2901
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
А. А. Кондрашкина
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Учебно-методическое пособие
по подготовке к лекционным и практическим занятиям по дисциплине «Современные проблемы теоретической и прикладной культурологии»
для обучающихся по направлению подготовки 51.04.01 Культурология, профиль Культурная политика и управление
Нижний Новгород
2017
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
А. А. Кондрашкина
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Учебно-методическое пособие
по подготовке к лекционным и практическим занятиям по дисциплине «Современные проблемы теоретической и прикладной культурологии»
для обучающихся по направлению подготовки 51.04.01 Культурология, профиль Культурная политика и управление
Нижний Новгород ННГАСУ
2017
УДК 008
Кондрашкина, А. А. Современные проблемы теоретической и прикладной культурологии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пос. / А.А. Кондрашкина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. у-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2017. – 32 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-RW)
В пособии раскрывается структура курса «Современные проблемы теоретической и прикладной культурологии», включающая тематику лекционных и практических занятий, вопросы и задания для самостоятельного изучения. Учебно-методическое пособие содержит методические рекомендации, темы докладов, примерные темы рефератов и требования к их выполнению и оформлению, вопросы для подготовки к экзамену. Также в пособии указывается список литературы и электронных ресурсов, необходимых для успешного освоения дисциплины.
Предназначено обучающимся в ННГАСУ для подготовки к лекционным и практическим занятиям, а также для выполнения самостоятельной работы по дисциплине в рамках направления подготовки 51.04.01 Культурология, профиль Культурная политика и управление.
© А. А. Кондрашкина, 2017 © ННГАСУ, 2017
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….. 5
Методические рекомендации по освоению дисциплины «Современные проблемы теоретической
и прикладной культурологии»…………………………………………………………………. |
9 |
|
Раздел 1: Историческое развитие теоретических представлений о культуре ………………. |
13 |
|
Раздел 2: Познавательные цели и структура культурологии ………………………………… |
14 |
Раздел 3: Теоретическая культурология: культура в разных сферах и сторонах жизнедеятельности …………………………………………………………………………….. 16
Раздел 4: Прикладная культурология: основные направления исследований и внедрения разработок в социокультурную практику ……………………………………………………. 19
Раздел 5: Основные тенденции развития культуры XX-XXI веков: актуальные проблемы.. 22
Примерные темы рефератов………………………… |
………………………………………… 27 |
Вопросы для подготовки к экзамену ……………………………………………………... |
27 |
Литература по курсу «Современные проблемы теоретической и прикладной культурологии» ………………………………………………………………………………… 28
Ресурсы информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», необходимые для освоения
дисциплины ………………………………………………………………………… ……… 31
4
ВВЕДЕНИЕ
Введение
Целями освоения учебной дисциплины «Современные проблемы теоретической и прикладной культурологии» являются: формирование целостного представления о культурологии как развивающейся интегративной области современного социогуманитарного знания, обладающей собственной спецификой; формирование и развитие комплексной системы знаний об актуальных проблемах теоретической и прикладной культурологии; развитие и углубление знаний, необходимых для понимания и оценки социальных и культурных событий, ориентации человека в современном мире, в состоянии современной культуры.
Учебно-методическое пособие «Современные проблемы теоретической и прикладной культурологии» предназначено для оказания помощи студентам магистратуры в освоении данной дисциплины. В нем предлагается целостное видение учебного курса, представляется его логично обоснованная структура, охватывающая категориально-методологический аппарат и базовые положения дисциплины «Современные проблемы теоретической и прикладной культурологии» как комплексной системы знаний об особенностях развития культурологии и её содержании как теоретической базы социально-культурной деятельности.
Учебно-методическое пособие дает возможность освоить научный аппарат культурологии, изучить основные направления культурологических исследований и внедрения разработок в социокультурную практику; ознакомиться с актуальными тенденциями и проблемами развития культуры XX-XXI веков.
Студенты магистратуры должны научиться применять общетеоретические положения культурологии для анализа культурных явлений и процессов современного общества; формировать и обосновывать личную позицию по отношению к процессам и явлениям действительности на основе ключевых положений курса.
Пособие содержит методические указания и рекомендации по освоению дисциплины, тематику лекций и практических занятий, задания для самостоятельной работы и соответствует учебному плану и рабочей программе по дисциплине «Современные проблемы теоретической и прикладной культурологии» для обучающихся по направлению подготовки 51.04.01 Культурология, профиль «Культурная политика и управление». В пособие включены методические указания
5
и рекомендации для обучающихся по подготовке и написанию реферата, список основной и дополнительной литературы для эффективной проработки учебного материала.
Объём дисциплины и виды учебной работы
|
Форма |
р, к, гр, |
Зачетныхединиц |
|
|
Учебных часов |
|
Часы |
|
||
Семестр№ |
промежу |
рр, ргр, |
|
|
|
|
|
|
контактно |
|
|
Всего |
Аудиторная работа |
|
Трудоем |
||||||||
точной |
спр, т, |
|
й работы |
|
|||||||
аттестац |
кр, кп, |
|
Лекц. |
Лаб. |
Практ. |
Самост. |
кость |
обучающе |
|
||
|
|
|
Семин. |
промежу |
|
||||||
|
ии |
рпр |
|
|
|
|
|
работа |
точной |
гося с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
преподава |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
аттестац |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ии |
телем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Экзамен |
р |
6 |
216 |
18 |
0 |
36 |
135 |
27 |
55,09 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р - |
реферат, к - |
контрольная |
работа, гр - графическая работа, рр - расчетная работа, |
|
|
||||||
ргр - расчетно-графическая работа, спр – |
самостоятельная практическая работа, т – тестирование, кр – |
||||||||||
курсовая работа, кп – курсовой проект, рпр - реферативно-практическая работа |
|
|
|
Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля
|
|
|
|
Аудиторные |
работа |
|
||||
|
|
|
|
|
занятия |
(в |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
часах) |
|
|
|
||
/пп№ |
Наименование раздела учебной |
|
|
|
|
|
Самостоятельная |
Формы текущего контроля |
||
Лекции |
|
Лабораторные |
|
,Практические семинарские |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
дисциплины. |
|
|
|
|
|
|
|
успеваемости |
|
|
Тема занятий |
|
|
|
|
|
|
|
(по неделям семестра) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЕМЕСТР №1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Раздел 1: "Историческое развитие |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
теоретических |
представлений |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
культуре". |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Становление |
теоретической |
1 |
|
|
|
|
6 |
Собеседование |
|
|
культурологии. |
Культурология |
как |
|
|
|
|
|
|
|
|
наука: проблема систематизации |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
социального опыта людей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Векторы и ориентиры современной |
|
|
|
|
|
|
|
||
2 |
культурологии. |
Связи |
|
|
|
|
2 |
6 |
Коллоквиум |
|
|
теоретической |
культурологии |
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
другими гуманитарными науками. |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Раздел 2: "Познавательные цели и |
|
|
|
|
|
|||||||
|
структура культурологии.". |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
3 |
Статус |
культурологии |
и ее |
место |
1 |
|
|
6 |
Опрос, беседа |
||||
среди |
наук. |
Уровни |
научного |
|
|
||||||||
|
обобщения |
в культурологическом |
|
|
|
|
|
||||||
|
знании. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
4 |
Цели, |
предмет |
и |
структура |
|
|
2 |
6 |
Коллоквиум |
||||
культурологического знания. |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Фундаментальная |
культурология: |
|
|
|
|
|
||||||
5 |
социальная |
|
|
культурология, |
1 |
|
|
6 |
Опрос, беседа |
||||
психология |
культуры, |
культурная |
|
|
|||||||||
|
семантика. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Прикладная |
|
|
культурология. |
|
|
|
|
|
||||
6 |
Культурология |
как |
образование: |
|
|
2 |
6 |
Коллоквиум |
|||||
формирование |
|
|
культурной |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
компетенции личности |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Раздел |
|
3: |
|
"Теоретическая |
|
|
|
|
|
|||
|
культурология: культура в разных |
|
|
|
|
|
|||||||
|
сферах |
|
|
и |
|
сторонах |
|
|
|
|
|
||
7 |
жизнедеятельности". |
|
|
|
|
2 |
|
|
6 |
Опрос, беседа |
|||
|
Современные |
представления |
о |
|
|
|
|
|
|||||
|
культуре. Ценности и функции |
|
|
|
|
|
|||||||
|
культуры. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
8 |
Воплощение |
культуры |
в |
разных |
|
|
4 |
6 |
Коллоквиум |
||||
сферах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Культура и общество. Социальная |
|
|
|
|
|
|||||||
9 |
культурология. |
Культура |
и |
2 |
|
|
6 |
Опрос, беседа |
|||||
личность. |
|
Антропологическая |
|
|
|||||||||
|
культурология. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Межкультурная |
коммуникация |
и |
|
|
|
|
|
|||||
10 |
культура общения. |
Культура |
как |
|
|
4 |
6 |
Коллоквиум |
|||||
|
знаковая система. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Раздел |
|
4: |
|
"Прикладная |
|
|
|
|
|
|||
|
культурология: |
|
|
основные |
|
|
|
|
|
||||
11 |
направления |
|
исследований |
и |
1 |
|
|
6 |
Опрос, беседа |
||||
внедрения |
|
разработок |
|
в |
|
|
|||||||
|
социокультурную |
|
практику". |
|
|
|
|
|
|||||
|
Практическое значение и основные |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
направления |
|
|
|
прикладной |
|
|
|
|
|
||
|
культурологии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Основные |
|
|
|
направления |
|
|
|
|
|
||
12 |
современной |
|
социокультурной |
|
|
4 |
6 |
Коллоквиум |
||||
|
деятельности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Прикладные |
|
|
исследования |
|
|
|
|
|
|||
13 |
культуры |
в |
отечественной и |
2 |
|
|
8 |
Опрос, беседа |
||||
|
зарубежной практике. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Проблемы управления развитием и |
|
|
|
|
|
||||||
14 |
функционированием |
|
культуры. |
|
|
4 |
6 |
Коллоквиум |
||||
Инновационный |
|
потенциал |
|
|
||||||||
|
прикладной культурологии |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Раздел 5: "Основные тенденции |
|
|
|
|
|
||||||
|
развития культуры XX-XXI веков: |
|
|
|
|
|
||||||
|
актуальные проблемы". |
|
|
|
|
|
|
|
||||
15 |
Основные |
|
тенденции |
развития |
2 |
|
|
6 |
Опрос, беседа |
|||
|
современной |
|
мировой |
культуры. |
|
|
|
|
|
|||
|
Общечеловеческое и национальное |
|
|
|
|
|
||||||
|
в культуре ХХ – XXI |
вв. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Элитарное |
|
|
и |
массовое |
в |
|
|
|
|
|
|
|
пространстве |
|
|
современной |
|
|
|
|
|
|||
16 |
культуры. Культура и антикультура. |
|
|
4 |
8 |
Коллоквиум |
||||||
|
Изменения |
|
|
эстетической |
и |
|
|
|
|
|
||
|
художественной культуры. |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
17 |
Постмодернистский |
дискурс |
как |
2 |
|
|
4 |
Опрос, беседа |
||||
форма осмысления культуры. |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
18 |
Постмодернистский |
дискурс |
как |
|
|
2 |
4 |
Коллоквиум |
||||
форма осмысления культуры. |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Специфика |
|
современного |
этапа |
|
|
|
|
|
|||
19 |
развития |
|
мировой |
культуры: |
|
|
4 |
8 |
Коллоквиум |
|||
модернизация, |
информатизация, |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
глобализация, регионализация. |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
20 |
Тенденции, параметры и динамика |
2 |
|
|
8 |
Опрос, беседа |
||||||
глобализации. |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Актуальные |
проблемы |
типологии |
|
|
|
|
|
||||
21 |
культур и |
изучения |
традиционной |
|
|
4 |
6 |
Коллоквиум, |
||||
ментальности. |
|
|
Культурная |
|
|
защита реферата |
||||||
|
динамика. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
22 |
Культурное |
|
наследие |
и основная |
2 |
|
|
5 |
Опрос, беседа |
|||
проблематика |
|
|
прикладных |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
культурологических |
дисциплин. |
|
|
|
|
|
|
Оптимальные |
направления |
|
|
|
|
|
|
культурной политики |
в контексте |
|
|
|
|
|
|
современного общества. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
18 |
0 |
36 |
135 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методические указания и рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины.
Методические указания призваны сориентировать учащегося в процессе освоения дисциплины, помочь ему решить основные учебные задачи курса и освоить механизмы их реализации. Для этого учащемуся предлагается ознакомиться с программой курса, озвучивается основной и дополнительный список рекомендуемой литературы, включающий учебники, учебные пособия по дисциплине, сборники задач и тестов и т.д.
Так как весь часовой объем курса делится на академический (аудиторный) и самостоятельный, основными формами его реализации являются лекции, практические занятия, а также формы самостоятельной работы: подготовка к практическим занятиям, написание реферата, подготовка к сдаче экзамена.
Лекции позволяют в максимально сжатые сроки представить значительный объем структурированной информации. Лекционные материалы по курсу «Современные проблемы теоретической и прикладной культурологии» как, правило, имеют проблемно-тематическую структуру и выстраиваются по модульному принципу, что позволяет дать широкую панораму теоретических и практических вопросов культурологии, также, в рамках каждого модуля, рассмотреть содержательные аспекты культурологической проблематики, их специфику и связи.
Преподаватели кафедры при проведении лекций используют различные методики и формы работы: тестирование, экспресс-опрос по терминам, эвристическую беседу. Обязательно используются наглядные пособия с применением мультимедиа.
Практические занятия представляют собой форму реализации текущего контроля работы магистрантов и направлены на выработку умений и навыков самостоятельной обработки информации о содержании теоретических разделов культурологии, а также методов, технологий и направлений прикладной культурологии, ориентированных на достижение практических перемен в разных сферах культурной жизни. Практические занятия позволяют сформировать у обучающегося умение выбирать векторы исследовательского поиска, проводить анализ актуальных проблем теоретической и прикладной культурологии, формулировать и озвучивать представления о содержании и направлении
9
развития культурологической мысли и деятельности. Преподаватели кафедры при проведении практических занятий используют различные методики и формы работы: тестирование, фронтальный опрос, эвристическую беседу, доклады и сообщения. Используются наглядные пособия с применением мультимедиа.
Темой практического занятия может быть любой вопрос, достаточно значимый и актуальный, обеспеченный источниками и позволяющий отработать те или иные умения и навыки, необходимые для подготовки профессионала в области культуры.
Выбор темы и формы проведения практического занятия определяются приоритетными задачами, которые ставит перед группой преподаватель.
К основным формам (вариантам) проведения практических занятий относятся следующие:
1)схоластический, в котором основной упор делается на чтение и комментирование письменных источников;
2)классический, структуру которого составляют небольшие выступления по предложенным вопросам с последующими дополнениями со стороны остальных участников;
3)дискуссионный, проводимый в форме группового (коллективного) обсуждения предлагаемой для практического занятия темы;
4)дебаты, когда учебная группа делится на две части, каждая из которых получает задачу, альтернативную и противостоящую другой, и должна ее отстаивать;
5)чтение и обсуждение докладов.
Для эффективной работы во время практического занятия учащемуся необходимо учесть и выполнить следующие требования по его подготовке:
1)грамотный предварительный подбор литературы по теме занятия с помощью электронно-библиотечной системы, электронной информационно-образовательной среды ННГАСУ, сети Интернет для поиска материалов;
2)добросовестная работа с имеющейся научной литературой (просмотр и подбор информации, чтение, выписки (конспектирование узловых проблем), их обработка в соответствии с задачами практического занятия);
3)обдумывание и изложение своих мыслей на основании полученной информации (предварительное осмысление).
Таким образом, важной формой организации обучения является самостоятельная работа учащихся. Это планируемая в учебном плане работа магистрантов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя. В ходе самостоятельной работы учащиеся выполняют различные задания с целью углубления их теоретических знаний, формирования умений и навыков.
В руководстве самостоятельной работой магистрантов можно выделить следующие этапы
10