2284
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Р. Р. Вахитова
ЭТНОПЕДАГОГИКА И ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
по подготовке к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «Этнопедагогика и этнопсихология»
для обучающихся по направлению подготовки 51.03.01 Культурология, профиль Художественная культура
Нижний Новгород
2016
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Р. Р. Вахитова
ЭТНОПЕДАГОГИКА И ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
по подготовке к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «Этнопедагогика и этнопсихология»
для обучающихся по направлению подготовки 51.03.01 Культурология, профиль Художественная культура
Нижний Новгород ННГАСУ
2016
УДК 39 : [37+15] (075)
Вахитова, Р. Р. Этнопедагогика и этнопсихология [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пос. / Р. Р. Вахитова; Нижегор. гос. архитектур.-строит. у-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 26 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-RW)
В пособии раскрывается структура курса «Этнопедагогика и этнопсихология», включающая тематику лекций, планы и задания для семинарских занятий, вопросы и задания для самопроверки и самостоятельного изучения. В пособии содержатся методические рекомендации, темы докладов и примерная тематика рефератов, вопросы для подготовки к экзамену, а также указывается необходимая литература для успешного освоения дисциплины.
Предназначено обучающимся в ННГАСУ для подготовки к лекциям и семинарским занятиям, а также для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Этнопедагогика и этнопсихология» в рамках направления подготовки 51.03.01 Культурология, профиль Художественная культура.
© Р. Р. Вахитова, 2016 © ННГАСУ, 2016
3
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
|
|
|
|
|
|
Введение…… ………………………………………………………………………………… |
|
|
|
|
|
|
…… .. |
|
5 |
|
Методические |
рекомендации |
по |
освоению |
дисциплины |
«Этнопедагогика |
и |
|
|||
этнопсихология»… |
……………………………………………………………………… |
|
|
|
|
|
………… |
.. |
8 |
|
Раздел 1: Введение в этнопсихологию.………………………………………………………… |
|
|
|
|
….. |
|
10 |
|||
Раздел 2: Этнопсихологические исследования личности…………… |
.……………… |
…………… |
|
|
10 |
|||||
Раздел 3: Этнопсихология и культура ……………………………………………………………… |
|
|
|
|
|
|
11 |
|||
Раздел 4: Актуальные проблемы этнопсихологии.………………………………………………… |
|
|
|
|
|
12 |
||||
Раздел 5: Введение в этнопедагогику ………… |
………………… |
|
………………………………… |
|
|
|
13 |
|||
Раздел 6: Этнокультурная основа этнопедагогики.……… |
……………………………………….. |
14 |
|
|
|
|
||||
Раздел 7: Религия как фактор воспитания ………………………… |
|
……………………………… |
|
|
|
14 |
||||
Раздел 8: Этнопедагогические проблемы образования ……………………………… |
|
|
…………… |
|
|
15 |
||||
Примерные темы рефератов по дисциплине «Этнопедагогика и этнопсихология»…………….. |
17 |
|
|
|||||||
Вопросы для подготовки к экзамену …………………………………………….............................. |
|
|
|
|
18 |
|||||
Литература по курсу дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология»……… |
…………… |
…... |
|
20 |
||||||
Приложение А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
4
ВВЕДЕНИЕ
Целями освоения учебной дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» являются формирование и развитие таких профессиональных качеств студентов, как знание психологических особенностей и этнопедагогических приёмов различных этнических культур; толерантное восприятие социальных, этнокультурных и конфессиональных различий; понимание процессов и проблем этнической социализации; готовность принимать участие в программах изучения и сохранения этнокультурного наследия, способность использовать этнопсихологический и этнопедагогический опыт в преподавании культурологических дисциплин.
Учебно-методическое пособие «Этнопедагогика и этнопсихология» предназначено для оказания помощи студентам в освоении данной дисциплины. В нём предлагается структура учебного курса, охватывающая ключевые вопросы и основные направления этнопедагогических и этнопсихологических исследований. Курс рассчитан на один семестр и разделён на 8 тематических разделов.
Пособие содержит методические рекомендации по освоению дисциплины, тематику лекций и темы докладов для подготовки к семинарским занятиям, а также вопросы и задания для самопроверки и самостоятельной работы, примерные темы рефератов и перечень вопросов для подготовки к экзамену. Данное учебнометодическое пособие соответствует учебному плану направления подготовки 51.03.01 Культурология (профиль Художественная культура) и рабочей программе по дисциплине «Этнопедагогика и этнопсихология». В пособие также включен список основной и дополнительной литературы для эффективной подготовки к аудиторным занятиям и самостоятельного освоения учебного материала.
Объём дисциплины и виды учебной работы
|
Форма |
р, к, гр, |
Зачетныхединиц |
|
|
Учебных часов |
|
|
Часы |
||
Семестр№ |
промежу |
рр, ргр, |
|
|
|
|
|
|
|
контактно |
|
Всего |
Аудиторная работа |
|
|
Трудоем |
|||||||
точной |
спр, т, |
|
|
й работы |
|||||||
аттестац |
кр, кп, |
|
Лекц. |
Лаб. |
Практ. |
Самост |
кость |
обучающе |
|||
|
промежу |
||||||||||
|
ии |
рпр |
|
|
|
|
Семин. |
|
. |
гося с |
|
|
|
|
|
|
|
|
точной |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работа |
преподава |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
аттестац |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ии |
телем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Экзамен |
р |
4 |
144 |
34 |
0 |
34 |
|
40 |
36 |
70,01 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
Разделы дисциплины, виды учебных занятий и формы контроля
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аудиторные |
|
работа |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
занятия |
(в |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
часах) |
|
|
|
Формы |
||
/п№п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная |
текущего |
Наименование раздела учебной дисциплины. |
Лекции |
|
Лабораторные |
|
Практические, |
семинарские |
|||||||||||||
|
|
контроля |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
Тема занятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
успеваемости |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(по неделям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
семестра) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
СЕМЕСТР №6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Раздел 1: «Введение в этнопсихологию». |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
1 |
Предмет |
и |
задачи |
этнопсихологии. Место |
4 |
|
|
|
|
|
2 |
устный опрос |
|||||||
этнопсихологии в системе |
наук. |
История |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
формирования этнопсихологических идей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
2 |
Основные |
направления |
этнопсихологических |
|
|
|
|
4 |
|
3 |
собеседование |
||||||||
исследований. Методы этнопсихологии. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Раздел 2: «Этнопсихологические исследования |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
личности». |
|
Личностные черты и их связь с |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
3 |
культурой. |
|
Этническая |
идентификация |
4 |
|
|
|
|
|
2 |
устный опрос |
|||||||
|
личности и этническое самосознание. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Национальный характер и ментальность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Раздел 3: «Этнопсихология и культура». |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Современные |
психологические |
концепции |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
4 |
связей |
между |
культурой |
и |
мышлением. |
4 |
|
|
|
|
|
2 |
устный опрос |
||||||
Культура |
|
|
и |
|
преемственность. |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Психологический портрет нации. Особенности |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
психологии российского общества. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
5 |
Психологический портрет нации. Особенности |
|
|
|
|
4 |
|
2 |
собеседование |
||||||||||
психологии российского общества. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
6 |
Проявления |
национального |
характера |
в |
|
|
|
|
4 |
|
3 |
собеседование |
|||||||
художественной культуре. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Раздел |
|
4: |
«Актуальные |
|
проблемы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
7 |
этнопсихологии». |
|
Этнопсихологические |
4 |
|
|
|
|
|
2 |
устный опрос |
||||||||
аспекты |
|
|
общения, |
|
взаимодействия |
и |
|
|
|
|
|
||||||||
|
межличностных отношений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
8 |
Проблемы |
|
|
национального |
|
характера. |
|
|
|
|
4 |
|
2 |
собеседование |
|||||
Психология межнационального конфликта. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Раздел 5: «Введение в этнопедагогику». |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Предмет |
|
|
и |
задачи |
этнопедагогики. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
9 |
Этнопедагогика |
и |
народная |
педагогика. |
4 |
|
|
|
|
|
2 |
устный опрос |
|||||||
|
Этнопедагогика |
|
в |
системе |
наук. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Этнопедагогика и этнография детства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Методы этнопедагогики. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Основные |
направления |
этнопедагогических |
|
|
4 |
3 |
собеседование |
|||||||
|
исследований. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Раздел |
6: |
|
|
«Этнокультурная |
основа |
|
|
|
|
|
||||
|
этнопедагогики». |
Этнос |
и |
культура. |
|
|
|
|
|
||||||
|
Этнопедагогическая |
|
|
сущность |
|
|
|
|
|
||||||
11 |
этнокультурных |
|
явлений. |
Язык |
как |
4 |
|
|
2 |
устный опрос |
|||||
|
этнокультурное явление и его место в |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
этнопедагогике. |
|
|
|
Этнопедагогика |
|
|
|
|
|
|||||
|
национальной художественной культуры. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
12 |
Обряды, традиции, обычаи. |
Межкультурное |
|
|
4 |
3 |
подготовка |
||||||||
взаимодействие и межкультурная адаптация. |
|
|
|
презентации |
|||||||||||
|
Раздел 7: «Религия как фактор воспитания». |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Воспитательные |
|
традиции |
в |
языческих |
|
|
|
|
|
|||||
|
обществах. |
|
Воспитательные |
традиции |
|
|
|
|
|
||||||
13 |
христианских |
|
|
народов. |
|
Воспитательные |
|
|
4 |
2 |
собеседование |
||||
|
традиции |
|
мусульман. |
|
Воспитательные |
|
|
|
|
|
|||||
|
традиции |
|
буддистов. |
|
Воспитательные |
|
|
|
|
|
|||||
|
традиции в других религиозных сообществах. |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Воспитательные |
|
традиции |
в |
языческих |
|
|
|
|
|
|||||
|
обществах. |
|
Воспитательные |
традиции |
|
|
|
|
|
||||||
14 |
христианских |
|
|
народов. |
|
Воспитательные |
|
|
4 |
2 |
собеседование |
||||
традиции |
|
мусульман. |
|
Воспитательные |
|
|
|||||||||
|
традиции |
|
буддистов. |
|
Воспитательные |
|
|
|
|
|
|||||
|
традиции в других религиозных сообществах. |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Раздел 8: «Этнопедагогические проблемы |
|
|
|
|
|
|||||||||
15 |
образования». |
|
Этнопедагогические аспекты |
4 |
|
|
2 |
устный опрос |
|||||||
|
образования. Этнопедагогические концепции. |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Формирование |
национального самосознания |
|
|
|
|
|
||||||||
16 |
средствами |
|
|
|
народной |
педагогики. |
4 |
|
|
2 |
устный опрос |
||||
|
Этнопсихологические особенности и их учет в |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
этнопедагогике. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
17 |
Внедрение |
|
приёмов |
этнопедагогики |
|
в |
2 |
|
|
2 |
устный опрос |
||||
современные образовательные технологии. |
|
|
|
|
|||||||||||
|
Применение |
этнопедагогического |
опыта |
в |
|
|
|
|
защита |
||||||
|
преподавании |
|
|
предметов, |
связанных |
|
с |
|
|
2 |
2 |
||||
|
|
|
|
|
|
реферата |
|||||||||
|
культурологией. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
0 |
34 |
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
Методические рекомендации по освоению дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология»
Методические рекомендации нацелены на помощь студентам в решении основных учебных задач курса и освоении его содержания. Обучающиеся имеют возможность ознакомиться с программой курса, а также перечнем основной и дополнительной литературы, рекомендованной для освоения дисциплины. Список литературы включает в себя монографии, сборники статей, периодические издания, учебные пособия и т.д.
В структуре курса «Этнопедагогика и этнопсихология» выделяются часы для аудиторных занятий и часы самостоятельной работы обучающихся. Основными формами реализации аудиторных часов по дисциплине являются лекции и семинарские занятия.
Лекции позволяют в максимально сжатые сроки представить значительный объем структурированной информации по дисциплине.
Семинары представляют собой реализацию текущего контроля работы студентов и направлены на выработку умений и навыков самостоятельной обработки информации и ведения исследовательской работы. Таким образом, студенты учатся не только грамотно отбирать теоретические материалы для докладов, но и правильно структурировать и преподносить их. По большинству тем семинарских занятий студентам предлагается подготовить доклад. При подготовке данных материалов рекомендуется обращаться к фондам библиотеки ННГАСУ и электронно-библиотечных систем, тщательно отбирать информацию при поиске её в сети Интернет. В пособии приводится перечень литературных источников, сведения из которых позволяют подготовить ответы на многие вопросы курса.
Перед семинарским занятием студентам рекомендуется составить планконспект будущего выступления, в котором будут отражены основные тезисы доклада. Предварительное осмысление подготовленной информации позволяет составить собственное представление об изученных материалах. Развитию навыков систематизации и оформления результатов исследований способствует подготовка иллюстративных материалов к семинарским занятиям в форме презентации. Кроме того наглядная демонстрация студентом визуального ряда в ходе выступления позволяет другим обучающимся эффективнее усваивать преподносимую в докладе информацию. После выступления докладчика остальные участники семинара могут дополнить его сообщение. Ряд вопросов к семинарским занятиям рассматривается в ходе эвристической беседы или дискуссии. Преподаватель оценивает работу студентов на семинаре, исходя из уровня выступлений, степени глубины понимания проблемы и умения грамотно вести дискуссию.
8
Под самостоятельной работой студента подразумеваются подготовка к семинарам, экзамену и выполнение реферата. Таким образом, самостоятельная работа студента может включать:
–изучение зарубежных и отечественных литературных источников в области этнопедагогики и этнопсихологии;
–проработку конспектов лекций и анализ учебных пособий;
–подготовку к семинарским занятиям;
–подготовку реферата на выбранную тему;
–подготовку к экзамену.
Выполнение реферата производится согласно методическим рекомендациям, разработанным кафедрой (Приложение А).
Для подготовки к аттестационным испытаниям по курсу «Этнопедагогика и этнопсихология» по итогам 6 семестра (экзамен) студентам рекомендуется заранее ознакомиться со списком подготовительных вопросов, предложенным в данном пособии.
Перед экзаменом проводится консультация, на которой рассматриваются содержательные и организационные вопросы. Экзамен проводится в письменноустной форме по билетам. Каждый билет содержит 2 вопроса. Общий балл по предмету является средним баллом, вычисляемым на основании двух баллов, полученных студентом по результатам устного ответа на 2 вопроса экзаменационного билета. Полученный балл переводится в словесную оценку. Данная итоговая оценка включается в приложение к диплому.
9
РАЗДЕЛ 1: ВВЕДЕНИЕ В ЭТНОПСИХОЛОГИЮ
Лекция 1. Предмет и задачи этнопсихологии. Место этнопсихологии
всистеме наук. История формирования этнопсихологических идей
1)Предмет и задачи этнопсихологии.
2)Место этнопсихологии в системе наук.
3)История формирования этнопсихологических идей.
Вопросы для самопроверки:
1.Назовите предмет и основные задачи этнопсихологии.
2.Охарактеризуйте историю развития взглядов на этнопсихологические явления в России и за рубежом.
Семинар 1. Основные направления этнопсихологических исследований. Методы этнопсихологии
Задание: подготовить небольшой доклад, раскрывающий содержание одного из предложенных ниже вопросов.
Темы докладов:
1)Основные школы и направления этнопсихологии (по выбору).
2)Методы этнопсихологии (по выбору).
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1.В чём состоят особенности кросскультурных исследований?
2.Феноменология и этнопсихология.
3.Социально-психологический прогноз в этнопсихологии.
4.Назовите методы внутриэтнических исследований.
5.Охарактеризуйте особенности применения контент-анализа в этнопсихологии.
РАЗДЕЛ 2: ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Лекция 2. Личностные черты и их связь с культурой. Этническая идентификация личности и этническое самосознание. Национальный характер и ментальность
1)Личностные черты и их связь с культурой.
2)Этническая идентификация личности.
3)Этническое самосознание.
4)Национальный характер.
5)Ментальность.
10