Лекция 8
.docxТ: ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Вопросы:
1. Общая характеристика периода юности.
2. Особенности психического развития в юношеском возрасте.
Признаки юности
(15-18 лет - ранняя юность,
18-23 года - поздняя юность)
• возраст перехода к самостоятельности,
• период самоопределения,
• время приобретения психической, идейной и гражданской зрелости,
• пора формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.
Ранняя юность - период предварительного самоопределения, поздняя юность - переход самореализации.
Термин «взрослость»
многозначен
Критерием достижения взрослости (взросления) в человеческом обществе становится овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда.
В российской психологии юность
- это психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания
- время выбора жизненного пути.
Кризис юности
- это начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни.
- это переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование.
Социальная ситуация развития
Жизнедеятельность в юности усложняется:
•расширяется диапазон социальных ролей и интересов,
появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности.
В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением
Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив - «аффективный центр» жизни юноши.
Ведущая деятельность в юношеском возрасте
Учебно-профессиональная деятельность.
психологическая готовность к самоопределению
означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.
Выбор профессии проходит ряд стадий:
• Стадия фантастического выбора (до 11 лет)
• Стадия пробного выбора (до 16-19 лет)
• Стадия реалистического выбора (после 19 лет)
Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы:
- осознание ценности общественно полезного труда,
- общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране,
- осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации,
— общая ориентировка в мире профессионального труда,
- выделение дальней профессиональной цели (мечты),
- согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми),
— знание о выбираемых целях,
- знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.
Интеллектуальное развитие в юности
• Активное развитие теоретического мышления, усваиваются многие научные понятия, логически рассуждают, занимаются самоанализом
• Интерес к учению повышается, но возрастает и количество безразличных, скучающих юношей и девушек.
• Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний.
Познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер.
• Совершенствуется память, увеличивается ее объем, широко применяются рациональные приемы запоминания.
• Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования.
• Развивается критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность.
Интеллектуальное развитие в юности
• Развивается внимание: увеличивается объем, устойчивость, скорость переключения; внимание становится более избирательным (зависит от интересов).
• Развивается рефлексивность сознания: собственные мысли, чувства, поступки - предмет анализа и рассмотрения.
• Различение противоречий между словами, поступками, мыслями.
• Проявляется склонность к философским обобщениям.
Развитие эмоциональной сферы
• Переживания становятся глубже.
• Появляются более стойкие, длительные чувства.
• Характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений (подростковый комплекс эмоциональности).
• Лучше, чем младшие школьники, управляют своими эмоциями.
• Происходит рост социально ценных побуждений и переживаний.
Развитие мотивационно-потребностной сферы
• Общение со сверстниками: расширение сферы интеллектуального, духовного общения, появление дружбы, любви. Общение со взрослыми: потребность в неформальном, нерегламентированном взаимодействии.
• Потребность в принадлежности группе: возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения, верность, честность, отзывчивость человека; жажда понимания и сопереживания, поддержка в преодолении проблем.
• Мотивация учебной деятельности: стремление завоевать определенное положение в группе, добиться признания сверстников (среднее звено); познавательные интересы; получение оценки.
Общение в юности
• Ценностно-смысловая доминанта общения:
- обсуждение личных том,
BRAMOOTHORICHNN TIOCH H CBOHX OTHOLCHMM,
своего прошлого, планов на будущее, своего развития.
• Содержание общения с взрослыми:
- проблемы поиска смысла жизни, познания себя,
- жизненные планы и пути их реализации,
- взаимоотношения между людьми,
- получение информации, связанной с областью интересов старшеклассников и профессиональной принадлежностью взрослых.
Общение в юности
• углубление, индивидуализация общения,
• дружба характеризуется верностью, близостью и устойчивостью,
• полифункциональность дружбы, её многообразие,
• потребность в уединении (проигрываются роли, которые недоступны в реальной жизни),
• первая любовь - удовлетворение потребности в эмоциональных контактах, душевной близости, в понимании.
Особенности самооценки:
• У юношей значимы и хорошо осознаваемы коммуникативные, волевые, интеллектуальные качества.
• У девушек - взаимоотношения с другими людьми; общая самооценка ниже, чем у юношей.
«Итоги» развития самосознания: возникает
стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию.
новообразования юношеского возраста
саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.
Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
• открытие своего внутреннего мира
• появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования
• формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе.