3170
.pdfМИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
И.В. Арженовский
Мировая экономика и международные экономические отношения
Учебно-методическое пособие по подготовке к лекциям, семинарским и практическим занятиям
(включая рекомендации по организации самостоятельной работы)
для обучающихся по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»
направление подготовки 38.03.01 Экономика профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Нижний Новгород
2018
2
УДК 339.9
Арженовский И.В. Мировая экономика и международные экономические отношения [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пос. / И.В. Арженовский; Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун - т – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2018. – 24 с. 1 электрон. опт. диск (CD-R).
Даются тематика лекций, их краткое содержание, планы семинарских и практических занятий, а также методические рекомендации по изучению дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения», в том числе по самостоятельной работе обучающихся. Указывается необходимая литература и источники информации, формы оценочных средств, выделяются наиболее сложные вопросы и даются рекомендации по их изучению. Приводятся методические указания по выполнению контрольной работы, вопросы к зачету.
Предназначено обучающимся в ННГАСУ для подготовки к лекционным, семинарским и практическим занятиям по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль Экономика предприятий и организаций, Бухгалтерский учет, анализ и аудит.
© И.В. Арженовский, 2018 © ННГАСУ, 2018.
3
Содержание
1.Цели освоения дисциплины ……………………………………………... 4
2.Место дисциплины в структуре ОПОП ВО …………………………….. 4
3. |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотне- |
4 |
сенных с планируемыми результатами освоения основной профессио- |
|
|
нальной образовательной программы ……………………………………... |
|
|
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества ака- |
|
|
демических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с |
|
|
преподавателем (по видам учебных занятий) и не самостоятельную ра- |
5 |
|
боту обучающихся …………………………………………..……………… |
|
|
5. Содержание дисциплины ………………………………………………… |
6 |
|
6. |
Краткое описание курса ………………………………………………….. |
7 |
7. |
Самостоятельная работа студентов …………………...………………… |
8 |
8. |
Планы семинарских и практических занятий ………………………….. |
10 |
9. Литература и информационные ресурсы ………………………………. |
18 |
|
10. Формы оценочных средств……………………………………………… |
20 |
4
1. Цель освоения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения»
Цель дисциплины (учебного курса) состоит в формирование основ знаний о мировой экономике и международных экономических отношениях в теоретическом и практическом аспектах
Задачами преподавания дисциплины, связанными с ее конкретным содержанием, являются:
-сформировать представление о мировой экономике, её структуре, субъектах и основных этапах развития;
-дать оценку глобализации в решении глобальных проблем современно-
сти;
-охарактеризовать распределение ресурсов мирового хозяйства;
-определить роль и место международной экономической интеграции в мировой экономике;
-раскрыть формы и содержание международных экономических отношений, прежде всего международной торговли товарами и услугами;
-показать роль России в международных экономических отношениях.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Дисциплина «Мировая экономика и международные экономические отношения» относится к Базовой части Блока 1. Дисциплины ОПОП.
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются знание макроэкономики, микроэкономики, истории экономики и российского предпринимательства.
Функциональные связи существуют с дисциплинами «Статистика», «Менеджмент», «Маркетинг». Дисциплина «Мировая экономика и международные экономические отношения» служит основой для преддипломной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, а также выполнения и защиты выпускной квалификационной работы.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессио-
нальной образовательной программы
Таблица 3.1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Обучающийся, освоивший программу |
В результате изучения учебной дисциплины обучаю- |
|||||||
дисциплины, |
должен обладать: |
|
|
щиеся должны: |
|
|
||
Номер/ин- |
Содержание компетенции |
|
|
|
|
|
||
декс ком- |
|
|
|
знать |
уметь |
владеть |
||
петенции |
|
|
|
|
|
|
|
|
ОК-3 |
способностью |
использо- |
теорию, |
типоло- |
анализировать во |
методами |
изучения |
|
|
вать |
основы |
экономиче- |
гию и |
главных |
взаимосвязи |
мировой |
экономи- |
5
|
ских |
знаний |
в |
различных |
участников |
ми- |
экономические |
ки, в т.ч. внешней |
|||||||||
|
сферах деятельности |
|
ровой экономи- |
явления, процес- |
торговли, |
экспорта |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ки, её ресурсы, |
сы и институты в |
и импорта |
капита- |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
основные |
тен- |
миpовой эконо- |
ла, |
международно- |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
денции и про- |
мике |
|
|
го |
обмена |
знания- |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
блемы |
|
|
|
|
|
ми, миграции рабо- |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чей силы |
|
|
ПК-4 |
способностью |
на |
основе |
основные |
осо- |
анализировать |
методами |
построе- |
|||||||||
|
описания |
экономических |
бенности |
рос- |
экономическую |
ния |
моделей во |
||||||||||
|
процессов и явлений стро- |
сийской |
эконо- |
ситуацию в мире |
внешнеэкономиче- |
||||||||||||
|
ить |
стандартные |
теорети- |
мики как субъек- |
и ведущих |
стра- |
ской сфере |
|
|||||||||
|
ческие и эконометрические |
та |
международ- |
нах, |
междуна- |
|
|
|
|||||||||
|
модели, |
анализировать |
и |
ных |
экономиче- |
родное движение |
|
|
|
||||||||
|
содержательно |
интерпре- |
ских отношений |
экономических |
|
|
|
||||||||||
|
тировать |
полученные |
ре- |
|
|
|
|
благ и ресурсов |
|
|
|
||||||
|
зультаты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
способностью |
анализиро- |
основы |
построе- |
представлять |
навыками поиска и |
|||||||||||
|
вать |
и |
интерпретировать |
ния, |
расчета и |
результаты |
ана- |
обработки |
инфор- |
||||||||
|
данные |
отечественной |
и |
анализа |
совре- |
литической |
и |
мации;навыками |
|||||||||
|
зарубежной |
статистики |
о |
менной |
системы |
исследователь- |
анализа |
публика- |
|||||||||
|
социально-экономических |
показате- |
|
ской |
работы в |
ций |
международ- |
||||||||||
|
процессах и явлениях, вы- |
лей,характеризу |
виде |
доклада, |
ных организаций |
||||||||||||
|
являть тенденции измене- |
ющих |
деятель- |
информационно- |
|
|
|
||||||||||
|
ния |
|
|
|
социально- |
ность |
хозяйст- |
го обзора, анали- |
|
|
|
||||||
|
экономических |
показате- |
вующих |
субъек- |
тического отчета |
|
|
|
|||||||||
|
лей |
|
|
|
|
|
|
тов |
в |
мировом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
хозяйстве |
|
|
|
|
|
|
|
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и не самостоятельную работу
обучающихся
Таблица 4.1 Объём дисциплины и виды учебной работы
|
Форма |
|
р, к, гр, |
Зачетныхединиц |
|
|
Учебных часов |
|
|
Часы кон- |
||
Семестр№ |
проме- |
|
рр, ргр, |
|
|
|
|
|
|
|
тактной |
|
Всего |
Аудиторная работа |
|
|
Трудо- |
||||||||
жуточ- |
|
спр, т, |
|
|
работы |
|||||||
|
|
Лекц. |
Лаб. |
Практ. |
|
Са- |
емкость |
|||||
ной ат- |
кр, кп, |
|
|
вателем |
||||||||
|
|
|
|
|
Семин. |
|
проме- |
обучаю- |
||||
|
тестации |
рпр |
|
|
|
|
|
мост. |
щегося с |
|||
|
|
|
|
|
|
|
жуточ- |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работа |
препода- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ной ат- |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестации |
|
8 |
Зачет |
с |
к |
5 |
180 |
6 |
0 |
6 |
|
168 |
0 |
12,59 |
|
оценкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к - контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Основы мировой экономики
Введение
Роль и место дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» в системе подготовки бакалавров туризма. Предмет и задачи курса.
Тема 1. Основы мировой экономики и международных отношений
Определение и характеристики мировой экономики. Субъекты мировой экономики. Международное разделение труда и движение экономических ресурсов. Факторы участия стран в международном разделении труда. Определение и формы международных экономических отношений
Тема 2. Глобализация и глобальные проблемы современности
Сущность и показатели глобализации. Направления глобализации. Этапы глобализации. Тенденции мирового экономического развития. Противоречивые последствия глобализации. Глобальные проблемы современности. Классификация стран по уровню социально-экономического развития. Отдельные группы стран.
Раздел 2. Механизм мирового хозяйства
Тема 3. Механизм мирового хозяйства и мировой воспроизводственный процесс
Механизм мирового хозяйства и его инструменты: цены, ставки процентов, обменные курсы, внешний долг и др. Мировой экономический порядок: международная валютная и торговая система, международное налогообложение, тарифное и нетарифное регулирование и др. Мировой воспроизводственный процесс. Региональная экономическая интеграция. Экономический рост и эффективность.
Тема 4. Основные субъекты мировой экономики
Национальные экономики. Интеграционные объединения. Международные экономические организации. Транснациональные компании и банки. Прочие субъекты мировой экономики.
Тема 5. Ресурсы мировой экономики и мировые рынки
Человеческий капитал. Предпринимательство. Ресурсы знаний и информация. Финансовый и реальный капитал. Природные ресурсы.
7
Раздел 3. Международные экономические отношения
Тема 6. Международная торговля и иные формы международных экономических отношений
Мировая торговля товарами и услугами. Международный обмен знаниями, информацией и технологиями. Международное движение капитала. Международная помощь. Международная миграция рабочей силы. Международные валютно-расчётные отношения.
Тема 7. Европейский союз
Место и роль ЕС в мировой экономике. Природно-ресурсный, трудовой, производственный, научно-технический потенциал ЕС. Внутренний рынок ЕС. Бюджет ЕС. Кредитно-финансовая система ЕС. Экономики ведущих стран ЕС. Современное состояние интеграционного процесса в рамках ЕС. Экономические перспективы и проблемы ЕС в XXI веке.
Тема 8. США
Место и роль США в мировой экономике. Природно-ресурсный, трудовой, производственный, научно-технический потенциал США. Американская экономическая модель. Реальный сектор, финансовый сектор, социальный сектор экономики США. Внешнеэкономическая деятельность США. Динамика и эффективность экономического развития США в ХХI веке.
5.2. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля
Таблица 5.1. Заочная форма обучения
п/п№ |
Наименование раздела учебной дисципли- |
Аудиторные заня- |
Самосто- |
ятельная работа |
Формы те- |
||
ны (модуля). |
тия (в часах) |
кущего |
|||||
|
|
|
|||||
|
Тема занятия |
|
|
|
|
контроля |
|
|
лек- |
сем. и практ. |
|
|
|||
|
|
|
|
успеваемо- |
|||
|
|
ции |
занятия |
|
|
||
|
|
|
|
сти |
|||
|
|
|
|
|
|
||
1. |
Основы мировой экономики |
2 |
2 |
|
56 |
опрос |
|
2. |
Механизм мирового хозяйства |
2 |
2 |
|
56 |
опрос |
|
3. |
Международные экономические отноше- |
2 |
2 |
|
56 |
опрос |
|
ния |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
ИТОГО: |
6 |
6 |
|
168 |
зачет |
6. Краткое описание курса
Предмет «Мировая экономика и международные экономические отношения» призван дать будущим бакалаврам теоретические знания о формах и эволюции мировой экономики и международных экономических отношений, а также практические навыки анализа сложных явлений в мирохозяйственных связях в условиях глобализации мирового хозяйства.
Соответственно курс делится на три части. В первой части (темы 1 - 2) существенное внимание уделяется предмету, целям и задачам курса, источни-
8
кам информации, основам мировой экономики и проблемам глобализации. Во второй части курса (темы 3 – 5) рассматривается механизм, субъекты и ресурсы мирового хозяйства. В третьей части курса (темы 6 – 8) разбираются формы международных экономических отношений, а роль двух основных субъектов мировой экономики - Европейского Союза и США.
В процессе изучения курса студенты вырабатывают системные взгляды на современную мировую экономику и международные экономические отношения; формируют представления о месте России в мирохозяйственных связях; учатся собирать и анализировать информацию о состоянии отдельных вопросов/проблем мировой экономики и международных экономических отношений.
Данные знания, умения и навыки представляются необходимыми для принятия соответствующих управленческих решений и оценки их эффективности в будущей профессиональной деятельности.
7. Самостоятельная работа студентов
Важное значение имеет самостоятельная работа студентов. Она ориентирована на изучение литературы (учебников, справочных материалов, специальных источников, задачников, статей из периодических изданий и т.п.), необходимой для освоения вопросов, предусмотренных программой курса. Это могут быть как вопросы, включенные в планы лекций, семинаров, практических занятий, так и вопросы, вынесенные целиком на самостоятельное изучение.
Основным первичным источником по дисциплине является курс лекций, предоставляемый студентам в начале семестра. Каждая тема в курсе лекций сопровождается контрольными вопросами и заданиями, которые помогают проконтролировать освоение учебного материала и подготовиться к семинарскому (практическому) занятию. Курс лекций рекомендуется использовать в комплекте с рабочей программой курса, данным учебно-методическим пособием, базовыми учебниками.
Вучебном плане дисциплины (см. табл. 5.1) по каждой теме курса указаны конкретные часы, отведенные на лекции, семинары и самостоятельную работу. В полном объеме и качественно освоить программу курса можно, только сочетая аудиторную и внеаудиторную (самостоятельную) подготовку.
Вэтой связи студентам рекомендуется постепенное «погружение» в теоретический материал курса, чередование изучения теоретических и практических вопросов и заданий, эффективное использование возможностей интернета.
Семинары и практические занятия дают возможность преподавателю решить задачу усвоения учебного материала, контролировать уровень и качество знаний студентов.
На семинарских /практических занятиях с помощью обсуждения вопросов по заранее заданной теме, а также докладов, рефератов, дискуссий на основе имеющихся базисных знаний приобретаются расширенные знания и навыки при изучении комплексных, ориентированных на практику проблем. На первом
9
плане находится активное участие студентов. Рекомендуется выделение основных понятий, терминов логических связей.
Дисциплина носит научно-прикладной характер, поэтому при изучении материала большое значение имеет обращение к опыту конкретных предприятий и организаций, проектов с международным участием. Обязательно обращение к материалам сайтов соответствующих хозяйствующих субъектов, профильных министерств и ведомств, а также правительства региона.
При подготовке к семинарским и практическим занятиям, докладов, написании эссе или разработке проектов целесообразно использовать периодическую печать, информацию из интернета, телевидения, что позволит иллюстрировать теоретические рассуждения практическими примерами. Кроме того, неоценимую помощь в подготовке к занятиям окажут справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант плюс» и т.д.
Для обсуждения непонятных моментов, возникающих в ходе самостоятельного обучения студентов, предусматривается консультационная помощь преподавателя, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Студентам, имеющим опыт работы, следует активно пользоваться примерами из собственной практики. Привлечение данных материалов, с одной стороны, поможет быстрее и качественнее усвоить учебную программу курса, с другой стороны, может помочь внести необходимые реальные изменения в работу их организации, учреждения или предприятия.
Перед сдачей зачета студентам выдается список подготовительных вопросов, охватывающих весь спектр тем по курсу. Непосредственно перед зачетом проводится консультация, на которой рассматриваются содержательные и организационные вопросы.
В конце семестра сдается контрольная работа по пройденному материалу. Содержание контрольной работы составляют вопросы по темам 1-8. Написание контрольной работы является обязательным условием (допуском) для сдачи зачета.
Одной из составляющих самостоятельной работы студентов является возможность подготовки рефератов с целью закрепления и усвоения учебного материала по курсу, приобретения навыков сбора, анализа и обработки данных. Написание реферата является добровольной формой освоения материала курса.
Темой реферата может служить любой вопрос/часть вопроса из учебной программы курса.
Объём реферата составляет примерно 15 страниц печатного текста формата А-4. Он сдается в течение семестра, но не позже, чем за неделю до проведения консультации к экзамену. Образец оформления титульного листа и структура реферата даны в приложении 1.
Примерные темы рефератов
1. Примеры успешного участия России в глобальных цепочках создания стоимости.
10
2.Богатые недра: плюсы и минусы для национальной экономики.
3.Вывоз капитала из России.
4.Деятельность международных рейтинговых агентств.
5.Международные транспортные коридоры.
6.Двигатели и барьеры глобализации
7.Антиглобализм как фактор установления нового миропорядка в мировом хозяйстве.
8.Тенденции мировых рынков товаров и услуг (на примере конкретного
рынка).
9.Мировые тенденции развития баланса потребления топливноэнергетических ресурсов.
10.История возникновения Европейского Союза.
11. Внутренний рынок ЕС.
12. Преимущества и риски единой валюты евро.
13. Финансово-экономические кризисы в ЕС
14. Брекзит и его последствия для ЕС.
15. Миграционный кризис в ЕС.
16. Современное состояние и перспективы экономического сотрудничества России и ЕС.
17. Трампономика: основные черты.
18. Современное состояние и перспективы экономического сотрудничества России и США.
19. Экономическое сотрудничество России и Китая.
20. Экономическое сотрудничество России и Индии.
21.Экономическое сотрудничество России и Бразилии.
22.Экономическое сотрудничество России и ЮАР.
23. Евразийский экономический союз: состояние и перспективы развития. 24. Россия и ВТО: опыт участия.
25. Влияние режима санкций на экономику России.
8. Планы семинарских и практических занятий
Тема 1. Основы мировой экономики и международных отношений
1.1.Определение и характеристики мировой экономики.
1.2.Субъекты мировой экономики.
1.3.Международное разделение труда и движение экономических ресур-
сов.
1.4.Факторы участия стран в международном разделении труда.
1.5.Определение и формы международных экономических отношений
Контрольные вопросы
Что такое мировая экономика?