- •Социальная педагогика
- •Воспитание как социальное явление.
- •Социализация как социально- педагогическое явление. Сущность социализации.
- •Механизмы социализации
- •Естественно- культурные, социально –культурные и соцально- психологические задачи социализации.
- •Человек как объект, субъект и жертва социализации.
- •Мегафакторы социализации: космос, планета, мир.
- •Страна и этнос как макрофакторы социализации.
- •Общество и государство как макрофакторы социализации.
- •Средства массовой коммуникации и субкультура как мезофакторы социализации.
- •Регион, город, поселок и село как мезофакторы социализации.
- •4.1. Сельские поселения
- •Семья как микрофактор социализации.
- •Группа сверстников как микрофакторы социализации.
- •Воспитательная организация
- •Микросоциум и создание воспитательного пространства в нем.
- •Воспитание и социализация личности.
- •Развитие ребенка и наследственность.
- •Развитие ребенка и среда.
- •Социальные и педагогические отклонения от нормы и их роль в процессе социализации ребенка.
- •Сравнение категорий педагогики и социальной педагогики.
- •Основные характеристики социально- педагогической деятельности.
- •Основные характеристики социального обучения.
- •Социальное воспитание и его характеристика.
- •Принципы социальной педагогики.
- •II группа - психолого-педагогические принципы Эти принципы подчеркивают приоритеты личности в социально-педагогической деятельности:
- •III группа - принципы:
- •IV группа - специфические принципы, которые определяют основные требования относительно предоставления социальных услуг различным объектам социально-педагогической деятельности:
- •Подготовительный этап социально- педагогического процесса.
- •Основной и заключительные этапы социального- педагогического процесса.
- •Социально- педагогическая деятельность с семьей.
- •Основные требования семейной дисциплины:
- •Принципы семейного воспитания:
- •Социально- педагогическая работа с сиротами и социальными сиротами.
- •Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения.
- •Детская наркомания как форма проявления девиантного поведения.
- •Причин тому может быть много.
- •Наркомания, как социальный рудимент
- •Наркомания, потомство, последствия
- •Мотивы распространения наркотиков в молодежной среде
- •Причины, способствующие наркотизации общества
- •Преступления подростков как форма проявления деликвеннтного поведения.
- •Предпосылки девиаций в подростковом возрасте.
- •Типы и виды девиаций.
- •Сущность профилактической работы с несовершеннолетними.
- •Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков.
- •Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей.
- •Переориентация направленности группового общения подростков.
- •Социально- педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения.
- •Социально- педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя.
Социальная педагогика
№1.Социальная педагогика как отрасль знания и как учебный предмет.
Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом Ф. Дистервегом в середине XIX века, но стал активно употребляться лишь в начале ХХ века. Его появление было обусловлено следующими социокультурными процессами в Европе и Америке: 1) миграция сельского населения в города; 2) эмиграция населения в «обетованные» страны; 3) становление национальных государств; 4) утрата церковью монопольных позиций в сфере морали и воспитания.
Это привело к расширению заказа педагогике и системе общественного воспитания. В него было включено воспитание молодежи и более старших возрастных групп; а также адаптация и воспитание представителей всех возрастных категорий, не вписывающихся в социальную систему или нарушающих установленные в ней нормы.
В России социальная педагогика, зародившись в конце XIX века, получила развитие в первые десятилетия ХХ века (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко). Но многие научные идеи не получили своего развития, и к 30-м годам социальная педагогика как научная отрасль прекратила свое существование.
В советское время понятие «социальная педагогика» в педагогической науке отсутствовало. В Педагогической энциклопедии (1968 г.) дается следующее определение: «это одно из направлений буржуазной педагогики, которое занимается изучением пограничных социально-педагогических проблем». Подобная позиция в официальной науке сохранялась до 80-х годов ХХ столетия. В 80-е – 90-е годы ХХ века социальная педагогика начинает активно развиваться.
В связи с тем, что социальная педагогика является достаточно молодой отраслью знания, ее сущность, категориальный аппарат еще находятся в стадии разработки. В настоящее время социальная педагогика рассматривается, во-первых, как наука о воспитательном влиянии социальной среды; во-вторых, как отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в организациях, специально для этого созданных.
Предметом социальной педагогики выступают педагогические аспекты социализации человека, его адаптации в социуме и интеграции в общество.
Выделяют следующие задачи, стоящие перед социальной педагогикой:
• Выявление основных тенденций социализации и социального воспитания личности;
• Научное обоснование социализации и социального воспитания в единстве с индивидуальным развитием личности;
• Разработка содержания, форм, методов и средств социальной и социально-педагогической работы;
• Изучение и обобщение опыта социальной и социально-педагогической работы;
• Организация и внедрение результатов научных исследований в практику социально-педагогической деятельности.
Существуют разные основания для выделения функций социальной педагогики. К ним относят: теоретико-познавательные и прикладные; общепедагогические и специфичные; описательные, объяснительные, прогностические и преобразующие и др.
Социальная педагогика как наука имеет свой категориальный аппарат: социализация, социальная адаптация, социальное воспитание, социальная работа, социально-педагогическая деятельность и др. К основным категориям относят следующие: социализация, социальное воспитание и социально-педагогическая деятельность.
Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, саморазвития и самореализации личности в обществе.
Социальное воспитание – процесс, направленный на создание условий для социального становления личности с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий.
Социально-педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на оказание помощи человеку в достижении успеха в жизненных ситуациях, в установлении социально приемлемых отношений в различных институтах общества.
Социальная педагогика как отрасль педагогики в организации социально-педагогического исследования опирается, прежде всего, на общепедагогические методы исследования. Но специфика предмета и задач науки требует применения и методов исследования смежных наук (социологии, социальной психологии, психологии личности и др.): метод оценивания, педагогический консилиум, метод обобщения независимых характеристик и др.
№2