1514
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Е.Н. Петрова
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Учебно-методическое пособие
поподготовке к лекциям, практическим, семинарским занятиям
(включая рекомендации по организации самостоятельной работы)
для обучающихся по дисциплине Организация и управление природопользованием и охраной окружающей среды направлению подготовки 05.04.06 Экология и
природопользование профиль Управление природопользованием
Нижний Новгород ННГАСУ 2016
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Е.Н. Петрова
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Учебно-методическое пособие
поподготовке к лекциям, практическим, семинарским занятиям (включая рекомендации по организации самостоятельной работы)
для обучающихся по дисциплине Организация и управление природопользованием и охраной окружающей среды направлению подготовки 05.04.06 Экология и
природопользование профиль Управление природопользованием
Нижний Новгород ННГАСУ 2016
УДК 504.03;330.322(075)
Петрова Е.Н. Организация и управление природопользованием и охраной
окружающей среды [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пос. / Е.Н. Петрова); Нижегор.
гос. архитектур. - строит. ун - т – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 40 с.– 1 электрон.
опт. диск (CD-RW)
Ключевые слова: Природоохранная деятельность охрана окружающей среды, природопользование, управление природопользованием и охраной окружающей среды, охрана окружающей среды, административно правовые механизмы управления природопользованием, экономические механизмы охраны природы, уровни правового регулирования природопользования
В пособии рассматривается механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, основные понятия в сфере природопользования и охраны окружающей среды, система структура и полномочия государственных органов экологического управления. Исследуются нормы права, определяющие содержание природоохранительных отношений. Изучается экологическая составляющая правоотношений. Рассматриваются инструментарий
управления природопользованием и охраной окружающей среды. |
Дается |
характеристика взаимосвязи всех функций в экологическом управлении |
|
Пособие предназначено для обучающихся в ННГАСУ по дисциплине " Организация
и управление природопользованием и охраной окружающей среды" направлению
подготовки направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование, профиль
Управление природопользованием
© Е.Н.Петрова, 2016
© ННГАСУ, 2016
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................... |
4 |
|
1. |
Характеристика содержания лекций.................................................. |
7 |
2. |
Указания к самостоятельной работе по подготовке к лекциям....... |
25 |
3. |
Указания по подготовке к практическим занятиям....................... |
25 |
4. |
Указания к самостоятельной работе обучающихся.......................... |
27 |
4.1 |
Темы, выносимые на самостоятельное изучение обучающихся |
...28 |
4.2 |
Перечень учебно-методического обеспечения для СРО ............... |
29 |
4.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной |
|
|
сети «Интернет») для СРО............................................................................. |
31 |
|
4.4 |
Задания (вопросы) для СРО.............................................................. |
31 |
5. Термины и определения...................................................................... |
32 |
4
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина "Организация и управление природопользованием и охраной окружающей среды" ставит своей задачей изучение основных понятий экологического управления в Российской Федерации, принципов,
методов и функций управления природопользованием и охраной
окружающей среды. А также выполнения анализа задач стоящих перед
специально уполномоченными органами и иными органами, на которые
возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды и решений проблем сбалансированного развития экономики при обеспечении благоприятного состояния окружающей среды.
Данный курс предусматривает междисциплинарный подход к проблеме и направлен на гармонизацию экономических и экологических интересов общества, решение социально-экономических задач в целях удовлетворения
жизненных потребностей населения.
Проблемы управления природопользованием и природоохранной
деятельностью чрезвычайно важны и обусловлены повышением требований к осуществлению контроля в области охраны окружающей среды и
разработке природоохранных мероприятий, обеспечению |
экологической |
||||
безопасности. |
|
|
|
|
|
Актуальность |
дисциплины |
"Организация |
и |
управление |
|
природопользованием и охраной окружающей среды" |
обусловлена, с одной |
||||
стороны, требованиями |
экономического |
развития, |
а с |
другой стороны, |
недостаточно эффективным управлением в данной области. Необходимость рассмотрения теоретических и практических вопросов экологического
управления на всех уровнях определяется решением ряда задач по
обеспечению сбалансированного экономического роста и экологического благополучия.
5
Организация и управление природопользованием и охраной окружающей среды направлены, в первую очередь, — обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство,
очистку сточных вод и вредных выбросов в атмосферу, создание надежных и высокоточных средств контроля и анализа качества окружающей среды,
разработку и реализацию единых комплексных планов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в РФ
Природопользование — один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов. Отсюда — чрезвычайно важная роль научного обоснования управленческих решений на всех уровнях управления природопользованием.
Эффективность системы управления природопользованием и охраной окружающей среды в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов.
В управлении природопользованием и охраной окружающей среды используют различные методы. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе.
Административно-правовые методы управления заключаются в принятии правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих,
работников, должностных лиц и населения страны по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на объект управления.
6
Особое место в системе рационального природопользования занимают организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятия и реализации решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений природоресурсного законодательства. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание технологической дисциплины, контроля, и управления на основе достижений науки и техники.
1 . Характеристика содержания лекций
Целями освоения учебной дисциплины "Организация и управление природопользованием и охраной окружающей среды" являются: изучение теоретических основ и практических инструментов управления в экологической сфере и формирование профессиональных навыков управления при осуществлении хозяйственной деятельности.
В лекционном курсе рассматриваются понятие управление природопользованием и охраной окружающей среды как деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, обеспечения режима законности и конституционных гарантий прав граждан на экологически чистую и благоприятную окружающую среду.
На государство возлагаются следующие обязанности: Осуществлять меры по постепенному сокращению поступления в
природную среду опасных для здоровья веществ Осуществлять систему мониторинга состояния здоровья населения
7
Создавать на территории страны заповедники, заказники, национальные парки
Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечения рационального природопользования, воспроизводства и охраны окружающей среды. Они подразделяются на:
Административные, т.е. прямой приказ, обеспеченный возможностью государственного принуждения.
Экономические, т.е. создающие непосредственную материальную заинтересованность в выполнении юридическими лицами и гражданами решений органов управления природопользования.
Методы морального стимулирования, которые реализуются посредством применения мер поощрительного характера.
Кроме этого, используется и другая классификация методов управления природопользованием: метод обязательных предписаний, запреты на действия, причиняющие вред здоровью и окружающей среде и метод рекомендации – при организации природоохранных мероприятий, если нет надобности в прямых предписаниях.
Экологическое управление опирается на основные концепции и экологические программы в РФ, такие как, Концепция государственной политики в области охраны окружающей среды, Программа по обращению с отходами производства-потребления и др.
А также научно-технические программы, в которых заложены фундаментальные научные исследования в области природопользования
В России сформирована организационная система административного управления и административно-правового
8
регулирования, получившая наименование "Природные ресурсы и экология". Предметную основу указанной системы составляют две тесно взаимосвязанные области: природопользование и охрана окружающей среды. Управленческую часть этой системы составляют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие административное управление в области природопользования и охраны окружающей среды. В нее входят Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства: 1) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; 2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; 3) Федеральное агентство водных ресурсов; 4) Федеральное агентство по недропользованию; 5) Федеральное агентство лесного хозяйства.
Интересную характеристику природопользования предложил Модельный экологический кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств. Природопользование определено в нем как "рациональное и экономное использование природных ресурсов без допущения нарушения экологического равновесия окружающей среды в целях удовлетворения социально-экономических потребностей общества с учетом нужд будущих поколений" [Ст. 1]. Достоинством данной дефиниции является то, что в ней нашли отражение идеи устойчивого развития, получившие юридическое закрепление прежде в международно-правовых актах ООН, а затем и в отечественном законодательстве.
Ключевое значение для организации управления и регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды имеют соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона "Об охране окружающей среды". Конституция устанавливает,
9
что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам [Ст. 9, 36, 42, 58].
Закон об охране окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющейся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. В нем содержится легальное определение окружающей среды как совокупности компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Антропогенный объект является объектом, созданным человеком для его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. Соответственно природно-антропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение [ Преамбула; ст. 1].