649
.pdfМИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»
Т.М. Яркова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА
Монография
Пермь
ИПЦ «Прокростъ»
2019
УДК 338.439.6:332.1 ББК 65.5
Я 744
Рецензенты:
О.И. Хайруллина, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры бухгалтерского учета и финансов Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова;
И.М. Гоголев, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики АПК Ижевской государственной сельскохозяйственной академии
Я 744 Яркова, Т.М.
Продовольственная безопасность : российский опыт и зарубежная практика : монография / Т.М. Яркова; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова». – Пермь : ИПЦ «Прокростъ», 2019. – 192 с. :ил ; 21 см.
– Библиогр.: с. 166-176. – 500 экз. - ISBN 978-5-94279-469-9. – Текст : непосредственный.
В монографии представлены современные сведения о состоянии продовольственной безопасности в России и за рубежом. Дана оценка исторического развития и становления науки о продовольственной безопасности. Оценена роль и состояние агропродовольственной политики в России и за рубежом.
Монография является результатом научных исследований и предназначена для использования в рамках научно-исследовательских проектов аспирантов высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов России, а также для научноисследовательских работ магистров направлений 38.04.01 Экономика и 38.04.02 Менеджмент. Монография может быть использована в качестве вспомогательного материала в учебной, практической и управленческой деятельности преподавателей высшей школы, экономистов, менеджеров, руководителей министерств, ведомств, департаментов и отделов аграрной направленности.
УДК 338.439.6:332.1 ББК 65.5
Рекомендовано в печать по решению научно-технического совета ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ (протокол № 2 от 12.12.2019 г.).
ISBN 978-5-94279-469-9
© ИПЦ «Прокростъ», 2019 © Яркова Т.М., 2019
2
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
стр. |
|
Введение |
|
|
|
|
|
|
4 |
1 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ |
|
6 |
|||||
|
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ |
|
|
|||||
1.1 |
Продовольственная |
безопасность |
как |
социально- |
6 |
|||
|
экономическая категория |
|
|
|
|
|
||
1.2 |
Исторические аспекты развития проблемы продовольственной |
23 |
||||||
|
безопасности в России и за рубежом |
|
|
|
|
|
||
1.3 |
Правовой |
аспект |
обеспечения |
продовольственной |
37 |
|||
|
безопасности: международное сравнение |
|
|
|
|
|||
2 |
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ФОРМИРОВАНИИ |
46 |
||||||
|
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ |
|
|
|||||
2.1 |
Общие аспекты зарубежной агропродовольственной политики |
46 |
||||||
2.2 |
Продовольственная |
безопасность |
Соединенных |
Штатов |
59 |
|||
|
Америки |
|
|
|
|
|
|
|
2.3 |
Продовольственная безопасность Китая |
|
|
|
76 |
|||
2.4 |
Особенности продовольственной политики в странах |
89 |
||||||
|
Европейского союза |
|
|
|
|
|
|
|
2.5 |
Санкции |
США и |
Евросоюза |
и |
их |
влияние |
на |
109 |
|
продовольственную безопасность России |
|
|
|
|
|||
3 |
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ |
|
120 |
|||||
|
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В |
|
|
|||||
|
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|
|
|
|
|
||
3.1 |
Сельское хозяйство как индикатор состояния |
120 |
||||||
|
продовольственной безопасности государства |
|
|
|
||||
3.2 |
Организационно-экономические рычаги воздействия на |
133 |
||||||
|
теневые явления в агропромышленном комплексе региона |
|
||||||
3.3 |
Оценка состояния мясного скотоводства в России |
|
144 |
|||||
3.4 |
Оценка состояния отрасли молочного скотоводства |
|
152 |
|||||
|
Заключение |
|
|
|
|
|
164 |
|
|
Библиографический список |
|
|
|
|
166 |
||
Приложение А. Хронология санкционного воздействия США и |
177 |
|||||||
Евросоюза на Россию |
|
|
|
|
|
|
||
Приложение Б. Ответные российские меры на санкции США и |
191 |
|||||||
Евросоюза |
|
|
|
|
|
|
|
3
Введение
Проблема продовольственной безопасности является важной для всего человечества во все времена. Она - многоаспектна и напрямую характеризует состояние агропромышленного комплекса в любой стране мира.
Так сложилось, что российская аграрная политика в большинстве своем опирается на задачи обеспечения и достижения продовольственной независимости, импортозамещения, физической и социально-экономической доступности продовольствия для населения. При этом уже сегодня известен новый аграрнополитический вектор развития, курируемый государством, – это развитие экспортного аграрного потенциала России. Но, все используемые на протяжении многих десятков лет инструменты аграрной политики не могут достигнуть ожидаемых результатов.
За рубежом, в отличие от аграрной политики России и стран СНГ, продовольственная безопасность имеет другие акценты, которые ориентированы преимущественно на поддержание экологического равновесия; безопасность продовольствия, реализуемого на внутренних продовольственных рынках; сохранение и охрану окружающей среды и природных ресурсов, используемых в аграрном производстве, а также защиту прав потребителей и гарантию обеспечения продовольствием социально незащищенных групп населения.
Вместе с тем, вызывает особый интерес единая аграрная политика стран западной Европы, в частности, членов Евросоюза.
Рассматривая опыт зарубежных стран, мы имеем хорошую возможность для России, не прибегая к полному «копированию», принимать во внимание отдельные инструменты зарубежной аграрной политики, которые имели высокую эффективность
практического |
использования |
в |
рамках |
производства |
сельскохозяйственного сырья и |
продовольствия |
и обеспечения |
||
|
|
4 |
|
|
стабильного функционирования внутреннего и внешнего продовольственных рынков.
Таким образом, рассматриваемая проблема является актуальной, требует значительного внимания со стороны властей, ученых аграрников и экономистов.
Следовательно, тема, обозначенная названием настоящей монографии, вполне оправдана авторским научным объективным интересом.
При подготовке и написании настоящей монографии автор использовала многочисленные научные труды ведущих ученых по проблемам продовольственной безопасности, а также собственные научные труды, в большинстве своем опубликованные в зарубежных изданиях, имеющих международный индекс цитирования Web of Science и материалы диссертационного исследования (2015 г.).
Автор выражает благодарность рецензентам за проявленный интерес и объективный взгляд на рассматриваемые вопросы в данной монографии.
5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Продовольственная безопасность как социальноэкономическая категория
Современные аспекты развития государства и общества, особенно в условиях рыночных отношений, предполагают обязательное участие в процессах глобализации. Достаточно первостепенное положение в этой связи занимает вопрос торговли продовольствием на взаимовыгодных условиях. Но при этом не следует забывать, что некоторые процессы для ряда государств имеют негативный оттенок и являются причиной возникновения или расширения крупной народнохозяйственной проблемы.
Так сложилось, что продовольственная проблема уже давно является мировой, а не только проблемой какого-либо конкретного государства.
Здесь следует отметить, что, в принципе, вопросы безопасности достаточно многоаспектны, но при этом тесно взаимосвязаны друг с другом и обостряются на переломных этапах развития общества.
Так, всем известный переходный период 90-х годов в российском государстве значительно усилил уже существующую проблему продовольственной безопасности. Страна оказалась за относительно короткий период в «тисках» продовольственной зависимости.
Однако вернемся к тому, что продовольственная безопасность тесно связана с другими видами безопасности прямо оказывает воздействие на состояние национальной безопасности. В этой связи следует обратиться к исследованиям некоторых ученых, которые рассматривали вопросы национальной безопасности. Среди них следует особо выделить П.Б. Кутлину, А.Г. Светлакова, А.Н. Семина, А.И. Татаркина и других. Они в своих трудах отмечали, что
6
национальная безопасность – это экономическая, социальная и политическая категория.
Под категорией национальной безопасности, согласно российскому законодательству, следует понимать некое экономическое состояние, обеспечивающее развитие общественности, политики и военного дела на таком уровне и в такой степени, как достаточность и отсутствие уязвимости и зависимости по отношению к угрозам внутреннего и внешнего характера [37].
Таким образом, данное определение целиком и полностью подтверждает авторские умозаключения на предмет того, что национальная безопасность включает в себя все типы безопасности, которые хотя и не названы в самом определении, но подразумевают свое наличие и действенность как прямую, так и косвенную.
Вообще предметом нашего исследования является продовольственная безопасность, а, значит, следует выделить место и роль данной категории в национальной безопасности России. Главным координационным документом, регламентирующим всю систему и действенность национальной безопасности, является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В рамках данной стратегии определены важнейшие приоритетные направления, среди которых важно выделить:
-приоритеты социально-экономического развития;
-приоритеты агропродовольственного развития.
В этом же документе отмечается, что продовольственная безопасность Российской Федерации есть составная часть Стратегии национальной безопасности, особенности которой изложены в Доктрине продовольственной безопасности.
Во многих научных трудах также отмечено, что продовольственная безопасность связана с национальной только посредством причинно-следственной связи функционирования экономической и социальной безопасностей, которые являются прямыми составными элементами национальной безопасности
7
государства. Другие же авторы классификацию всех видов безопасности для Российской Федерации представляют в следующем
виде (рисунок 1).
Национальная безопасность
Экономическая безопасность
Социальная безопасность
Демографическая безопасность
Информационная безопасность
Продовольственная безопасность
Оборонная (военная) безопасность
Политическая безопасность
Экологическая безопасность
Духовно-нравственная безопасность
Техногенная безопасность
Рисунок 1. Элементы национальной безопасности
Национальная безопасность российского государства, и, в принципе любого другого государства, имеет определенные риски и угрозы. Принято разделять эти риски и угрозы на два основных компонента. Но при этом оба этих компонента имеют определённую
8
и неразрывную общность, которая выражается в экологических и природно-климатических угрозах для национальной безопасности, генезис которых может быть как внутренним, так и внешним.
Несмотря на то, что продовольственная безопасность выделяется как отдельный элемент национальной безопасности, все же следует отметить, что продовольственная безопасность, являясь социально-экономической категорией, – есть следствие экономической и социальной безопасностей (рисунок 2).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Безопасность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
Глобальная безопасность |
|
|
|
|
|
|
|
Национальная безопасность |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
Международная |
|
|
|
Региональная |
|
|
Государства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Общества |
|
|
|
Безопасность |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
Продовольственная безопасность |
|
|
|
|
|
Экономическая безопасность |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внешнеэкономическая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Политическая |
|
|
Социальная |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Финансовая |
|
|
|
|
Военная |
|
|
|
|
|
|
Сырьевая |
|
|
|
|
Демографическая |
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Энергетическая |
|
|
|
|
Экологическая |
|
|
|
Инновационная |
|
|
Инвестиционная |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информационная |
|
|
|
|
|
|
Прочие элементы системы безопасности, в которых |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сосредоточены угрозы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 2. Место продовольственной безопасности в социальноэкономической системе
Определив место продовольственной безопасности среди многообразия видов и разновидностей безопасности и их социально-
экономическую |
взаимосвязь, |
следует |
отметить, |
что |
|
|
9 |
|
|