347
.pdfМИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»
Факультет экономики и информационных технологий
Л.В. Шалаева
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСЫ В АПК
Методические рекомендации для самостоятельной работы
Пермь
ИПЦ «Прокростъ»
2019
1
УДК 657: 631. 162 ББК 65.052. 5
Ш 18
Рецензенты:
О.В. Баянова – канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов (ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ);
С.А. Черникова – канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента (ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ).
Ш 18 Шалаева Л.В.
Основы бухгалтерского учета и финансы в АПК: методические рекомендации для самостоятельной работы / Л.В. Шалаева; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский аграр- но-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова». Факультет экономики и информационных технологий. – Пермь : ИПЦ «ПрокростЪ».– 63 с ; 21 см – Библиогр.: с. 50-55. – 50 экз. – Текст : непосредственный
В методических рекомендациях для самостоятельной работы представлены задания для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета и финансы в АПК», в том числе вопросы для самоконтроля и тестовые задания. По каждой теме представлен перечень рекомендуемых источников, в том числе нормативно-правовые акты.
Рекомендованы для обучающихся очной и заочной форм обучения по направлениям подготовки (уровень бакалавриата): 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) «Экология»; 06.03.01 Биология, направленность (профиль) «Биоэкология»; 38.03.07 Товароведение, направленность (профиль) «Безопасность продовольственных товаров и таможенная экспертиза».
УДК 657: 631. 162 ББК 65.052. 5
Методические рекомендации для самостоятельной работы «Основы бухгалтерского учета и финансы в АПК» рекомендованы к изданию методической комиссией факультета экономики и информационных технологий ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, протокол № 6 от 27 ноября 2018 г.
© ИПЦ «ПрокростЪ», 2019
© Шалаева Л.В., 2019
2
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………… |
4 |
|
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ |
|
|
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ……….. |
7 |
|
2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…. |
8 |
|
2.1 |
Экономическая сущность и история возникновения |
|
бухгалтерского учета………………………………………. |
8 |
|
2.2 |
Предмет и метод бухгалтерского учета………………. |
13 |
2.3 |
Балансовое обобщение информации…………………. |
16 |
2.4 |
Бухгалтерские счета и двойная запись………………. |
20 |
2.5 |
Организация первичного учета, документация……… |
26 |
2.6 |
Стоимостные измерения………………………………. |
29 |
2.7 |
Инвентаризация как элемент метода бухучета……..... |
35 |
2.8 |
Основы формирования финансов в АПК…………….. |
39 |
3. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ……………………………… |
44 |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………. |
49 |
|
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……….. |
50 |
|
БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО- |
|
|
СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ………….. |
55 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ. План счетов бухгалтерского учета фи- |
|
|
нансово-хозяйственной деятельности организаций АПК. |
56 |
3
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «Основы бухгалтерского учета и финансы в АПК» разработаны с учетом требований ФГОС ВО по направлениям подготовки: 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) «Экология»; 06.03.01 Биология, направленность (профиль) «Биоэкология»; 38.03.07 Товароведение, направленность (профиль) «Безопасность продовольственных товаров и таможенная экспертиза».
Методические рекомендации предназначены для закрепления полученных в процессе контактной работы знаний и навыков формирования и использования бухгалтерской информации в системе управления предприятий АПК.
Дисциплина «Основы бухгалтерского учета и финансы в АПК» предусматривает формирование следующих компетенций по направлениям:
1) 05.03.06 Экология и природопользование:
-способности использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
-владения знаниями о правовых основах природопользования и охраны окружающей среды, способностью критически анализировать достоверную информацию различных отраслей экономики в области экологии и природопользования (ПК-7);
2) 06.03.01 Биология:
-способности использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
-способности применять на практике методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользова-
4
ния, восстановления и охраны биоресурсов (ПК-6). 3) 38.03.07 Товароведение:
-способности использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
-обладать системным представлением об основных организационных и управленческих функциях, связанных с закупкой, поставкой, транспортированием, хранением, приемкой и реализацией товаров (ПК-4).
В результате изучения дисциплины обучающийся дол-
жен:
Знать:
-основы законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете;
-правила оформления первичных учетных документов, стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, обобщения фактов жизнедеятельности экономического субъекта в системе счетов;
-внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета.
Уметь:
-принимать к учету первичные учетные документы о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта;
-проводить денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущую группировку фактов хозяйственной жизни;
-проводить итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни.
Владеть:
-технологией составления (оформления) первичных учетных документов, в том числе электронных;
5
-правилами стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, в том числе способами начисления амортизации;
-способами экономического обоснования управленческих решений в профессиональной сфере.
Важное значение при подготовке к текущим и промежуточным формам контроля имеет исследование понятийного аппарата дисциплины. Для этого обучающимся рекомендованы для изучения нормативно-законодательные акты, учебная литература, представлены тестовые задания и вопросы для самоконтроля.
В качестве источников информации рекомендовано воспользоваться не только библиотечными фондами, но и ресурсами информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень информационных справочных систем.
Существенную долю рекомендуемых источников составляют нормативно-законодательные акты по вопросам организации бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в АПК.
В качестве методического сопровождения представлен план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций АПК.
Самостоятельная работа позволяет более эффективно закрепить полученные знания, умения, навыки и более успешно пройти промежуточные и итоговые формы контроля.
6
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Для формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности необходимо использовать различные формы самостоятельной работы: работу с учебной литературой, выполнение самостоятельных работ, контрольных работ. Перед выполнением самостоятельных, контрольных работ необходимо тщательно изучить теоретический материал по данной теме. При работе с учебниками и книгами рекомендуется использовать различные приемы работы с текстом.
1.Конспектирование – краткое изложение содержания прочитанного. Конспектировать можно от первого или от третьего лица. Предпочтительнее конспектировать от первого лица, т.к. в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления.
2.Тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности.
3.Реферирование – обзор одного или ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания, формы.
4.Составление плана текста – после прочтения тек-
ста необходимо разбить его на части и озаглавить их.
5.Составление формально-логической модели – сло-
весно-схематическое изображение прочитанного. Рекомендуемая схема организации самостоятельной ра-
боты обучающегося:
1) проработать конспект лекций;
2) прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу (теме);
3) ответить на вопросы для самопроверки;
4) проработать тестовые задания;
5) сформулировать основные положения темы.
7
2.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1Экономическая сущность и история возникновения бухгалтерского учета
В1494 г. систему двойной записи описал ученыйматематик, францисканский монах, друг Леонардо да Винчи - Лука Пачоли в одиннадцатом трактате "О счетах и записях" девятого отдела сочинения "Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях". Позже система получит название "староитальянской".
При этом первая книга, в которой описывалась система двойной записи - книга Бенедетто Котрульи "О торговле и современном купце", написанная от руки в 1458 г., но напечатанная только в 1573 г.
Двойная запись в более удобном и полном виде отражала хозяйственный процесс. Система счетов простой бухгалтерии дополнилась счетами собственных средств, а материальные счета получили денежную оценку, вследствие чего все факты хозяйственной жизни стали отражаться дважды.
Появление операционных счетов, которые в условной форме фиксировали изменения и движения средств, позволило установить систематическое наблюдение за такими величинами, как капитал и прибыль. Счета дали бухгалтерам возможность перейти от простого денежного учета к учету всех объектов и операций в денежном выражении.
Двойная запись, став неотъемлемой частью бухгалтерского учета, превратила весь учет в стройную систему, облегчающую контроль как за сохранностью ценностей, так и за управлением ими.
Цель самостоятельной работы – усвоить и понять роль хозяйственного учета в системе управления экономиче-
8
ским субъектом. Понять назначение оперативного учета, специфическую особенность статистического и бухгалтерского учета; их общность, единство и различия видов хозяйственного учета. Рассмотреть функции, цели и задачи бухгалтерского учета; пользователей бухгалтерского учета и его связь с другими науками.
Вопросы для самоконтроля
1.В чем заключается сущность и содержание бухгалтерского учета?
2.Назовите цель и задачи бухгалтерского учета.
3.Назовите функции бухгалтерского учета.
4.Раскройте порядок организации деятельности бухгалтерской службы.
5.Какие виды ответственности возлагаются в сфере бухгалтерского учета?
Тест
1. Что понимается под хозяйственным учетом?
а) система наблюдения, сбора, измерения, регистрации, обработки, передачи информации о хозяйственной деятельности, необходимой для управления общественным производством;
б) управление отдельными хозяйственными процессами на базе полученной первичной учетной документации;
в) хозяйственный учет – это бухгалтерский учет.
2.Функции управления в организации реализуются при помощи информации, полученной в системе:
а) бухгалтерского учета; б) статистического учета; в) оперативного учета.
3.Какие отличительные признаки определяют при-
9
оритет бухгалтерского учета перед другими видами учета?
а) сплошная регистрация фактов хозяйственной жизни; б) документальное оформление экономических собы-
тий;
в) непрерывное наблюдение за хозяйственными процессами, их документальное оформление и периодическое подтверждение достоверности полученной информации специфическими приемами (например, инвентаризацией).
4.На какие виды подразделяется вся учетная информация?
а) оперативная и бухгалтерская; б) бухгалтерская и статистическая;
в) оперативная, бухгалтерская и статистическая.
5.На базе какого вида хозяйственного учета сформировался управленческий учет?
а) бухгалтерский и статистический; б) бухгалтерский и оперативный; в) бухгалтерский.
6.Назовите состав внешних пользователей, имеющих прямой финансовый интерес к учетной информации конкретной организации:
а) депозитарии; б) аудиторские фирмы;
в) настоящие или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы.
7.Укажите состав пользователей учетной информации с косвенным финансовым интересом:
а) налоговые органы, казначейство, контрольноревизионное управление Минфина РФ, аудиторские фирмы,
10