- •Учебная цель
- •Исходные знания и умения
- •Вопросы для самоподготовки
- •Возрастно-половые, анатомо-физиологические и психофизиологические особенности организма детей и подростков.
- •Задача для самоподготовки
- •5. Структура занятия
- •6. Литература
- •7. Оснащение занятия
- •Учебная инструкция по методике исследования возрастных психофизиологических особенностей организма детей и подростков
- •Учебная инструкция по методике гигиенической оценки функциональной готовности ребенка к обучению в школе
- •Углубленное психофизиологическое обследование высшей нервной деятельности ребенка
- •Учебная инструкция по методике гигиенической оценки режима дня, расписания занятий, организации и проведения урока и школьных учебников
- •Учебная инструкция по методике гигиенической оценки организации внешкольной деятельности и свободного времени учеников
Тема № 40
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Учебная цель
1.1. Ознакомиться с методиками изучения возрастных психофизиологических особенностей организма детей и подростков.
1.2. Овладеть методикой определения функциональной готовности детей к обучению в школе.
1.3. Усвоить методики составления и гигиенической оценки режима дня и расписания занятий для школьников разного возраста, основные принципы гигиенической оценки учебных пособий и школьных учебников.
1.4. Ознакомиться с методикой гигиенической оценки организации внешкольной деятельности и свободного времени учеников.
Исходные знания и умения
2.1. Знать:
2.1.1. Возрастно-половые, анатомо-физиологические и психофизиологические особенности организма детей и подростков.
2.1.2. Медицинские, физиологические и психолого-педагогические критерии оценки уровня развития ребенка.
2.1.3. Нарушения здоровья и заболевания, которые могут быть обусловлены влиянием неблагоприятных факторов учебно-воспитательного процесса
2.1.4. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательной деятельности, составлению расписания занятий, учебных пособий, организации и методики проведения урока, организации внешкольной деятельности и свободного времени учеников.
2.2. Уметь:
2.2.1. Определять возрастные психофизиологические особенности организма детей и подростков.
2.2.2. Осуществлять гигиеническую оценку функциональной готовности детей к обучению в школе.
2.2.3. Проводить гигиеническую оценку режима дня, расписания уроков, учебных пособий, организации и методики проведения урока, а также организации внешкольной деятельности и свободного времени учеников.
Вопросы для самоподготовки
Возрастно-половые, анатомо-физиологические и психофизиологические особенности организма детей и подростков.
Медицинские, физиологические и психолого-педагогические критерии оценки уровня развития ребенка. Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей организма детей и подростков.
3.3. Нарушения здоровья и заболевания, которые могут быть обусловлены влиянием неблагоприятных факторов учебно-воспитательного процесса.
3.4. Понятие о школьной зрелости. Гигиенические основы и методика определения функциональной готовности ребенка к обучению в школе.
3.5. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных школах.
3.6. Понятие о режиме дня и основные режимные элементы. Особенности гигиенического нормирования режима суточной деятельности учеников. Гигиенические принципы составления режима дня детей и подростков.
3.7. Гигиенические требования к расписанию занятий в школе и методика его оценки.
3.8. Гигиенические требования к организации и методике проведения урока. Особенности обучения детей шестилетнего возраста.
3.9. Гигиенические требования к учебным пособиям для детей школьного возраста.
3.10. Особенности учебно-воспитательного процесса в новых перспективных учебных заведениях (гимназии, лицее, колледже и т.п.), специализированных школах, детских санаториях и оздоровительных учреждениях.
3.11. Гигиенические требования к организации внешкольной деятельности и свободного времени учеников.