3790
.pdfМИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
М.А. Патова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Учебно-методическое пособие
по подготовке к лекциям и практическим занятиям (включая рекомендации по организации самостоятельной работы)
для обучающихся по научной специальности 2.1.10 Экологическая безопасность строительства
и городского хозяйства
Нижний Новгород
2022
2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
М.А. Патова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Учебно-методическое пособие
по подготовке к лекциям и практическим занятиям (включая рекомендации по организации самостоятельной работы)
для обучающихся по научной специальности 2.1.10 Экологическая безопасность строительства
и городского хозяйства
Нижний Новгород ННГАСУ
2022
3
УДК 502.3/.7: 349.6
Патова М.А. Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства / М.А. Патова; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
–Нижний Новгород: ННГАСУ, 2022. – 21 с. – Текст: электронный.
Внастоящем учебно-методическом пособии по дисциплине «Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства» даются конкретные рекомендации учащимся для освоения как основного, так и дополнительного материала дисциплины и, тем самым, способствующие достижению целей, обозначенных в учебной программе дисциплины. Цель учебно-методического пособия — это помощь в усвоении лекций, в подготовке к практическим занятиям.
Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся в ННГАСУ по научной специальности 2.1.10 Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства
© М.А. Патова, 2022
© ННГАСУ, 2022
|
|
4 |
|
|
|
Содержание |
|
1. |
Общие положения ......................................................................................................................... |
5 |
|
|
1.1 |
Цели изучения дисциплины и результаты обучения .......................................................... |
5 |
|
1.2 |
Содержание дисциплины ....................................................................................................... |
7 |
2. |
Методические указания по подготовке к лекциям................................................................... |
10 |
|
|
2.1 |
Общие рекомендации по работе на лекциях ...................................................................... |
10 |
|
2.2 |
Общие рекомендации при работе с конспектом лекций................................................... |
10 |
3. |
Методические указания по подготовке к практическим занятиям......................................... |
12 |
|
|
3.1 |
Общие рекомендации по подготовке к практическим занятиям ..................................... |
12 |
|
3.3 |
Примерная тематика рефератов ......................................................................................... |
13 |
4. |
Методические указания по организации самостоятельной работы ....................................... |
14 |
|
|
4.1 |
Общие рекомендации для самостоятельной работы ......................................................... |
14 |
|
4.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы ........................................ |
16 |
|
|
4.3.Задания для самостоятельной работы................................................................................. |
20 |
5
1. Общие положения
1.1 Цели изучения дисциплины и результаты обучения
Целями освоения учебной дисциплины «Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства» являются: изучение основ экологической безопасности строительства; ознакомление с механизмами безопасного ведения строительства на урбанизированных территориях.
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать:
-основные методы проведения теоретических и экспериментальных исследований;
-основные направления, проблемы, теории и методы изучения в области экологической безопасности строительства и городского хозяйства;
-критерии экологической безопасности природнотехнических систем,
формируемых объектами промышленного, гражданского и городского строительства; - теоретические основы разработки экологически безопасных, малоуглеродных,
безуглеродных, природоподобных, биопозитивных, энергоэффективных,
ресурсосберегающих, в том числе с применением альтернативной энергетики,
конструкций, архитектурно-планировочных проектных решений и строительных материалов, строительных систем и технологий, системы жизнеобеспечения городского хозяйства;
- методы и средства обеспечения экологической безопасности городской среды,
принципами создания инновационных экологически безопасных технологий строительства и эксплуатации строительных объектов различного назначения на всех этапах жизненного цикла;
- теоретические основы обеспечения экологической безопасности при управлении разработкой и совершенствованием архитектурно-планировочных, проектно-
изыскательских, компоновочных, конструктивно-технологических решений строительных объектов различного назначения при их проектировании, возведения, реконструкции,
утилизации, а также при рекультивации объектов окружающей их природной среды;
-педагогические технологии и представлять возможности их применения для подготовки и повышения квалификации кадров в области экологической безопасности строительства и городского хозяйства, в том числе с использованием цифровых технологий, искусственного интеллекта и машинного обучения;
-современные научные достижения в области экологической безопасности экологической безопасности строительства и городского хозяйства;
-проводить анализ и технико-экономическую оценку современных научных
6
достижений в области экологической безопасности строительства и городского хозяйства;
Уметь:
- составлять план проведения теоретических и экспериментальных исследований,
проводить обработку результатов исследований с помощью современных программ;
-грамотно и аргументированно свои мысли; анализировать и интерпретировать полученную информацию;
-анализировать экологические проблемы природно-технических систем,
формируемых объектами промышленного, гражданского и городского строительства; - разрабатывать экологически безопасные, малоуглеродные, безуглеродные,
природоподобные, биопозитивные, энергоэффективные, ресурсосберегающие технологии для жизнеобеспечения городского хозяйства;
-производить оценку обеспечения экологической безопасности городской среды;
-обосновывать методы и принципы обеспечения экологической безопасности при управлении разработкой и совершенствованием архитектурно-планировочных, проектно-
изыскательских, компоновочных, конструктивно-технологических решений строительных объектов различного назначения при их проектировании, возведения, реконструкции,
утилизации, а также при рекультивации объектов окружающей их природной среды; - применять педагогические технологии в учебном процессе, реализуемом в
высшей школе для подготовки кадров в сфере экологической безопасности строительства и городского хозяйства, в том числе с использованием цифровых технологий,
искусственного интеллекта и машинного обучения;
Владеть:
-методами теоретических и экспериментальных исследований в области экологической безопасности строительства и городского хозяйства;
-понятийным аппаратом в области экологической безопасности строительства и городского хозяйства;
-навыками анализа экологической безопасности природно-технических систем,
формируемых объектами промышленного, гражданского и городского строительства; - навыками научного обоснования и разработки экологически безопасных,
малоуглеродных, безуглеродных, природоподобных, биопозитивных, энергоэффективных,
ресурсосберегающих, в том числе с применением альтернативной энергетики,
конструкций, архитектурно-планировочных проектных решений и строительных материалов, строительных систем и технологий, системы жизнеобеспечения городского хозяйства;
- методами цифровизации и моделирования для управления и функционирования
7
экологически безопасных природно-техногенных систем; - методами и принципами обеспечения экологической безопасности при
управлении разработкой и совершенствованием архитектурно-планировочных, проектно-
изыскательских, компоновочных, конструктивно-технологических решений строительных объектов различного назначения при их проектировании, возведения, реконструкции,
утилизации, а также при рекультивации объектов окружающей их природной среды; - арсеналом педагогических средств, применяемых для подготовки кадров в
области экологической безопасности строительства и городского хозяйства, в том числе с использованием цифровых технологий, искусственного интеллекта и машинного обучения;
-умением формулировать выводы и рекомендации по совершенствованию работы в области экологической безопасности строительства и городского хозяйства.
1.2 Содержание дисциплины
Материал дисциплины сгруппирован по следующим разделам:
Критерии оценки экологической безопасности. Строительная деятельность как «умная инфраструктура» экологических средообразующих факторов,
формирующая безопасную среду жизнедеятельности человека Экологические требования к размещению и строительству промышленных объектов и их эксплуатации. Критерии оценки экологической безопасности природно-технических систем, формируемых объектами промышленного, гражданского, городского,
водохозяйственного, транспортного и пр. строительства. Развитие существующих и разработка новых методов оценки экологических факторов и риска возникновения неблагоприятных условий жизнедеятельности населения, техногенных и природных катастроф, в том числе с использованием моделирования и цифровизации.
Строительная деятельность как «умная инфраструктура» экологических средообразующих факторов, формирующая безопасную среду жизнедеятельности человека
Инженерно-экологические изыскания для строительства Экологические требования к размещению и строительству промышленных объектов и их эксплуатации.
Правовые методы регулирования природопользованием и охраной окружающей среды на предприятии. Закон об охране окружающей среды.
Содержание работ для инженерно-экологических изысканий. Содержание работ для инженерно-экологических изысканий. Определение степени загрязненности
8
атмосферного воздуха. Оценка загрязненности почв и грунтов. Оценка загрязненности поверхностных и подземных вод. Стандарты, нормы и правила в области природопользования и охраны окружающей среды на строительных предприятиях
Требования к размещению и строительству промышленных объектов и их
эксплуатации. Инженерно-экологические изыскания для разработки предпроектной документации. Экологогидрогеологические исследования на предпроектных стадиях.
Содержание материалов ИЭИ для экологического обоснования градостроительной документации. Требования к размещению и строительству промышленных объектов и их эксплуатации
Механизм взаимодействия промышленных предприятий с окружающей средой.
Инженерно-экологические изыскания для разработки проектной документации.
Задачи ИЭИ для разработки проектной документации. Содержание материалов для разработки проектной документации.
Сбор и анализ материалов для изысканий и исследований. Механизм взаимодействия промышленных предприятий с окружающей средой. Обострение экологических проблем рационального природопользования.
Правовые методы регулирования природопользованием и охраной
окружающей среды на строительных предприятиях и в городском хозяйстве.
Правовые методы регулирования природопользованием и охраной окружающей среды на строительных предприятиях и в городском хозяйстве. Источники экологического законодательства. Основные принципы экологического права. Экологическая паспортизация объектов. Экологическая статистическая отчетность предприятия.
Разработка методов и средств обеспечения экологической безопасности городской среды, принципов создания инновационных экологически безопасных технологий строительства и эксплуатации строительных объектов различного назначения. Разработка методов и средств обеспечения экологической безопасности городской среды, принципов создания инновационных экологически безопасных технологий строительства и эксплуатации строительных объектов различного назначения на всех этапах жизненного цикла.
Экологически безопасные, малоуглеродные, безуглеродные, природоподобные,
биопозитивные, энергоэффективные, ресурсосберегающие, в том числе с применением альтернативной энергетики, конструкций, архитектурно-планировочные проектные решения.
Охрана окружающей среды при строительстве зданий и сооружений. Стандарты воздействия на окружающую среду в процессе строительства. Стандарты, нормы и
9
правила в области природопользования и охраны окружающей среды на строительных
предприятиях.
Современные проблемы экологии строительных предприятий в городской среде.
Рациональное использование и охрана воздушного бассейна. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха. Основные загрязнители воздуха, их источники,
классификация, нормирование, характер воздействия. Рациональное использование водных ресурсов в городском хозяйстве. Управление водопользованием и стимулирование снижения водоемкости в технологических процессах. Использование водных ресурсов на строительном предприятии. Методы защиты поверхностных и подземных вод от загрязнений. Земельные ресурсы и их рациональное использование в городском хозяйстве. Нормирование загрязнений почв. Хранение, транспортировка,
обезвреживание и захоронение отходов строительного производства. Обращение с твердыми коммунальными отходами. Территориальные схемы обращения с отходами, в
том числе, твердыми коммунальными отходами.
10
2. Методические указания по подготовке к лекциям
2.1 Общие рекомендации по работе на лекциях
Лекция является главным звеном дидактического цикла обучения. Ее цель — формирование основы для последующего усвоения учебного материала. В ходе лекции преподаватель в устной форме, а также с помощью презентаций передает обучаемым знания по основным, фундаментальным вопросам изучаемой дисциплины.
Назначение лекции состоит в том, чтобы доходчиво изложить основные положения изучаемой дисциплины, ориентировать на наиболее важные вопросы учебной дисциплины и оказать помощь в овладении необходимых знаний и применения их на практике.
Личное общение на лекции преподавателя со студентами предоставляет большие возможности для реализации образовательных и воспитательных целей.
При подготовке к лекционным занятиям студенты должны ознакомиться с презентаций, предлагаемой преподавателем, отметить непонятные термины и положения,
подготовить вопросы с целью уточнения правильности понимания. Рекомендуется приходить на лекцию подготовленным, так как в этом случае лекция может быть проведена в интерактивном режиме, что способствует повышению эффективности лекционных занятий.
2.2 Общие рекомендации при работе с конспектом лекций
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе осмысленного записывания, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к практическим занятиям и текущему контролю.
Полезно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
2.3Контрольные вопросы
1.Понятие экологической безопасности в системе действующего законодательства
2.Критерии экологической безопасности
3.Какие экологические факторы относятся к средообразующим?
4.Характеристика и возможности применения индекса загрязнения атмосферного воздуха.
5.Метод комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по