337
.pdfМИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»
Кафедра бухгалтерского учета и финансов
О.И. Хайруллина
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
Методические рекомендации для прохождения практики
Пермь
ИПЦ «Прокростъ»
2020
УДК 657 ББК 65.052
Х 156
Рецензенты:
Т.М. Яркова – д-р. экон. наук, профессор кафедры организации аграрного производства, ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ;
О.В. Баянова – канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ
Х 156 Хайруллина, О.И.
Преддипломная практика : методические рекомендации для прохождения практики / О.И. Хайруллина; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский аграрнотехнологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», каф. бухучета и финансов – Пермь : ИПЦ «Прокростъ», 2020. – 35 с ; 21 см – Библиогр.: с.30-31. – 50 экз.– Текст : непосредственный.
Методические рекомендации для прохождения практики направлены на оказание методической помощи обучающимся наиболее эффективно освоить программу преддипломной практики.
Учебное издание предназначено для прохождения преддипломной практики обучающимися очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 38.04.01 Экономика, направленность (профиль) «Бухгалтерский учет и налогообложение».
УДК 657
ББК 65.052
Методические рекомендации для прохождения практики «Преддипломная практика» рекомендованы к изданию методической комиссией факультета экономики и информационных технологий ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, протокол № 5 от 06 ноября 2019 г.
© ИПЦ «Прокростъ», 2020
© Хайруллина О.И., 2020
2
|
Содержание |
|
Введение........................................................................................ |
4 |
|
1. |
Паспорт практики .................................................................... |
5 |
2. |
Задание на практику и методические рекомендации по его |
|
выполнению ................................................................................ |
13 |
|
3. |
Требования к оформлению отчета ....................................... |
22 |
Заключение ................................................................................. |
29 |
|
Справочно-библиографический аппарат................................. |
30 |
|
Приложение 1. Образец оформления титульного |
листа |
|
отчета........................................................................................... |
34 |
|
Приложение 2. Образец оформления содержания отчета..... |
35 |
3
Введение
Преддипломная практика относится к вариативной части учебного плана подготовки магистров по направлению 38.04.01 Экономика, второму блоку учебного плана подготовки магистров «Практики, в том числе научноисследовательская работа (НИР)" и является обязательной для освоения обучающимися.
Целью данных методических рекомендаций является организация процесса прохождения преддипломной практики и формирование методического обеспечения, необходимого для написания и защиты отчета.
Методические рекомендации для прохождения практики соответствуют программе практики «Преддипломная практика», ОПОП ВО по направлению 38.04.01 Экономика, направленность (профиль) «Бухгалтерский учет и налогообложение».
Структура методических рекомендаций для прохождения практики включает следующие разделы: введение, паспорт практики, задание на практику и методические рекомендации по его выполнению, требования к оформлению отчета, заключение, справочно-библиографический аппарат и приложения.
Прохождение преддипломной практики связано с выполнением выпускной квалификационной работы, поэтому предшествует государственной итоговой аттестации.
4
1. Паспорт практики
Целью преддипломной практики является приобретение умений и навыков аналитической деятельности в области бухгалтерского учета и налогообложения и их использование при решении проблемы, заявленной в качестве темы выпускной квалификационной работы.
Задачами преддипломной практики являются:
-закрепление приобретенных теоретических знаний по дисциплинам;
-получение дополнительной информации о вопросах организации и ведения бухгалтерского учета и налогообложения в коммерческих организациях;
-анализ учетных систем, их организации и ведения;
-исследование элементов налогообложения с учетом налоговых режимов;
-изучение нормативно-законодательных актов федерального и регионального уровней, локальных нормативных актов, разрабатываемых коммерческой организацией;
-приобретение навыков организации рациональных учетных систем для эффективных управленческих решений и обоснования их выбора с учетом критериев социальноэкономической эффективности;
-формирование базы данных для аналитической части выпускной квалификационной работы;
-осознание выбора областей профессиональной деятельности на основе осмысления личных интересов и самооценки.
Цель и задачи преддипломной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
-научно-исследовательская;
-аналитическая;
-педагогическая.
Обучающийся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика должен уметь решать следующие профессиональные задачи:
в научно-исследовательской деятельности:
- разработка рабочих планов и программ проведения
5
научных исследований и разработок, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей;
-разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;
-подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
-сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;
-организация и проведение научных исследований, в том числе статистических обследований и опросов;
-разработка теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;
в аналитической деятельности:
-разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;
-поиск, анализ и оценка источников информации для проведения экономических расчетов;
-проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности;
-анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
-прогнозирование динамики основных социальноэкономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;
в педагогической деятельности:
-преподавание экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях;
-разработка учебно-методических материалов. Планируемые результаты прохождения практики соот-
несены с осваиваемыми общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в таблице 1.
6
Таблица 1
Планируемые результаты прохождения практики в разрезе компетенций
Коды |
Содержание ком- |
|
|
компе- |
Планируемые результаты обучения |
||
петенции |
|||
тенций |
|
||
|
|
||
ОПК 3 |
способность при- |
Знать: |
|
|
нимать организа- |
- теоретические и методические основы разработ- |
|
|
ционно- |
ки и принятия организационно-управленческих |
|
|
управленческие |
решений (З1); |
|
|
решения |
- критерии оценки эффективности организацион- |
|
|
|
но-управленческих решений и виды ответственно- |
|
|
|
сти за их принятие (З2). |
|
|
|
Уметь: |
|
|
|
- выявлять проблемы экономического характера |
|
|
|
при анализе конкретных экономических ситуаций, |
|
|
|
предлагать способы их решения на макро- и мик- |
|
|
|
роуровне и оценивать ожидаемые результаты (У1); |
|
|
|
- разрабатывать организационно-управленческие |
|
|
|
предложения по минимизации рисков экономиче- |
|
|
|
ской деятельности хозяйствующих субъектов (У2). |
|
|
|
Владеть: |
|
|
|
- навыками решения практических задач и анализа |
|
|
|
полученных решений в области бухгалтерского |
|
|
|
учета и налогообложения (В1); |
|
|
|
- навыками принятия управленческих решений на |
|
|
|
основе данных экономического и финансового |
|
|
|
анализа (В2). |
|
ПК-1 |
способность |
Знать: |
|
|
обобщать и кри- |
- содержание теорий, концепций и современных |
|
|
тически оцени- |
подходов к бухгалтерскому учету и налогообло- |
|
|
вать результаты, |
жению (З3); |
|
|
полученные оте- |
- нормативно-законодательные акты, необходимые |
|
|
чественными и |
для ведения профессиональной деятельности (З4). |
|
|
зарубежными ис- |
Уметь: |
|
|
следователями, |
- использовать теории, концепций и современных |
|
|
выявлять пер- |
подходов к бухгалтерскому учету и налогообло- |
|
|
спективные |
жению в профессиональной деятельности (У3); |
|
|
направления, со- |
- анализировать и содержательно интерпретиро- |
|
|
ставлять про- |
вать данные различных источников информации |
|
|
грамму исследо- |
для бухгалтерского учета и налогообложения эко- |
|
|
ваний |
номических субъектов (У4). |
|
|
|
Владеть: |
|
|
|
- навыками использования различных источников |
|
|
|
информации для принятия решений в области бух- |
|
|
|
галтерского учета и налогообложения (В3); |
|
|
|
- методикой ведения бухгалтерского учета и нало- |
|
|
|
гообложения экономических субъектов (В4). |
7
|
|
Продолжение таблицы 1 |
ПК-2 |
способность |
Знать: |
|
обосновывать ак- |
- структуру научного знания о бухгалтерском уче- |
|
туальность, тео- |
те и налогообложении экономических субъектов |
|
ретическую и |
(З5); |
|
практическую |
- особенности определения теоретической и прак- |
|
значимость из- |
тической значимости научного исследования (З6); |
|
бранной темы |
Уметь: |
|
научного иссле- |
- обосновывать актуальность выбранной темы |
|
дования |
научного исследования по бухгалтерскому учету и |
|
|
налогообложению (У5); |
|
|
- обосновывать теоретическую и практическую |
|
|
значимость научного исследования (У6). |
|
|
Владеть: |
|
|
- актуализацией представляемых научных положе- |
|
|
ний (В5); |
|
|
- навыками выявления либо определения теоретиче- |
|
|
ской и практической значимости исследования (В6). |
ПК-3 |
способность про- |
Знать: |
|
водить самостоя- |
- особенности самостоятельных научных исследо- |
|
тельные исследо- |
ваний (З7); |
|
вания в соответ- |
- принципы разработки научных программ (З8). |
|
ствии с разрабо- |
Уметь: |
|
танной програм- |
- использовать методологию научного познания |
|
мой |
при разрешении своих непосредственных исследо- |
|
|
вательских задач (У7); |
|
|
- видеть различие эмпирических и теоретических |
|
|
подходов при реализации собственных научных |
|
|
исследований (У8). |
|
|
Владеть: |
|
|
- разработки научных программ (В7); |
|
|
- проводить самостоятельные исследования в раз- |
|
|
резе установленных программ исследования (В8). |
ПК-4 |
способность |
Знать: |
|
представлять ре- |
- принципы построения результатов научного ис- |
|
зультаты прове- |
следования (З9); |
|
денного исследо- |
- особенности представления научной стати, до- |
|
вания научному |
клада, отчета (З10). |
|
сообществу в виде |
Уметь: |
|
статьи или докла- |
- критически оценивать результаты проведенного |
|
да |
научного исследования (У9); |
|
|
- выбирать средства и способы представления |
|
|
научной статьи, доклада, отчета (У10). |
|
|
Владеть: |
|
|
- методикой изложения результатов проведенного |
|
|
исследования (В9); |
|
|
- техническими средствами и информационными |
|
|
технологиями для презентации научного отчета, |
|
|
научного доклада либо статьи научному сообще- |
|
|
ству (В10). |
8
|
|
Продолжение таблицы 1 |
|
|
|
ПК-8 |
способность гото- |
Знать: |
|
вить аналитиче- |
- основные положения нормативно-правовой базы |
|
ские материалы |
в области регулирования бухгалтерского учета, |
|
для оценки меро- |
методы обработки учетной информации и совре- |
|
приятий в области |
менные информационные технологии поиска, си- |
|
экономической |
стематизации и обработки данных бухгалтерского |
|
политики и при- |
учета (З11); |
|
нятия стратегиче- |
-основные источники получения информации в |
|
ских решений на |
системе бухгалтерского учета (З12). |
|
микро- и макро- |
Уметь: |
|
уровне |
- применять методы сбора, группировки и обоб- |
|
|
щения информации в системе бухгалтерского уче- |
|
|
та (У11); |
|
|
- систематизировать информацию на счетах бух- |
|
|
галтерского учета о различных объектах управле- |
|
|
ния (У12). |
|
|
Владеть навыками: |
|
|
- навыками использования различных информаци- |
|
|
онных источников в области бухгалтерского учета |
|
|
(В11); |
|
|
- методикой систематизации, обобщения и анализа |
|
|
информации в профессиональной области (В12). |
|
|
|
ПК-9 |
способность ана- |
Знать: |
|
лизировать и ис- |
- методологию проведения анализа экономических |
|
пользовать раз- |
процессов и явлений, характерных для хозяйству- |
|
личные источники |
ющих субъектов разных организационно- |
|
|
|
|
информации для |
правовых форм (З13); |
|
проведения эко- |
|
|
- источники финансовой, бухгалтерской и иной |
|
|
номических рас- |
|
|
информации предприятий различных форм соб- |
|
|
четов |
|
|
ственности, организаций, ведомств для проведения |
|
|
|
|
|
|
экономических расчетов (З14); |
|
|
Уметь: |
|
|
- использовать результаты экономического анали- |
|
|
за для подготовки аналитических материалов в об- |
|
|
ласти экономической политики и принятия страте- |
|
|
гических решений на микромакроуровне (У13); |
|
|
- формировать необходимое информационное |
|
|
обеспечение для проведения экономических рас- |
|
|
четов (У14); |
|
|
Владеть навыками: |
|
|
- формирования системы показателей, необходи- |
|
|
мых и достаточных для понимания сущность эко- |
|
|
номических явлений и процессов (В13); |
|
|
- поиска, обобщения и анализа информации из |
|
|
различных источников для проведения экономиче- |
|
|
ских расчетов (В14); |
|
|
|
9
|
|
Продолжение таблицы 1 |
ПК-10 |
способность со- |
Знать: |
|
ставлять прогноз |
- основные методы разработки прогнозных реше- |
|
основных соци- |
ний с учетом фактора неопределенности (З15); |
|
ально- |
- методические и нормативные документы, регламен- |
|
экономических |
тирующие разработку прогнозов и программ (З16) |
|
Уметь: |
|
|
показателей дея- |
|
|
- самостоятельно осуществлять подготовку зада- |
|
|
тельности пред- |
|
|
ний и разрабатывать прогнозные решения с учетом |
|
|
приятия, отрасли, |
|
|
фактора неопределенности (У15); |
|
|
региона и эконо- |
|
|
- анализировать результаты прогнозных расчетов |
|
|
мики в целом |
|
|
и выбирать наиболее эффективные из них (У16). |
|
|
|
|
|
|
Владеть: |
|
|
- навыками разработки прогнозных решений с уче- |
|
|
том фактора неопределенности (В15); |
|
|
- способностью оценить полученный результат (В16) |
ПК-13 |
способность при- |
Знать: |
|
менять современ- |
- основные особенности методики преподавания |
|
ные методы и ме- |
экономических дисциплин (З17); |
|
тодики препода- |
- основы публичной речи, основные приемы педа- |
|
вания экономиче- |
гогической деятельности (З18). |
|
ских дисциплин в |
Уметь: |
|
профессиональ- |
- осуществлять поиск новой информации при под- |
|
ных образова- |
готовке к работе с обучающимися (У17); |
|
тельных органи- |
- осуществлять обмен информацией при устных и |
|
зациях, образова- |
письменных контактах с обучающимися (У18). |
|
тельных органи- |
Владеть: |
|
зациях высшего |
- коммуникативной компетенцией для практиче- |
|
образования, до- |
ского решения педагогических задач (В17); |
|
полнительного |
- интерактивными методами обучения (В18). |
|
профессионально- |
|
|
го образования |
|
ПК-14 |
способность раз- |
Знать: |
|
рабатывать учеб- |
- принципы организации и планирования учебного |
|
ные планы, про- |
процесса (З19); |
|
граммы и соот- |
- особенности разработки методического обеспечения |
|
ветствующее ме- |
преподавания экономических дисциплин (З20). |
|
тодическое обес- |
Уметь: |
|
печение для пре- |
- использовать при разработке методического |
|
подавания эконо- |
обеспечения достижения и передовой опыт в сфе- |
|
мических дисци- |
ре бухгалтерского учета и налогообложения (У19); |
|
плин в професси- |
- разрабатывать учебные планы и программы |
|
ональных образо- |
(У20). |
|
вательных орга- |
Владеть: |
|
низациях, образо- |
- методами проведения всех видов учебных заня- |
|
вательных орга- |
тий, используемых в ВУЗе (В19); |
|
низациях высшего |
- навыками разработки прогнозов и программ |
|
образования, до- |
(В20). |
|
полнительного |
|
|
профессионально- |
|
|
го образования |
|
10