153
.pdfМИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Д. Н. ПРЯНИШНИКОВА»
Факультет экономики и информационных технологий
С.А. Черникова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ: ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКАЯ
Методические рекомендации для прохождения практики
Пермь
ИПЦ «ПрокростЪ»
2020
УДК 001.8
ББК 72
Ч 492
Рецензенты:
В.П. Черданцев, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ;
О.В. Тупицына, кандидат экономических наук, доцент, и. о. зав. кафедрой экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ.
Ч 992 Черникова С.А.
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков: Организационно-управленческая: методические рекомендации для прохождения практики /С.А. Черникова; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова». – Пермь: «ПрокростЪ», 2020. –
35 с.
В методических рекомендациях для прохождения практики «Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков: Организационно-управленческая» представлены рекомендации по организации, подготовке и проведению учебной практики, изложены требования по структуированию и оформлению отчета по результатам практики, а также определена степень соответствия всем заявленным критериям в программе практики «Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков: Организационно-управленческая».
Рекомендованы для обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент, направленность (профиль) «Производственный менеджмент».
УДК 001.8
ББК 72
Методические рекомендации для прохождения практики «Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков: Организационно-управленческая» рекомендованы к размещению в ЭБС методической комиссией факультета экономики и информационных технологий ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, протокол № 1 от 1 сентября 2020 г.
© ИПЦ «Прокростъ», 2020 © Черникова С.А., 2020
2
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….... |
4 |
|
1. |
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ .......................................... |
6 |
2. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ................................................................................. |
8 |
|
2.1. Анализ состояния основных средств, использования материально- |
|
|
производственных запасов, производства продукции и трудовых ресурсов |
|
|
предприятия (учреждения) ................................................................................... |
10 |
|
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия (учреждения): |
|
|
финансовые поступления, финансовые обязательства, ......................................... |
|
|
направления использования финансовых средств ............................................. |
15 |
|
2.3. Оценка способностей менеджмента предприятия (учреждения) к |
|
|
эффективной реализации инвестиционных проектов........................................ |
17 |
|
2.4. Формы и методы повышения квалификации управленческого персонала |
|
|
на всех стадиях подготовки и реализации проектов .......................................... |
18 |
|
2.5. Индивидуальное задание …………………………………………………19 |
|
3. |
СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ ............................................................ |
20 |
4. |
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ, ТРЕБОВАНИЯ К |
|
ЕГО СОДЕРЖАНИЮ ............................................................................................... |
24 |
|
5. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ............................................. |
26 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29 |
||
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 30 |
||
Приложение 1. Рекомендуемое распределение бюджета времени учебной |
||
практики по получению первичных профессиональных умений и навыков: |
||
Организационно-управленческой по темам …………………………………….34 |
Приложение 2. Образец оформления титульного листа отчета по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков: Организационно-управленческая………………………………………………… 35
3
ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков: Организационно-управленческая (далее - учебная практика) является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП ВО)
магистратуры, направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее – ФГОС ВО) и ОПОП ВО ВУЗа.
В процессе прохождения учебной практики обучающиеся получают первичные профессиональные умения и навыки, которые способствуют развитию и проявлению у обучающихся творческой и профессиональной инициативы, направленной на решение важнейших организационно-управленческих задач.
Ввиду того, что по содержанию программы практики «Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков: Организационно-управленческая» обучающемуся достаточно сложно оценить последовательность выполнения задания и оформления результатов, очевидна потребность в разработке методических рекомендаций.
Подробное рассмотрение процесса организации учебной практики и требований, предъявляемых к отчету по учебной практике, позволяет обучающемуся качественно подготовиться к выполнению данного вида работ.
Важное значение при подготовке к защите отчета по учебной
4
практике имеет изучение требований, предъявляемых к структуре и оформлению отчета. Для этого в методических рекомендациях имеется соответствующий раздел, раскрывающий процесс подготовки и защиты отчета.
Методические рекомендации предлагают обучающимся воспользоваться библиотечными фондами. Предусмотрено применение ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, в том числе перечня программного обеспечения и информационных справочных систем,
что значительно расширяет и облегчает подготовку обучающегося к прохождению учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков: Организационно-
управленческой практики.
5
1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
Впроцессе работы на предприятиях (учреждениях) в
должности или в качестве практиканта обучающийся обязан получить практические навыки в области управления, планирования
иорганизации производства. Для этого он должен, по возможности,
принять непосредственное участие в деятельности организации в качестве специалиста экономического профиля, а также во всех организационных мероприятиях (собраниях, балансовых комиссиях,
совещаниях и т.п.).
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков: Организационно-управленческая должна содействовать более глубокому изучению проблем исследуемого объекта.
Обучающийся проходит учебную практику в организации любой организационно-правовой формы, представляющей интерес с точки зрения выпускной квалификационной работы.
Место проведения учебной практики:
сельскохозяйственные организации, крестьянские
(фермерские) хозяйства;
предприятия агробизнеса, всех размеров и форм собственности;
органы управления АПК федерального, регионального и местного уровней;
информационно-консультативные службы федерального,
регионального и местного уровней;
6
отраслевые НИИ, на кафедрах и в лабораториях Университета, институты дополнительного профессионального обучения обладающих необходимым кадровым и научно-
техническим потенциалом;
научно-производственные подразделения Университета.
Если кафедрой обучающийся направляется на торговое,
строительное предприятие или предприятие сферы услуг,
преподавателем – руководителем практики выдается дополнительно к общей программе индивидуальная программа, учитывающая особенность такого предприятия, утверждаемая кафедрой. Выбор места прохождения учебной практики осуществляется обучающимся самостоятельно и согласовывается с руководителем программы магистратуры 38.04.02 Менеджмент, заведующим кафедрой менеджмента и деканатом факультета экономики и информационных технологий ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ (для студентов заочного обучения – с деканатом факультета заочного обучения ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ).
Учебно-методическое руководство учебной практикой по получению первичных профессиональных умений и навыков:
Организационно-управленческой осуществляют преподаватели кафедр факультета экономики и информационных технологий ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ.
Кафедра определяет для обучающихся руководителя практикой. Руководитель практики проводит регулярные консультации, оказывает методическую помощь обучающемуся.
Работа обучающихся организуется в соответствии с его программой
7
практики, разработанной и утвержденной руководителем практики.
В период учебной практики обучающиеся подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности,
установленным на предприятиях (учреждениях) по месту прохождения практики.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Подготовительный этап включает в себя следующие виды работ:
-получение задания на учебную практику;
-получение материалов для прохождения учебной практики
(дневник, программа);
-подготовка плана учебной практики;
-прибытие студента -практиканта на место учебной практики;
-представление студента -практиканта руководителю учебной практики от предприятия;
-отметка о прибытии студента-практиканта в дневнике учебной практики;
-оформление студента на вакантную должность;
-инструктаж по технике безопасности.
Содержание основного этапа учебной практики заключается в
следующем:
- выполнение программы учебной практики (общее задание);
- последовательное детальное и всесторонние изучение
8
предприятия (учреждения) как объекта исследования в единстве его
параметров:
1. Изучение организационно-правовой формы предприятия
(учреждения);
2.Организационной и производственных структур;
3.Характера трудовых (социально-экономических) отношений;
4.Систем управления, планирования, технико-
технологического обеспечения, производственного снабжения и сбыта продукции;
5. Сбор, обработка и анализ материала o предприятии
(учреждении);
-детальное и всестороннее изучение:
1.Опыта и возможности реализации инвестиционных
проектов;
2.Практики принятия управленческих решений по стратегическим вопросам развития предприятия (учреждения);
3.Сбор и обработка материала для анализа хозяйственной деятельности предприятия (учреждения) по теме исследования на основании индивидуального задания.
Экспериментальный этап состоит из:
- определения проблемы, объекта и предмета исследования,
постановки исследовательской задачи, разработка инструментария исследования, использования интерактивных и проектных технологий;
- обработки и анализ полученной информации, материалов по результатам учебной практики;
9
- постановки проблемы и поиск путей их решения (на примере
принимающего предприятия (учреждения)).
-Заключительный этап:
-подготовка отчета по учебной практике;
-завершение программы учебной практики;
-оформление необходимых документов;
-отбытие студента -практиканта с места учебной практики;
-завершение работы над отчетом об учебной практике;
-защита отчета.
Квидам работ на учебной практике могут быть отнесены:
ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности,
мероприятия по сбору, обработке и систематизации практического материала, наблюдения, измерения и др., выполняемые как под руководством руководителей практики от кафедры и предприятия
(учреждения), так и самостоятельно.
Рекомендуемое распределение бюджета времени учебной практики по видам работ и темам представлено в приложении 1.
2.1. Анализ состояния основных средств, использования
материально-производственных запасов, производства
продукции и трудовых ресурсов предприятия (учреждения)
1. Анализ использования основных средств.
Проанализировать структуру и динамику основных средств,
используя вертикальный анализ структурных изменений в составе основных средств. Представить обобщенную картину процесса
10