4592
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» Институт экономики, управления и права
кафедра международного права
А.В. Мурунова
Римское право
Учебно-методическое пособие по подготовке к лекциям, практическим,
семинарским занятиям
(включая рекомендации по организации самостоятельной работы)
для обучающихся по дисциплине «Римское право» по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» профиль: без профиля
Нижний Новгород
2016
УДК 341(075)
Римское право: Учебно-методическое пособие для студентов,
обучающихся в ННГАСУ по программе бакалавриата по направлению
подготовки Юриспруденция. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – с. .– 1
электрон. опт. диск (CD-RW)
В пособии раскрываются основные положения учебной дисциплины «Римское право»: приводятся подробные тематические планы для очной и заочной форм обучения, освещаются методические материалы для изучения отдельных тем, перечисляются правовые источники для углубленного изучения каждой темы, даются рекомендации по основной и дополнительной литературе, раскрывается поэтапное планирование самостоятельной работы студентов по освоению дисциплины, включены вопросы для проведения промежуточной аттестации по дисциплине.
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов ННГАСУ, обучающихся по образовательным программам высшего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов по программе бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция по профилю: без профиля
Составитель: Мурунова А.В.
@ А.В. Мурунова, 2016
@Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурностроительный университет», 2016
Введение
Римское право занимает особое место в истории цивилизации. Его значение определяется огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. Римляне создали универсальную систему права, имеющую основой частную собственность,
уникальную по степени своей внутренней гармонии и завершенности.
Цели дисциплины: обогатить студентов фундаментальными знаниями в области римского права. Римское частное право классического периода – исторический памятник высочайшей ценности.
Основными задачами римского права как учебной дисциплины являются:
– изучение важнейших институтов имущественного права периода принципата и домината: право собственности, других прав на вещи,
договорных отношений, семейных правоотношений, наследования, учения об исках;
–гражданского и торгового законодательства;
–института публичного права.
Невозможна подготовка квалифицированных юристов без глубокого изучения римского гражданского права, давно ставшего языком общения юристов разных стран, позволяющим воспринимать и профессионально оценивать конкретные законодательные решения различных правовых систем. Римское право, отличающееся четкостью определений, хорошей юридической техникой, помогает современному юристу в приобретении навыков четко отграничивать и формулировать юридические категории. В
настоящее время существенно возрастает влияние римского права на гражданское право Российской Федерации и отечественную цивилистику в целом, в связи с совершенствованием гражданского законодательства. Работа над курсом требует обязательного изучения важнейших правовых памятников Древнего Рима, законов XII таблиц, институций Гая,
кодификаций Юстиниана и др. Необходимо изучить рекомендованную
литературу и источники.
Курс римского права предполагает проведение лекционных,
семинарских занятий, написание реферата, также самостоятельное освоение студентами научной литературы и проведение анализа древних источников римского права.
Подготовка к практическому занятию начинается с ознакомления плана занятия, прочтения программной учебной литературы, конспекта лекций по конкретной теме, изучения правовых источников, указанных к каждой теме.
Причем, изучение учебной литературы по соответствующей теме,
источников римского права, конспекта лекций является основным при подготовке к практическому занятию.
Самостоятельное изучение учебного материала, конспектирование его в своих тетрадях позволит студенту глубоко вникнуть в конкретную тему практического занятия. Кроме того, конспектирование позволит выделить главное в тексте, запомнить основную информацию. Конспекты заметно облегчают подготовку к практическим занятиям, к зачету и экзамену.
После самостоятельного изучения учебного материала, необходимо подготовить ответы на вопросы соответствующей темы практического занятия. Каждый студент по-своему подходит к подготовке ответа на вопросы: составляет план ответа; подготавливает основные тезисы ответа;
пишет полный ответ на вопросы. Но наиболее высокую оценку получат студенты, излагающие основную часть подготовленного ответа своими словами и по существу раскрываемого вопроса. Зачитывать следует лишь некоторые выписки из учебной литературы, правовых источников и других документов.
Примерный |
тематический |
план |
аудиторных занятий З а о ч н а я ф о р м а о б у ч е н и я Профиль: без профиля Семестр 3
|
Наименование раздела |
Виды учебной деятельности, включая |
|||||
№ |
учебной дисциплины |
самостоятельную |
работу студентов (в |
||||
п/ |
|
|
|
часах) |
|
|
|
п |
|
|
|
Лекц. |
Практ. |
|
Самостоятельная |
|
|
|
|
|
Семин. |
|
работа |
1 |
2 |
|
|
3 |
4 |
|
5 |
1. |
Понятие, |
предмет |
и |
2 |
2 |
|
6 |
|
источники |
римского |
|
|
|
|
|
|
права |
|
|
|
|
|
|
2 |
Осуществление |
и |
- |
- |
|
6 |
|
|
защита прав |
|
|
|
|
|
|
3 |
Лица в римском праве |
2 |
2 |
|
6 |
||
4 |
Семейное право |
|
- |
- |
|
6 |
|
5 |
Вещное право |
|
- |
- |
|
6 |
|
6 |
Ограниченные |
|
- |
- |
|
6 |
|
|
вещные права |
|
|
|
|
|
|
7 |
Понятие и виды исков |
- |
- |
|
6 |
||
8 |
Обязательственное |
|
- |
- |
|
6 |
|
|
право |
|
|
|
|
|
|
9. |
Общее учение |
об |
- |
- |
|
6 |
|
|
обязательствах |
и |
|
|
|
|
|
|
договорах |
|
|
|
|
|
|
10 |
Консенсуальные |
|
- |
- |
|
6 |
|
. |
контракты |
|
|
|
|
|
|
11 |
Реальные контракты |
- |
- |
|
6 |
||
. |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Отдельные |
виды |
- |
- |
|
4 |
|
. |
обязательств |
|
|
|
|
|
|
13 |
Обязательства как бы |
- |
- |
|
4 |
||
. |
из договоров |
|
|
|
|
|
|
14 |
Обязательства |
из |
- |
- |
|
4 |
|
. |
деликта |
|
|
|
|
|
|
15 |
Обязательства как бы |
- |
- |
|
4 |
||
. |
из деликта |
|
|
|
|
|
|
16 |
Общая |
- |
- |
2 |
. |
характеристика |
|
|
|
|
пактов |
|
|
|
17 |
Наследственное право |
- |
- |
2 |
|
ИТОГО |
4 |
4 |
86 |
ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
№ |
Наименование |
|
Автор(ы) |
|
Год |
и |
место |
|
п/п |
|
|
|
|
|
издания |
|
|
1 |
2 |
|
|
3 |
|
4 |
|
|
1 |
Римское |
частное |
право |
Новицкий И. Б. |
М. : Зерцало-М, |
|||
|
(учебник) |
|
|
|
|
2015. - 256 с. - |
||
|
|
|
|
|
|
Режим |
|
доступа: |
|
|
|
|
|
|
http://www.iprboo |
||
|
|
|
|
|
|
kshop.ru/4001.htm |
||
|
|
|
|
|
|
l. |
|
|
2 |
Римское частное право (учебное |
Морев, |
М.П. |
М. : Эксмо, 2011. |
||||
|
пособие) |
|
|
|
|
- 174 с. - Режим |
||
|
|
|
|
|
|
доступа: |
|
|
|
|
|
|
|
|
http://www.iprboo |
||
|
|
|
|
|
|
kshop.ru/1154.htm |
||
|
|
|
|
|
|
l. |
|
|
3 |
Римское |
частное |
право |
И. |
С. |
М. : Зерцало-М, |
||
|
(учебник) |
|
|
Перетерский |
[и |
2015. - 560 с. - |
||
|
|
|
|
др.] |
|
Режим |
|
доступа: |
|
|
|
|
|
|
http://www.iprboo |
||
|
|
|
|
|
|
kshop.ru/4012.htm |
||
|
|
|
|
|
|
l. |
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
№ |
Наименование |
|
|
|
Автор(ы) |
|
Год |
и |
место |
|||
п/п |
|
|
|
|
|
|
|
|
издания |
|
|
|
1 |
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
4 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
П. |
Г. |
М.: Зерцало-М, |
|||
|
Очерки по теории права. Римское |
2014. - 286 с. - |
||||||||||
|
право |
в |
средневековой Европе |
Виноградов, |
Режим |
доступа: |
||||||
|
[Электронный ресурс] : учебное |
У. Э. Батлер, |
http://www.iprboo |
|||||||||
|
пособие |
|
|
|
|
|
В. |
А. |
kshop.ru/4433.htm |
|||
|
|
|
|
|
|
|
Томсинов |
|
l. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
М.: |
|
Зерцало, |
|
|
|
|
|
|
|
|
Н. |
П. |
2014. - 568 с. - |
|||
|
Учебник |
истории |
римского |
права |
Боголепов, |
Режим |
доступа: |
|||||
|
[Электронный ресурс] ] : Учебник |
В. |
А. |
http://www.iprboo |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Томсинов |
|
kshop.ru/4544.htm |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
l. |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
М.: |
|
Зерцало, |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д. Д. Гримм, |
2015. - 496 с. - |
||||
|
Лекции |
по догме |
римского |
права |
В. |
А. |
Режим |
доступа: |
||||
|
[Электронный ресурс] ] : Учебник |
Томсинов |
|
http://www.iprboo |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
kshop.ru/5841.htm |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
l. |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
М. : Дашков и К, |
|||
|
Введение |
в |
римское |
право |
|
|
2014. - 220 с. - |
|||||
|
О. |
А. |
Режим |
доступа: |
||||||||
|
[Электронный ресурс] : Учебное |
Кудинов |
|
http://www.iprboo |
||||||||
|
пособие |
|
|
|
|
|
|
|
kshop.ru/24778.ht |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ml. |
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
М. |
: Российская |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Академия |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
адвокатуры |
и |
||
|
Римское |
|
право |
|
[Электронный |
Д. |
В. |
нотариата, 2015. - |
||||
|
ресурс] : Учебник |
|
|
|
Ерофеева, |
Р. |
330 |
с. - |
Режим |
|||
|
|
|
|
В. Шагиева |
доступа: |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
http://www.iprboo |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
kshop.ru/33395.ht |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ml. |
|
|
|
6 |
Римское право в вопросах и ответах : |
В. |
В. |
М. : РГ-Пресс, |
||||||||
|
учеб. пособие |
|
|
|
Пиляева |
|
2015. - 236 с. |
|
||||
7 |
Римское право : учеб. для студентов |
М. |
М. |
М. : ЮНИТИ- |
||||||||
|
Рассолов, |
М. |
ДАНА, |
2009. |
- |
|||||||
|
вузов по спец. "Юриспруденция" |
А. Горбунов |
496 с. |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
8 |
Римское |
|
частное |
право |
А. |
В. |
Нижегор. |
гос. |
||||
|
[Электронный ресурс] : слов. латин. |
Мурунова, С. |
архит.-строит. ун- |
|
терминов : учеб. пособие |
Тищенко |
т. - Электрон. дан. |
||
|
|
|
(505 |
КБ). |
- |
|
|
|
Н.Новгород |
: |
|
|
|
|
ННГАСУ, 2012. |
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине
осуществляется в следующих формах:
-подготовка к лекциям, семинарским (практическим) занятиям;
-реферирование статей, отдельных разделов монографий;
-изучение учебной литературы;
-изучение и конспектирование хрестоматий;
-изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;
-подготовка ответов на контрольные вопросы, выполнение контрольных работ, решение контрольных тестов и практических задач;
-написание тематических докладов, рефератов на проблемные темы;
-самостоятельное изучение темы в рамках «круглых столов».
В настоящем пособии скомпилированы вопросы лекционных и семинарских (практических) занятий, учебная литература, источники римского права, а также оценочные средства: контрольные вопросы по темам, практические задачи, тесты, темы рефератов.
Лекции позволяют в максимально сжатые сроки представить значительный объем структурированной информации. Лекционные материалы имеют проблемно-тематическую структуру и выстраиваются по принципам систематичности, последовательности и научности, что, во-
первых, дает возможность сформировать понимание необходимых знаний о правовых дисциплинах, во-вторых, обеспечить создание верных
представлений о научных методах и соответствие содержания курса уровню современной науки.
Важное значение придается правильной организации самостоятельной работы студентов над изучением предмета как условие сознательного надежного усвоения учебного материала. Подготовку к семинарскому занятию целесообразно начать с ознакомления с программой курса, плана семинара, содержащихся в настоящих методических рекомендациях,
конспекта лекций по данной теме и соответствующих разделов в учебниках.
Изучение конспекта лекций, учебной и дополнительной литературы,
нормативных материалов и прочих источников является основной задачей при подготовке к семинарскому занятию. Конспекты существенно облегчают подготовку к семинарским занятиям и, особенно, к зачету, т.к. способствуют выделению и запоминанию основных положений учебного материала.
Полнота конспектов варьируется индивидуально, т.к. конспектирование носит творческий характер и не сводится к переписыванию изучаемого текста. Следует дословно переписывать только ключевые положения и определения, остальное содержание излагается кратко, своими словами. Для заметок и комментариев рекомендуется оставлять в конспекте широкие поля.
Очень важно при подготовке к семинарскому занятию уметь правильно отбирать разнообразные источники, систематизировать их и четко выводить необходимую информацию.
При работе на семинарах высоко оцениваются студенты, излагающие свой ответ самостоятельно, грамотно и по существу обсуждаемого вопроса,
со ссылкой на источники и фактические данные. Зачитывание ответа исключительно по конспекту или другому какому-либо источнику, а также простое воспроизведение материала лекций без комментариев и привлечения других источников оценивается как недостаточно удовлетворительное.
Приоритетной формой проведения семинаров являются проблемные и дискуссионные занятия. Для проведения таких занятий необходима тщательная подготовка, свободное владение материалом, умение задавать и