|
|
|||||||
длина от поперечной |
перегородки |
1520 |
мм |
||||||||
корпуса до кормовой балки . ., |
|||||||||||
ширина |
(между |
ограждениями |
885 |
мм |
|||||||
баков) .......................................... |
|
|
|
|
|
|
|
||||
высота от балок жесткости дни |
1450 |
мм |
|||||||||
ща до тен та ............................... |
|
|
|
|
. |
||||||
Скорости движения: |
|
|
|
|
|
|
|
||||
максимальная скорость по хоро |
|
|
|||||||||
шим дорогам с твердым покры |
50 км/час |
||||||||||
тием |
без |
артсистемы |
и |
груза |
|||||||
средняя |
скорость |
по |
грунтовым |
|
|
||||||
дорогам |
среднего |
качества |
с |
|
|
||||||
грузом на платформе и артси- |
25—26 |
км/час |
|||||||||
стем ой.......................................... |
|
|
|
|
|
|
. |
||||
|
|
|
|
Эксплуатационные данные |
|
||||||
Средний расход горючего на 100 км |
|
|
|||||||||
пути при движении без артсистемы |
|
|
|||||||||
и груза на платформе: |
|
|
|
i |
70—80 л |
||||||
по |
покрытым |
д орогам ............... |
|
|
|||||||
по |
грунтовым |
дорогам |
среднего |
85—90 л |
|||||||
качества.......................................... |
|
|
|
|
|
|
i |
||||
Средний расход горючего на 100 км |
|
|
|||||||||
пути |
при |
движении |
с артсистемой |
|
|
||||||
и грузом на платформе: |
|
|
|
|
|
||||||
по |
покрытым |
дорогам |
............... |
|
i |
85—90 л |
|||||
по |
грунтовым |
дорогам |
среднего |
100—110 л |
|||||||
качества |
...................................... |
|
|
|
|
|
|
||||
по |
грязным проселочным |
доро |
120—130 л |
||||||||
гам ................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
■ |
|||
по местности и бездорожью . . |
120—150 л |
||||||||||
Средний расход горючего |
на |
1 ч ра |
21,8 |
л |
|||||||
боты |
двигателя .................................. |
|
|
|
|
|
|
||||
Расход масла ......................................... |
|
|
|
|
|
|
Не |
более 5% расхода |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рючего |
|
|
Запас хода по горючем-у при движе |
|
|
|||||||||
нии по грунтовым дорогам средне |
|
|
|||||||||
го качества с артсистемой и грузом |
|
|
|||||||||
на платформе |
|
|
|
|
|
|
|
250 М |
IQ