7457
.pdfМИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
С.И. Ротков, А.В. Назаровская, С.А. Роменский
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Учебно-методическое пособие
по подготовке к лекциям и практическим занятиям (включая рекомендации обучающимся по организации самостоятельной работы) по дисциплине «Начертательная геометрия» для обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
Нижний Новгород
2022
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
С.И. Ротков, А.В. Назаровская, С.А. Роменский
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Учебно-методическое пособие
по подготовке к лекциям и практическим занятиям (включая рекомендации обучающимся по организации самостоятельной работы) по дисциплине «Начертательная геометрия» для обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
Нижний Новгород ННГАСУ
2022
4
УДК 514.18 (075)
Ротков С. И. Начертательная геометрия : учебно-методическое пособие С. И. Ротков, А. В. Назаровская, С. А. Роменский; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – Нижний Новгород : ННГАСУ, 2022. – 23 с.:. – Текст : электронный.
Приводятся сведения о целях и объёме учебной дисциплины, даётся тематика лекций и практических занятий, а также методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся и подготовке к экзамену по дисциплине «Начертательная геометрия». Указывается необходимая литература и источники.
Предназначено обучающимся в ННГАСУ для подготовки подготовке к лекциям и практическим занятиям, организации самостоятельной работы по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств.
© С.И. Ротков, А.В. Назаровская, С.А. Роменский, 2022
© ННГАСУ, 2022.
3
|
Содержание |
|
1. |
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ............................................................................. |
4 |
2. |
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ....................... |
5 |
3. |
РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ.................................... |
5 |
4.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
7
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ |
............. 9 |
|
5.1 |
Общие рекомендации по организации учебного процесса......................................... |
9 |
5.2 |
Методические рекомендации по подготовке к лекциям ........................................... |
10 |
5.3 |
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям................. |
12 |
5.4 |
Методические рекомендации по выполнению графической работы ...................... |
13 |
5.4 |
Методические рекомендации по подготовке к экзамену.......................................... |
13 |
6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ ..................................................................................................................... |
14 |
7.ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО – ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ
СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .............. |
16 |
8. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА ................. |
16 |
Приложение 1 ......................................................................................................................... |
19 |
Приложение 2 ......................................................................................................................... |
20 |
Приложение 3 ......................................................................................................................... |
21 |
4
1.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Начертательная геометрия» изучается на первом курсе обучения в течение одного семестра, относится к обязательной части образовательной программы, способствует изучению теоретических
Целями освоения дисциплины является:
1.1.ознакомление студентов с теоретическими положениями начертательной геометрии и их практическими приложениями в профессиональной деятельности;
1.2.формирование способности к обобщению, анализу, восприятию графической информации;
1.3.развитие пространственного мышления;
1.4.-освоение методов наглядного изображения и моделирования трехмерной формы и пространства.
В результате изучения «Начертательной геометрии» обучающиеся
должны:
Знать: принципы автоматизированной обработки и передачи
информации при решении типовых задач.
Уметь: получать информацию для обеспечения безопасности человека в среде обитания (производственной, окружающей) с
использованием современных систем автоматизированного проектирования в локальных и глобальных компьютерных сетях,
использовать их возможности для организации оперативного обмена информацией.
Владеть: приемами обработки и анализа информации с применением современных САПР и тематических программных комплексов.
5
2. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Дисциплина «Начертательная геометрия» изучается на первом курсе обучения в течение одного семестра. Для изучения дисциплины учебным планом предусмотрено 108 учебных часов.
Аудиторная нагрузка распределяется между такими видами занятий,
как 8 лекций (16 часов) и 8 практических занятий (16 часов). Лекции и практические занятия проводятся через неделю.
Самостоятельная внеаудиторная работа студента составляет 76 часов.
В ходе изучения дисциплины студенты выполняют графическую работу
«Исследование объектов окружающего мира на геометрических
моделях различного вида».
Завершается изучение дисциплины экзаменом.
3.РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
Содержание дисциплины включает следующие разделы:
Раздел 1. Предмет и методы начертательной геометрии.
Раздел 2. Эпюр Монжа, аксонометрия, технический чертёж.
Раздел 3. Виды задач начертательной геометрии и методы их решения.
Раздел 4. Поверхности.
Темы занятий:
Лекция 1. Предмет и методы начертательной геометрии. Предмет и цели освоения дисциплины. Параметрический метод. Основные термины и определения, понятие размерности пространства, параметризация фигур,
реализация параметров на чертежах.
Практическое занятие 1. Параметрический метод. Параметризация фигур в пространствах различной размерности.
6
Лекция 2. Проекционный метод. Виды и инварианты проецирования.
Свойства чертежа.
Практическое занятие 2. Конструирование плоского контура на основе теории параметризации.
Лекция 3. Эпюр Монжа, аксонометрия, технический чертеж.
Сущность способа получения геометрических моделей: эпюра Монжа,
аксонометрии, технического чертежа. Область применения. Основные термины и определения.
Практическое занятие 3. Задание точек, прямых, плоскостей,
плоских кривых на эпюре Монжа.
Лекция 4. Сущность способа получения геометрических моделей:
аксонометрии, технического чертежа. Область применения. Основные термины и определения.
Практическое занятие 4. Задание точек, прямых, плоскостей,
плоских кривых в аксонометрии и на техническом чертеже.
Лекция 5. Виды задач начертательной геометрии и методы их решения. Сущность и особенности решения позиционных, метрических и конструктивных задач. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей.
Практическое занятие 5. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей. Метод посредника. Основные позиционные задачи.
Особенности решения на различных геометрических моделях.
Лекция 6. Способы преобразования проекций: сущность, область применения.
Практическое занятие 6. Применение способов преобразования проекций для решения позиционных и метрических задач.
Лекция 7. Поверхности. Признак задания поверхности на геометрической модели. Определение кинематической поверхности.
Понятие точечного и линейного каркасов. Определитель поверхности.
7
Очерк поверхности. Классификация поверхностей по виду образующей.
Практическое занятие 7. Решение позиционных задач с участием поверхностей различного вида в аксонометрии и на эпюре Монжа.
Лекция 8. Классификация поверхностей по закону образования.
Развертывание поверхностей. Инварианты развертывания. Виды разверток и способы их построения.
Практическое занятие 8. Решение позиционных задач с участием поверхностей различного вида на эпюре Монжа. Подведение итогов семестра.
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ |
РАБОТА |
И |
КОНТРОЛЬ |
УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ |
|
|
|
Формы самостоятельной |
работы студентов |
при изучении |
«Начертательной работы» включают два вида:
1)аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Основными видами такой самостоятельной работы являются:
выполнение упражнений;
выполнение проверочных работ в различных формах;
экзамен.
2)внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами такой самостоятельной работы являются:
подготовка к лекциям и практическим занятиям на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, индивидуальных заданий по отдельным разделам
8
содержания дисциплины;
выполнение расчётно-графической работы;
выполнение творческих учебно-исследовательских заданий;
участие в олимпиаде;
подготовка к экзамену.
Формы контроля учебной деятельности студентов включают:
проверочная работа;
устный опрос;
самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе;
защита графической, учебно-исследовательской работы;
экзамен.
Этапы контроля учебной деятельности студентов:
1) Входной контроль включает оценку знаний по школьному курсу стереометрии баллами в диапазоне от 0,0 до 5,0 с шагом 0,1,
фиксируемую в журнале преподавателя.
2) Текущий контроль включает оценку аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы баллами в диапазоне от 0,0 до 5,0
с шагом 0,1, фиксируемую в журнале преподавателя.
По итогам двух месяцев обучения определяется средний балл за различные виды деятельности. Результат оформляется ведомостью и передается в деканат факультета. Аттестация считается успешной, если средний балл составил 2.5.
В конце семестра определяется средний балл за различные виды деятельности при наличии всех выполненных работ учебного плана. Если работы не выполнены, студент не допускается к сдаче экзамена с формулировкой в зачетной ведомости «не допущен кафедрой».
3)На экзамене студент выполняет экзаменационное
тестирование и экзаменационную графическую работу. Полученный
9
результат суммируется со средним баллом за семестр. Расчетное
значение выставляется в зачетную ведомость и зачетку. Кроме численного
значения, указывается словесная оценка: 2,5 - 3,4 «удовлетворительно»,
3,5 – 4,4 «хорошо», 4,5 – 5,0 «отлично». При балле меньше 2,5 оценка считается неудовлетворительной, выставляется только в ведомость,
студент приглашается на повторный экзамен. В случае неудачи и во второй раз, студенту для сдачи экзамена назначается комиссия в составе заведующего кафедрой, ведущего преподавателя и двух независимых преподавателей. В случае третьей неудачи студент отчисляется за неуспеваемость.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1 Общие рекомендации по организации учебного процесса
Посещение лекционных и практических занятий является для студентов очного отделения обязательным. Преподаватель отмечает посещаемость в журнале.
Если имеется уважительная причина, по которой студент отсутствует на занятии, необходимо её подтвердить соответствующим документом
(ксерокопией справки из медицинского учреждения, повестки из военкомата и др.). При отсутствии документа, считается, что студент пропустил занятие без уважительной причины. В этом случае преподаватель выставляет в журнал неудовлетворительную оценку за проверочные работы, проводившиеся на пропущенном занятии.
Обращаем внимание на следующее правило: если дата проведения лекции или практического занятия совпадает с государственным праздником, то весь материал, который предполагался к рассмотрению на данном занятии, изучается самостоятельно.
На первом занятии студенты должны ознакомиться с программой