- •1 Билет 1) Гигиена - отрасль профилактической медицины. Предмет, цели, задачи, методы гигиены
- •2) Ионизирующее излучение
- •3) Гигиеническое значение органолептических показателей качества питьевой воды
- •2 Билет
- •3 Билет
- •5 Билет
- •7 Билет
- •2. Лпу устройство
- •8 Билет
- •10 Билет
- •1) Основные факты
- •Источники диоксинового загрязнения
- •Последствия воздействия диоксинов на здоровье человека
- •Профилактика и контроль воздействия диоксинов
- •14Билет
- •61. Особенности санитарно-гигиенических требований к планировке и эксплуатации инфекционных больниц и отделений.
- •3) Планировочные мероприятия: заключаются в правильном взаиморасположении промышленных и жилых зон.
- •4) Установление предельно допустимых концентраций (пдк).
1 Билет 1) Гигиена - отрасль профилактической медицины. Предмет, цели, задачи, методы гигиены
Гигиена- наука о здоровье, имеющая своей целью, с одной стороны, изучить все влияния, которые оказывают на здоровье населения внешние физико-химические, а также биологические, социальные условия жизни, а с другой стороны – вырабатывает те нормы здоровой жизни, которые на основе этого изучения могут быть приведены в той или иной форме жизни (законодательство). Гигиена как наука включает в себя: -коммунальную гигиену(гигиена воздуха, воды, почвы, очистка населенных мест, жилищ и населенных пунктов, ЛПУ) -личная гигиена -труда -детей и подростков
Санитария- совокупность практических мероприятий, направленных на проведение в жизнь требеований гигиены. Гигиена –теоритическая основа санитарии.
Задачи: -изучение факторов окружающей среды(природных и социальных на здоровье населения) -разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на изучение здоровья и физического развития. -борьба с инфекционными заболеваниями связь между гигиеной и эпидемиологией.
Методы: -Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описания". При этом обычно заполняются санитарные карты.
- Инструментально-лаборатор ные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).
-Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моделях.
Цель гигиены: Энтони Парке определил ее так:
сделать развитие человеческого организма наиболее совершенным, жизнь наиболее сильной, увядание наименее быстрым, смерть наиболее отдаленной.
2) Ионизирующее излучение
Поскольку рентгеновское излучение относится к ионизирующим излучениям оно оказывает определенное неблагоприятное действие на организм человека. Все ионизирующие излучения имеют примерно одинаковый механизм действия:
Основные этапы действия ИИ на организм.
1) Физико-химический этап. Под воздействием излучения возникает прямая ионизация основных элементов клетки - белков, жиров, углеводов, и в них возникают активные центры. Параллельно идет процесс радиолиза воды, образуется перекись водорода, гидропероксид (НО2) и другие сильные окислители, повреждающие клеточные структуры. Все эти продукты образуются естественно с потреблением кислорода, поэтому более оксигенированные ткани повреждаются сильнее.
2) Химический этап. Он выражается в том, что начинаются активные химические реакции между водой и ее радикалами и активными молекулами жиров, белков и углеводов. Это быстрые процессы, ведущие к нарушению целостности мембран.
3) Биохимический этап. Через разрушенные мембраны начинается выход белков-ферментов и субстратов. Начинаются процессы взаимодействия их между собой образуются порочные ферментативные циклы, производящие ненужные организму продукты.
Таким образом, первоначальный толчок получает многократное усиление, поэтому столь незначительная энергия излучения производит такое губительное действие.
Говоря о конкретном проявлении действия рентгеновского излучения на организм человека, надо вспомнить, что ионизирующее излучение может вызывать две группы эффектов:
1) Пороговые (детерминированные, нестохастические) эффекты - это явления для которых имеется порог интенсивности излучения, ниже которого они не появляются. То есть, если интенсивность излучения больше пороговой (больше некоторого порогового значения), то возникают поражения, тяжесть которых закономерно нарастает с увеличением дозы. Примеры: 1. Лучевая болезнь (острая и хроническая). При дозе менее 100 Бэр острая лучевая болезнь не разовьется. Хроническая лучевая болезнь не развивается при дозе менее 25 Бэр. 2. Лучевые ожоги 3. Лучевая катаракта 4. Лучевое бесплодие 5. Лучевые аномалии в развитии плода 6. Гипофункция щитовидной железы 7. Снижение кроветворения и иммунореактивности 2) Беспороговые(стохастическ ие,вероятностные)эффекты. Это такие эффекты, для которых не существует порога. Даже ] квант излучения может вызывать эти эффекты. Тяжесть проявления не зависит от дозы, доза лишь определяет вероятность их появления в популяции. Примеры: а) Канцерогенное действие б) Мутагенное действие в) Возникновение лейкозов.
Рентгеновское излучение естественно не применяется в дозах, способных вызвать пороговые эффекты, а вот беспороговые эффекты (канцерогенное, мутагенное действие и тд.), не требующие высоких доз вполне вероятны. Рентгеновское излучение широко применяется в медицине с диагностической целью и поэтому вносит большой вклад в облучение населения. При медицинском облучении используются принципы контроля и ограничения радиационного воздействия, основанные на получении полезного диагностического и (или) терапевтического результата при минимальном облучении пациента. Нормы разрабатываются федеральными органами здравоохранения совместно с Госсанэпиднадзором.
Флюорография грудной клетки Рентгенография грудной клетки Рентгеноскопическое исследование Дентальные снимки
0.1 Бэра
0.2 - 0.3 Бэра
3-5 Бэр
2-18 Бэр на кожу.