Лекция 6
.docxЛекция 6: Младший школьный возраст
Общая характеристика младшего школьного возраста.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет) – поступление в школу
Младший школьный возраст — это возраст спокойного и равномерного физического развития: увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких; костная система в стадии формирования; функциональное совершенствование мозга.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
Мотивация достижения становится доминирующей.
Происходит смена референтной группы.
Происходит смена распорядка дня.
Укрепляется новая внутренняя позиция.
Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Социальная ситуация развития младшего школьника
Система «ребенок-взрослый»: 1) система «ребенок-родитель»
2) система «ребенок- учитель»
Если в школе хорошо, то и дома хорошо
В школе все равны перед законом
С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте.
Постоянно растущие требования, которые предъявляются учебной работой и коллективом к личности ребенка, к его вниманию. памяти, мышлению.
Научный уровень психического развития и развития в качестве личности.
Требования всё время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к необходимому уровню.
Основная деятельность младшего школьника учение: приобретение новых знаний, умений и навыков; накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятия.
• В процессе обучения происходит перестройка восприятия. Оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности.
• В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Структура учебной деятельности включает:
• мотивы
• учебные задачи
• учебные действия
• действия контроля
• действия оценки
Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:
• Мотивация учения- система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.
• Учебная задача- система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;
• Учебные действия- те действия, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия, которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);
• Действия контроля - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;
• Действие оценки - те действия, с помощью которых учитель оценивает успешность усвоения учебной задачи.
Психические новообразования — это произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).
Возрастные особенности внимания
• Слабость произвольного внимания
• Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание
(Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны).
Возрастные особенности памяти
•Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.
• Развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.
• Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.
• Склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Возрастные особенности развития воображения
• Совершенствование воссоздающего воображения.
• Развивается творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации.
Возрастные особенности мышления
• Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности.
• Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений.
• Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Развитие личности младшего школьника:
• Зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми.
• Сильно подвержено внешнему влиянию.
• Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.
• Начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников
• Младшие школьники импульсивны.
(Склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам).
Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастные особенности воли
• Общая недостаточность воли.
• Наблюдается капризность, упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
(Причина - недостатки семейного воспитания).
Эмоциональность младших школьников
Младшие школьники очень эмоциональны.
• Во-первых: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
• Во-вторых: они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
• В-третьих: большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.
С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Социальные эмоции
• 1. Чувство ответственности (способность понимать ситуацию и соответствовать социальным стереотипам в условиях учебной деятельности)
• 2. Самолюбие (стремление не только к самоутверждению, но и соперничеству с другими)
• 3. Чувство доверия к людям, которое трансформируется в способность к сопереживанию.
• 4. Сопереживание «успешного» ребенка к неуспешному создает атмосферу солидарности.
К концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.