Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
доклады заочка / Формирование_парламентской_системы_в_России_в_90_е_годы_ХХ_в_ (2).pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
30.04.2024
Размер:
269.22 Кб
Скачать

МОСКОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ

(МТУСИ)

ДОКЛАД

по истории

на тему: «Формирование парламентской системы в России в 90-е годы

ХХв.»

Выполнил Кудаков А. В. группа № 2257

МОСКВА

2023

Введение

День парламентаризма отмечается 27 апреля. Для России праздник не случайный, наша страна прошла долгий и трудный путь к осознанию необходимости именно такого государственного устройства. И сегодня наше двухпалатное Федеральное Собрание — один из ключевых демократических институтов, устойчивый, стабильно работающий механизм, неотъемлемая часть нашей общественной жизни.

Точкой отсчета современного российского парламентаризма считается 1993 год. 30 лет назад, на сломе эпох, перед создателями новой России стояла очень сложная задача. Социалистическая система изжила себя, необходимо было выстроить принципиально иную структуру устройства жизни. Страна, люди нуждались в переменах, а значит, в тысячах законов. Ответом на этот исторический вызов стало без преувеличения судьбоносное решение — создание двухпалатного парламента из возрожденной Государственной Думы и специально учрежденного Совета Федерации. Так родился новый российский парламентаризм, по-настоящему представительный — защищающий интересы и людей, и целых регионов, таких разных в нашей большой стране.

Начало

Начиналось всё в конце 1991 года, когда на международно й политической арене появилось новое государство — Россия, Росси йская Федерация (РФ). В его составе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства.

Политическая система России в начале 90-х годов базировалась на двухступенчатой основе органов представительно й власти — Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранны й всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Силами. Высше й судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ. Преобладающую роль в высших

структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их

 

числа были назначены советники президента — В. Шуме

йко и Ю. Яров,

 

председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы адми-

 

нистраций на местах.

 

 

Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жестко

й

конфронтации законодательно й и исполнительно й власти. Состоявши йся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламентавэтот период поддерживали курс на складывание рыночной экономики в России.

Кризис власти

После распада Союза ССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение росси йских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.

21 апреля 1992.г было изменено официальное название росси йского государства. РСФСР была переименована в Росси йскую Федерацию — Россию (при равнозначности обоих названий).

С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотно-

шений между президентом, с одно

й стороны, Верховным Советом и Съездом

 

народных депутатов — с друго

й. Отсутствие четкого разграничения

 

полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветве

й

государственной власти — законодательно й и исполнительно й. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Росси йскогого сударства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б. Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».

Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночно й экономики, продолжавши йся экономический кризис и отсутствие социальных гаранти й. В декабре 1992 года под давлением законодательно й власти ушло в отставку правительство Е. Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров стал В. С. Черномырдин, ранее находивши йся на руководяще й хозяйственной работе. Но это не напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б. Н. Ельцина и парламента.

Референдум

В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 млн человек, участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую политику (соответственно 58,7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис.

Путч

Противостояние ветве й власти усилилось осенью 1993г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект ново й Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывалие принятие. 21 сентября 1993.г Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказалась признать законность де йствий президента и заявила об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новы й президент — А. В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ответ на антиконституционны й президентски й акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2 —3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэриии Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социальноэкономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвыча йное положение, в город введены во йска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения.

С установлением единовластия президента начался слом де йствовавшей до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты несколько указов о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступене й. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

Конституция

12 декабря 1993.г всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканско й формой правления. Главо й государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В остав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания — постоянно де йствующего законодательного органа РФ (схема). Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Конституцией разграничивались полномочия между органами власти РФ и

еесубъектами.

Ккомпетенции высших органов власти России были отнесены важне йшие общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль за их

выполнением, управление федерально й государственной собственностью, финансовая система, основы ценово й политики, федеральны й бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешне й политики и международных отношений, объявления во йны и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба также находилась в подчинении федерально й власти. В совместном ведении органов власти Федерации и её субъектов находились вопросы природопользования, охрана историко-культурных памятников, образование, наука.

Законодательно закреплялись политическая многопарти йность, право свободы, труда и право частно й собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

Политические партии в Государственной Думе.

Вдекабре 1993.г состоялись выборыв новый орган государственной власти

Федеральное Собрание Росси йской Федерации, состоящее из двух палат:

Совета Федерациии Государственно й Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалици й. Широкую известность приобрели блоки «Выбор России» и «Явлински й, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократи-ческих реформ, предвыборное объединение «Отечество». Большинство объединени й и парти й выступали за многообразие форм собственности, усиление социально й защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок «ЯБЛоко» отстаивал идею конституционно й федерации, КПРФ—восстановление на ново й основе союзного государства, ЛДПР—возрождение Росси йского государства в рамках до 1977 г.