![](/user_photo/_userpic.png)
- •Занятие 2. Движения тела по окружности. Угловая скорость, нормальное и тангенциальное ускорение. Движение по криволинейной траектории.
- •Занятие 3. Инерциальные системы отсчета, первый закон Ньютона. Масса и импульс материальной точки. Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Преобразования Галилея.
- •Занятие 4. Замкнутая система материальных точек. Закон сохранения импульса. Момент импульса, закон сохранения момента импульса.
- •Занятие 5. Работа и мощность силы. Консервативные силы, работа консервативных сил. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
- •Занятие 7. Затухающие колебания. Коэффициент затухания и логарифмический декремент затухания. Энергия гармонических и затухающих колебаний.
- •Занятие 8. Вынужденные колебания. Резонанс
- •Занятие 9. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Масса и размеры молекул. Термодинамическая система и параметры ее состояния.
- •Занятие 10. Связь кинетической энергии молекул газа с температурой и давлением. Равнораспределение энергии по степеням свободы. Число степеней свободы и средняя энергия многоатомной молекулы.
- •Занятие 11. Внутренняя энергия термодинамической системы. Теплоемкость. Работа, совершаемая газом при изменении объема.
- •Занятие 12. Распределение молекул газа по скоростям. Функция распределения Максвелла. Наиболее вероятная, средняя и средне квадратичные скорости молекул.
- •Занятие 13. Опыты Штерна и Ламмерта. Идеальный газ в поле силы тяжести, барометрическая формула. Распределения Больцмана.
- •Занятие 15. Электрические заряды. Точечный заряд. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей.
- •Занятие 16. Поток вектора напряженности электрического поля. Теорема Остроградского – Гаусса
- •Занятие 17. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью электрического поля и потенциалом.
- •Занятие 18. Поле в. Сила Лоренца. Закон Био – Савара. Циркуляция и поток вектора в.
- •Занятие 19. Применение теоремы о циркуляции вектора в. Поле прямого тока. Применение теоремы о циркуляции вектора в. Поле соленоида.
- •Занятие 20. Сила Ампера. Работа поля в при перемещении контура стоком.
- •Занятие 21. Виды поляризации диэлектриков. Поляризованность р. Свойства поля вектора р. Вектор d. Условия на границе двух диэлектриков для векторов e и d
- •Занятие 22 . Намагничение вещества. Намагниченность j. Циркуляция вектора j. Вектор н. Граничные условия для в и н.
- •Занятие 23. Законы геометрической оптики. Принцип Ферма. Явление полного отражения.
- •Занятие 24. Оптическая система. Кардинальные плоскости. Формула оптической системы.
- •Занятие 26. Интерференция света. Когерентные источники. Интерференция от двух когерентных источников. Бипризма Френеля. Интерференция при отражении от тонких пленок. Кольца Ньютона.
- •Занятие 27. Дифракция света. Принцип Гюйгенса-Френеля. Зоны Френеля. Диаграмма Френеля.
- •Занятие 28. Дифракция Френеля от простейших преград. Дифракция от круглого отверстия. Дифракция Френеля от простейших преград. Дифракция от непрозрачного круглого диска. Дифракционная решетка.
- •Занятие 29. Закономерности в атомных спектрах. Опыт по рассеянию альфа частиц.
- •Занятие 30. Гипотеза де Бройля. Принцип неопределенности. Уравнение Шредингера. Пси-функция. Ее свойства.
- •Занятие 31. Таблица Менделеева. Состав и характеристики атомного ядра. Масса и энергия связи ядра. Радиоактивность. Виды радиоактивности. Альфа-распад. Бета-распад.
Сценарий проведения практических и (или) лабораторных занятий
Занятие 1. Система отсчета. Материальная точка. Радиус-вектор и вектор перемещения, их связь с координатами точки. Траектория. Средняя и мгновенная скорости. Ускорение. Закон равноускоренного движения.
1. Радиус-вектор частицы определяется
выражением
(м). Найти
и/
-
?.
2. Начальное значение радиус-вектора
равно
(м),
конечное
(м).
Найти: а) приращение радиус-вектора
;
б) модуль приращения радиус-вектора
.
3. Написать выражение для косинус угла
между векторами с компонентами
и
.
4. Радиус-вектор частицы изменяется со
временем по закону
(м).
Найти: а) скорость
и ускорение
частицы; б) модуль скорости
в момент времени
с;
в) приближенное значение пути
,
пройденного частицей за 11-ю секунду
движения.
5. Начальное значение скорости равно
(м/с), конечное
(м/с). Найти: а) приращение скорости
;
б) модуль приращения скорости
;
в) приращение модуля скорости
.
6. Компоненты одного вектора равны
,
другого
.
Найти угол
между векторами.
7. Точка движется в плоскости
по закону:
,
,
где
и
– положительные постоянные,
– время. Найти: а) уравнение траектории
точки
,
изобразить ее график; б) модуль скорости
и модуль ускорения
точки в зависимости от времени; в) момент
,
в которой вектор скорости составляет
угол
с вектором ускорения
8. Тело бросили с поверхности Земли под
углом
к горизонту с начальной скоростью
.
Пренебрегая сопротивлением воздуха
найти: а) время движения
;
б) максимальную высоту подъема
и горизонтальную дальность полета
,
при каком значении угла
они будут равны; в) уравнение траектории
,
где
и
–
перемещения тела по вертикали и
горизонтали соответственно; г) полное,
тангенциальное и нормальное ускорение
в начале и середине траектории; д) радиус
кривизны
начала и вершины траектории.
Занятие 2. Движения тела по окружности. Угловая скорость, нормальное и тангенциальное ускорение. Движение по криволинейной траектории.
1. Точка движется, замедляясь, по окружности
радиусом
так, что в каждый момент времени ее
тангенциальное и нормальное ускорение
по модулю равны друг другу. В начальный
момент
скорость точки равна
.
Найти: а) скорость точки в зависимости
от времени и от пройденного пути
;
б) полное ускорение точки в функции
скорости и пройденного пути.
2. Твердое тело вращается вокруг
неподвижной оси по закону
,
где
рад/с,
рад/с3.
Найти: а) средние значение угловой
скорости и углового ускорения за
промежуток времени от
до остановки; б) угловое ускорение в
момент остановки тела.
3. Твердое тело вращается вокруг
неподвижной оси так, что его угловая
скорость зависит от угла поворота по
закону
,
где
и
– положительные постоянные. В момент
времени
угол
.
Найти зависимости от времени: а) угла
поворота; б) угловой скорости.
4. Точка движется по плоскости так, что
ее тангенциальное ускорение
,
а нормальное
,
где
и
– положительные постоянные,
– время. В момент
точка покоилась. Найти зависимости от
пройденного пути
радиуса кривизны
траектории точки и ее полного ускорения
.
5. Частица движется по дуге окружности
радиуса
по закону
,
где
– смещение из начального положения,
и
постоянные. Найти полное ускорение
частиц в точках
и
.
Занятие 3. Инерциальные системы отсчета, первый закон Ньютона. Масса и импульс материальной точки. Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Преобразования Галилея.
1. Брусок массой
кг
движется по шероховатой горизонтальной
поверхности с ускорением
м/с2,
когда на него действуют силой
Н,
направленной под углом
к горизонту. Какой минимальной силой
и под каким углом
нужно подействовать на брусок, чтобы
его только сдвинуть с места?
2. Наклонная плоскость, образующая угол
с плоскостью горизонта, имеет длину
м.
Тело, двигаясь равноускоренно, соскользнуло
с этой плоскости за время
с.
Определить коэффициент трения
тела о плоскость.
3. Шайбу положили на наклонную плоскость
и сообщили направленную вверх начальную
скорость
.
Коэффициент трения между шайбой и
плоскостью равен
.
При каком значении угла наклона
шайба пройдет вверх по плоскости
наименьшее расстояние? Чему оно равно?
4. Аэростат массы
начал опускаться с постоянным ускорением
.
Определить массу балласта, который
следует сбросить за борт, чтобы аэростат
получил такое же ускорение, но направленное
вверх. Сопротивлением воздуха пренебречь.
5. На столе стоит тележка массой
кг.
К тележке привязан один конец шнура,
перекинутого через блок. С каким
ускорением
будет двигаться тележка, если к другому
концу шнура привязать гирю массой
кг?
Коэффициент трения
.
Занятие 4. Замкнутая система материальных точек. Закон сохранения импульса. Момент импульса, закон сохранения момента импульса.
1. Частица совершила перемещение по
некоторой траектории в плоскости хуиз точки 1 с радиус-векторомв точку с радиус вектором
.
При этом на нее действовали некоторые
силы, одна из которых
.
Найти работу А, которую совершила силаF.
2. Летевшая горизонтально пуля массой mпопала, застряв, в тело массой М, которое подвешено на двух одинаковых нитях длинойl. В результате нити отклонились на угол α. Найти а) скорость пули перед попаданием в тело; б) относительную долю первоначальной кинетической энергии пули, которая перешла в тепло.
3. Частица 1 испытала абсолютно упругое столкновение с покоившейся частицей 2. Найти отношение их масс, если: а) столкновение лобовое, и частицы разлетелись в противоположных направлениях с одинаковыми скоростями; б) частицы разлетелись симметрично по отношению к первоначальному направлению.
4. Конькобежец, стоя на льду, бросил вперед гирю массой m=5 кг и вследствие отдачи покатился назад со скоростьюv=1 м/с. Масса конькобежца М=60 кг. Определить работу А, совершенную конькобежцем при бросании гири.
5. Система состоит из двух одинаковых
кубиков, каждый массой m,
между ними находится сжатая невесомая
пружина жесткостьюk.
Кубики связаны нитью, которую в некоторой
момент пережигают. Найти на какую высотуhподнимется центр тяжести
этой системы, если сжатие пружины в
начальном положении