1 курс / Психология / Поливагальная_теория,_нейрофизиологические_основы
.pdfНЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
эмоций, привязанности, общения и саморегуляции
ХЦПКНРЧ ТСУЛОНХЧ ЗИ,ДБ,ВЧ ДГЕА,ЗЧ
И3ДАТЕПЬСТ1)0
МУЛЬТИМЕТОД
УУ
Раннее развитие вегетативной нервной системы |
|
||||||
как невральная платформа социального поведения............. |
177 |
||||||
AlvZх: |
nnnRiZY.E |
Ьv0 |
xY Exv.E0 |
|
|||
|
|
E гОvE |
YYЬY IЬE0 |
|
|
||
-РпРиrniВагальныйз |
тонус и регуляция эмоций ............................... |
|
197 |
||||
-иРпРЕО. Эмоции какпобочный эволюционный |
|
|
|||||
продукт вегетативной регуляции...................................... |
|
222 |
|||||
-иРпРЕЕзЛюбовь как новое свойство |
|
|
|||||
вегетативной нервной системы млекопитающих ................ |
244 |
||||||
-иРпРЕrу Социальная вовлеченность и привязанность |
|
||||||
с точки зрения филогенеза .............................................. |
|
270 |
|||||
-иРпРЕrмОбщие механизмывегетативной регуляции, |
|
||||||
вокализации и слушания.Поливагальная гипотеза.............. |
292 |
||||||
AlvZ |
тRiI |
дIгEAlIZxEI |
|
|
|||
E x |
EЬEAlIZxEI |
дIумZдIxEг |
|
|
|||
-иРпРЕ,o Блуждающий нерв как основа поведенческих |
|
||||||
и физиологических нарушений при аутизме ...................... |
311 |
||||||
-иРпРЕS. Пограничное расстройство личности и регуляция эмоций.. |
325 |
||||||
РпРЕftуПеренесенное насилие и вегетативная регуляция............... |
341 |
||||||
-иРпРЕлнуМузыкальная терапия психологических травм |
|
||||||
и поливагальная теория .................................................. |
|
|
351 |
||||
AlvZх: т7 ZY.Ev |
х:ЬYI |
дYгIYIЬEI |
E ОYYумYгх:I |
|
|||
-иРпРЕлнВзаимноеo |
влияние тела и мозга |
|
|
||||
в аффективномвосприятии и эмоциональном проявлении.. |
365 |
||||||
-иРпРЕrniНейробиологияз |
и эволюция: механизмы, |
|
|
||||
посредники и адаптивные последствия заботы и ухода........ |
399 |
||||||
ЦчnиРиoooзoooзoooooooooззooooззoooooзoузooз,oooзoузуooуo,oзooззoooуз ззoззуo422 |
|||||||
д Ж6иnDРunnзуумзууумзooмуoзумoмooууoммууммумзoooooooooooooу уoooумззуoуoузo425у |
|||||||
n6иnР,щРгnm............................................................................. |
|
|
|
|
|
|
429 |
оливагальная теория, изложению которой посвящено настоящее издание, стала результатом исследований, длившихся четыре деся тилетия. Главы этой книги дают некоторое представление о широте те ории и о том, что в ее разработке участвовали множество исследовате лей. Идеи, концептуализируемые как поливагальная теория, возникли не в интеллектуальном вакууме, а были результатом дискуссий и дебатов с коллегами и студентами. Теория базируется на фундаментальных иссле дованиях и обширной литературе, посвященной вегетативной нервной регуляции. Поливагальная теория - не застывшая догма, а продолжа ющееся исследование. По мере продвижения нашей исследовательской программы, и появлении нового фактического материала, получаемого от наших коллег, теория обновляется и расширяется. Главы книги иллю стрируют эволюцию теории по мере появления новых данных и приме
нения соответствующих клинических методик в процессе исследований. На протяжении моей научной карьеры мне довелось встречаться и общаться с множеством людей, дававших ценные научные и интеллек
туальные советы. Благодаря их сотрудничеству я имел возможность оз накомиться с клиническим материалом, изучить сравнительную ней рофизиологию, эволюционную биологию и статистический анализ временньrх рядов. Интеграция разньrх областей науки дала редкую воз можность объединив идеи, факты и методы, отыскать принципы, на ко торых основана поливагальная теория.
Несколько человек сыграли особо важную роль, помогая мне продви нуться в этой научной иНСs8эСВгяС8иэьПубликация книги позволяет выра зить им признательность за их неоценимый вклад.
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1Ннвс(2(.1)() |
|
|
|
1,(,.) |
|
|
||
|
|
( |
1(,,1Лл2 Л(Р21(81+г(1+,)17 |
|
7И +,1(, |
о |
|
ЭвлюЭ 1(рцР())( |
||||||||||||||||
|
1(1 |
|
7Ии.+. .(2 |
Н()+ |
) |
))1(11(.12+я |
|
)16 |
-(,+1)).и |
-1). |
|
),(,+1+ |
||||||||||||
.(( |
|
)+ |
)(( 1И8(111-1,(ц |
|
|
)+ 1(11(,Н),+1+ |
.(И |
|
,(,())(-17 |
, |
-(8(и |
|||||||||||||
1(5,(я22 |
(11,+,)17-2 |
, )()5,(1+))1( |
|
)+ |
Р)1( (81+-1) |
) |
(11-.),+17 |
-1(т |
||||||||||||||||
,+лР1(81 |
-з(,. |
|
),(,+17 |
)+2Р)(( ) |
г |
|
.+))1+,)(( |
|
, |
1())( |
.(1(,1( |
|
5+т |
|||||||||||
1(Н()1 |
, |
1((,))ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
1,(г(--( |
)--1(1(,+))6 |
|
811) |
1И1)и .(1(,1( |
|
)+1,+,r2r) |
.(( |
.1э1(т |
||||||||||||||
))( |
|
) |
1(5,(я2 |
) ,+-э),217 |
1(,-1(.1),1л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
1 |
Р+)-1),+)1(.и |
|
т,)1 |
|
б |
+-.)) |
о |
вь |
|
л |
вг |
|
1(5)+9р .(.)r |
|
|||||||
.()т |
- 5+Л,+11,+Иг). |
.),(. |
|
1-)Л(з)5)(1(г))и |
|
- (( |
1(1()г)+1(. |
|
, |
1(м |
||||||||||||||
)) |
+))) |
з)5)(1(г)Р(-.ПЛ |
|
.(1)+1(,(, |
|
1(,(1())2ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
(8(,1 |
5 (,(, |
о |
В |
|
Элю н |
лЭ(8 р+1 .()2 |
|
+)+r)52,,(.() |
|
Л |
||||||||||||
,21(, |
|
) .+1(.+1)Р(-.) |
(8(-)(,1,+1 |
|
.(И |
))12)1),) |
И |
2,(,())(-17л |
|
(8 |
||||||||||||||
8(-.(,1-1)( |
,+8(1+1 |
-( |
.)(6л Р1(81 |
1(,(,(-1) |
.() |
1,(1-1+,1())2 |
|
( |
1)м |
|||||||||||||||
)+.)Р(-.(6 |
,( |
(1+1),)(6 |
)(,,)(6 |
,(г |
|
2г)), .+1(.+1)Р(-.) |
|
2-1(6Р) |
||||||||||||||||
,1( |
|
)5.(,())2 |
,,(.()) |
|
Л ,21(, |
)+ .(1(,1Л |
8+5), |
|
И1-2 .() |
)--1(1(,+т |
||||||||||||||
))2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1т)1) |
,))-1() |
о |
юв |
ыЭл лЭЭ |
г |
1(11(,в рН),+1 |
.(6 |
))1(,(- |
|
|||||||||||||
. 1-)Л)Р(-.). |
,+--1,(6-1,+. |
|
) |
1+r.)( |
,(5.(Н)(-17 |
|
|
1,((8,+5(,+17 |
.r) |
|||||||||||||||
))Р(-. |
П( |
1,(2,1()П2 |
, |
)(6,(8)(1(г)Р(-. ( |
|
|
.()-1,2.г))л |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
)1(, |
л (,)) |
о |
ЭюЭ Эь3Эр1(5)+.(.)1 |
|
.()т |
- |
.),(. |
|
)--1(1( |
|
||||||||||||
,+))6 1-)Л(1(г)Р(-.)Л |
|
1,+,. |
) |
-(.+1)Р(-.(6 |
1(,+1))л |
|
г( 1,+.1(,.+ -( |
|||||||||||||||||
.+1)Р(-.)Л 1,(2,1())6 |
|
1-)Л(1,+,.1 |
|
-1). |
,(,+1+ .() )--1(1(,+)П2 |
|||||||||||||||||||
)(6,(8)(1(г)Р(-.ПЛ |
|
.(Л+))5.(,л |
(1(-,( |
|
Иг)Л т1) |
1+г |
8)1( |
тзз(.11л |
||||||||||||||||
|
|
1Н)1 |
+)1) |
о |
|
вюю.()3-р |
|
|
1),(,+1 |
.()т |
, |
(81+-1) |
)(6,(з)5)м |
|||||||||||
(1(г)) |
|
) |
)(6,(+)+1(.)) |
|
|
1Н)1 |
(8(-1(Р)1 |
))1(я1(.12+r7)16 |
.(-1 |
.(Нм |
||||||||||||||
1 |
1,(,)(6 |
. |
,(-17И ,(-1(Р)(6 |
|
з)1(-(з)) |
|
) -(,,(.())(6 |
5+1+1)(6 |
)+м |
|||||||||||||||
2.(6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
)1 |
)+61(,.+) |
о |
Э |
|
|
ЭЭ |
в 1(-р1+,)1 |
|
1(1 |
-(.)())( |
|
.(И |
||||||||||
.()г(1г)И |
,( |
(1+1),)7 |
Л1(.+ 5+1(1(6 |
.+. 1-)Л(з)5)(1(г)Р(-.)Л |
|
.,)1( |
||||||||||||||||||
,)(,и |
|
1(8 |
1), |
.()2 |
)--1(1(,+17 |
|
)(6,())1( |
|
.(Л+))5.1и |
(1(-,(12Иг)( |
|
|||||||||||||
-(,1(Р)16 |
,)1.ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
),+. |
5 )1г1Н(,+r |
1 о |
р |
в |
|
рю |
Э)+1,+,)1в |
р.() )--1(1(,+т |
||||||||||||||
))2 |
, -1(,()2 |
,(1,(-(, |
|
,+5,)1 П2 ) -1) |
|
|
П,(,+1.(( |
|
я |
8(111-1,( |
, |
(1 |
||||||||||||
)(э())) |
|
)5 ()П2 ,( (1+1),)(6 |
|
)(,,)(6 -)-1(.1 |
2 .+1()7.)Л |
|
1(1(6л |
|
||||||||||||||||
|
|
т,)1 |
,25 о |
вь3 |
лЭ 1(1,)гр г) |
|
.()2 |
)-.+17 |
(8 2-)())( |
+1+11), |
||||||||||||||
)(6 |
|
з |
).г)) |
з)5)(1(г)Р(-.)Л |
|
,(+.г)6 |
- з)r( |
()(1)Р(-.(6 |
1(Р.) |
5,( |
||||||||||||||
))2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
Евгений Соколов, являющийся образцом наставника,побудилменясо здать обобщающую теорию.
Эти блестящие ученые и клиницисты сыграли важную роль в разра ботке интеллектуальных стратегий, которые я использовал для концепту ализации поливагальной теории. Понимание их вклада раскрывает тайну широты теории, которая охватывает методологию, математику, нейро биологию, индивидуальное развитие, эволюцию, психологию и клиниче ские заболевания.
Кроме того, я хочу поблагодарить Тео Киердорфа (Theo Кierdorf), который убедил меня объединить несколько моих работ, посвящен ных поливагальной теории, в одну книгу. Тео перевел и отредактировал их перед публикацией на немецком языке издательством «Junfermann PuЬlishiпg». Эта книга послужила основой настоящего издания. Я так же хочу поблагодарить Аллана Шора (Allan Schore), который выступил редактором книги в Нортоновской серии, посвященной межличностной нейробиологии.