Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема Интеграционные объединения.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
04.06.2014
Размер:
183.81 Кб
Скачать

Тема 11. Интеграционные объединения мира

Международная экономическая интеграция – характерная черта современного мирового хозяйства. Происходящее срастание экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями стало мощным инструментом ускоренного экономического развития этих стран и повышения их конкурентоспособности на мировом рынке.

Классические формы международной экономической интеграции:

  • зона свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения между странами – участницами интеграционного объединения и, прежде всего, снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины;

  • таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений усиливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;

  • общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ – для товаров, услуг, капитала и людей;

  • экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики;

  • также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.

Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями включая образование центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем наднациональные институты управления.

Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки в настоящее время в Западной Европе – ЕС, на американском континенте - НАФТА и МЕРКОСУР, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – АСЕАН и АТЭС.

Не смотря на такие объективные факторы, как сложившееся в

116

прошлом разделение труда, технологическую взаимозависимость, глубокие родственные и культурные связи попытки создать на территории бывшего СССР реально работающее интеграционное объединение пока не увенчались успехом. Не смотря на неоднократную реорганизацию Содружества Независимых Государств (СНГ) ни одно наиболее крупное решение, принятое им (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) фактически не было выполнено. Не стало полноценной интеграционной группировкой и объединение ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия).

Главное препятствие для успешной интеграции бывших республик СССР заключается в отсутствии согласованной цели и последовательности интеграционных действий, в нежелании ограничить свой суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.

11.1. Ес - Европейский Союз

ЕС – Европейский союз представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире.

В своей эволюции ЕС, развиваясь вглубь и вширь, прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление которого продолжается и в настоящее время). При этом неоднократно происходила смена официальных и неофициальных названий этой интеграционной группировки, что отражает ее эволюцию:

1952 г. – образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) – отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга.

1 января1958 г. – вступление в силу Римского договора об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), подписанного вышеназванной шестеркой стран 25 марта 1957 года. В первые годы существования ЕЭС его неофициально называли «Общий рынок», так как процесс интеграции начался с либерализации внешней торговли.

1958 - 1968 гг. – «переходный период». Отменяются таможенные пошлины и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции внутри ЕЭС. Устанавливается особый режим наднационального регулирования производства и сбыта аграрной продукции и создается аграрный фонд ЕЭС –

117

ФЕОГА, призванный оказывать противодействие массовому разорению фермеров и способствовать модернизации аграрного сектора. Устанавливается единый таможенный режим в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. Значительно либерализована миграция капитала и рабочей силы внутри ЕЭС.

В 1967 г. произошли слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок - ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом), после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом (ЕС).

К середине 1968 г. складывается развитый таможенный союз, который сразу же дав странам участницам значительные выгоды в использовании международного разделения труда, в то же время ослабил национально-государственные системы регулирования экономики.

В 1971 г. страны – члены ЕС принимают «План Вернера» - программу поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 году (по имени тогдашнего премьер-министра Люксембурга, руководившего разработкой данной программы). Воплотить этот план на практике не удалось из-за временного обострения противоречий внутри ЕС, усиления дифференциации его участников по экономическому положению и уровню хозяйственного развития в ходе циклических и структурных кризисов 70-х - начала 80-х годов.

1973 г. - к группировке присоединяются Великобритания, Дания и Ирландия.

С середины 70-х годов и до середины 80-х годов интеграция в рамках ЕС переживала длительный застой. В этот период среди интеграционных мероприятий можно выделить лишь два. С начала 1975 года страны-члены ЕС полностью передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам ЕС и лишились возможности заключать двусторонние торговые отношения с третьими странами. В 1979 году была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы – ЭКЮ, формировавшейся на основе «корзины валют» участников ЕВС. К ЕВС не подключились сразу Великобритания, Греция, Испания, Португалия, а Италия вошла на особых условиях.

С середины 80-х гг. в ЕС наблюдается резкая активизация интеграционных процессов, явное преобладание

118

центростремитель­ных сил, хотя эти процессы сталкиваются с рядом серьезных проблем. Это объясняется многими обстоятельствами, среди которыхвыделим два. Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко обострившейся конку­ренции со стороны США, Японии и новых индустриальных стран, осуществления назревшей структурной перестройки хозяйства и решения задач нового этапа научно-технической революции.

Во-вторых, коренным изменением позиции Франции в отно­шении ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим образом зависит то, насколько быстро и интенсивно протекает и будет протекать западноевропейская интеграция.

До начала 80-х гг. позиция Франции в отношении интеграции была сдержанной, достаточно противоречивой, а подчас и откровенно деструктивной. Напри­мер, в 1966 г. она в течение многих месяцев игнорировала органы ЕС и не участвовала в их деятельности, что объяснялось отго­лосками ее имперских амбиций и претензиями на ведущую роль в ЕС как великой ядерной державы. Однако в начале 80-х гг. пра­вящие круги этой страны окончательно осознали, что такой курс ведет в тупик и Франция может сохранить свой высокий статус только как одна из ведущих стран — членов ЕС и один из главных «моторов» интеграции. Была сделана ставка на ЕС и усиление его наднационального характера.

1981 г. - в ЕС вступает Греция.

В конце 1985 г. был принят и вступил в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт. Он предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью интегрированного (внутреннего) рынка, дале­ко идущее объединение научно-технических потенциалов и реа­лизацию крупномасштабных исследовательских программ в но­вейших отраслях (микроэлектронике, информатике, телеком­муникационной технике, биотехнологии, экологии и др.), все бо­лее тесную гармонизацию экономической и валютной полити­ки стран — членов блока, усиление наднациональных механиз­мов ЕС.

В 1986 году к ЕС присоединяются Испания и Португалия. Положения Единого европейского акта были выполнены в основном вовремя. И это нашло отражение в переименовании блока с 1993 г. в Европейский союз. Внутренний рынок действительно сложился к концу 1992 года по товарам. Но он не сложился по многим идам услуг, особенно важно – транспортных. Нет до сих пор единого конкурентного рынка государственных заказов. В то же время не осталось искусственных препятствий на пути свободной миграции

119

капиталов и рабочей силы, хотя фактически такие препятствия создаются в каждом конкретном случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС.

Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе, подписанный главами государств – членов ЕС в декабре 1991 г. и введенный действие в 1993 г. Этот договор является основной частью комплекса Маастрихтских соглашений. Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г.

Маастрихтский договор включает три принципиально новых качественных момента:

  • во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно с национальным гражданством стран – членов ЕС;

  • во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;

  • в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого должна была стать единая валюта (евро).

Переход к евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 года. Не все страны – члены ЕС смогли сразу же начать переход к евро, поскольку часть из них не выполнила необходимых для этого требований: дефицит госбюджета – не более 3% ВВП; накопленный государственный долг – максимально 60% ВВП и др. Первоначально евро функционировала параллельно с национальными валютами. С 2002 года евро заменила национальные валюты стран – участниц ЭВС. Лишь Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей национальной валюты. Дания, Швеция и Греция намерены перейти к евро, но позднее.

В отличие от ЭКЮ евро не просто расчетная единица, но и полноценная валюта, функционирующая как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот и монет. Циркуляцию евро регулирует созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран – членов ЕС исчерпают свои функции, передадут их Банку ЕС и прекратят свое существование.

С 1 мая 2004 года новыми членами Евросоюза стали 10 стран

120

Центрально-Восточной и Южной Европы: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта и Кипр. Еще никогда единовременное расширение ЕС не было столь значительным. Территория Евросоюза сразу же увеличилась на 748 тыс. кв. км, или на 23%, а население на 74 млн., или на 20%. При всем этом экономическое приращение далеко не столь впечатляюще – ВВП увеличился всего на 9%.

После нового этапа расширения ЕС наибольшей проблемой станут вопросы экономической эмансипации новых членов. В настоящее время средний уровень доходов в этих странах составляет лишь 40% от среднеевропейского показателя. Для преодоления этого разрыва ЕС предусматривает потратить на подъем экономики в 10 новых странах – участницах 10 млрд. евро в 2004 г., 12,5 млрд. в 2005 г. и 15 млрд. евро в 2006 г.

Со вступлением в ЕС эти государства автоматически оказались членами единого таможенного пространства. Отсюда следуют общие таможенные тарифы и торговая политика. Точная экономия на издержках в результате отмены пограничного и таможенного контроля для вновь прибывших пока не подсчитана, однако предполагается, что отмена таможенных пошлин привела к уменьшению поступлений в госбюджет примерно на уровне 1 – 1,5% от ВВП.

Расширение ЕС задумывалось как взаимовыгодное мероприятие, в результате которого выиграют как старые члены, так и вновь присоединившиеся. Причем у последних прирост ВВП в неизменных ценах будет в 10 раз больше, чем у старых членов. Австрийские аналитики, изучающие возможные последствия расширения союза, предполагают, что среди «стариков» в наибольшем выигрыше окажутся Австрия, Германия и Италия, а вот Дания, Испания и Португалия понесут некоторые потери, особенно в средне- и долгосрочной перспективе.

Новые члены ЕС однозначно выиграют от присоединения. В них большими темпами начнет развиваться экономика, усилится поток иностранных инвестиций, сократится безработица. Эти тенденции заметны на примерах Польши, Чехии, Венгрии, Словакии. Но общее оздоровление экономики, которое сулило объединение, в отдельных случаях неминуемо приведет, и уже привело к ухудшению положения. Это, как считают евротеоретики, объективные издержки интеграции. Так, разоряются многие мелкие фирмы (особенно сельскохозяйственные), которые не выдерживают конкуренции с продукцией, поставляемой

121

Евросоюзом. Национальные правительства уже не могут поддержать местного производителя в прежних объемах и окажутся бессильными перед масштабной скупкой производительных сил «богатыми родственниками» с Запада. Такие процессы хорошо известны по опыту инкорпорации территории бывшей ГДР в состав единой Германии.

После присоединения десяти новых членов к имеющимся пятнадцати неоднородность в экономическом положении стран Евросоюза неминуемо и сильно возрастет.

Еще в январе 2000 г. разброс в размере минимальной месячной заработной платы составлял в ЕС от более чем 1100 евро в Люксембурге, Нидерландах, Бельгии, Франции и Великобритании до 600 евро в Греции, 520 в Испании, 416 в Португалии. В странах – кандидатах в тот же самый момент минимальная зарплата была в среднем значительно ниже. Конечно, и среди этих стран есть свои передовики, достигшие серьезных успехов в социально-экономической политике, где минимальная зарплата находится на уровне пусть и отстающих, но уже старых членов ЕС (Мальта – 535 евро, Словения – 451 евро). Однако в большинстве стран этот показатель балансирует у отметки 200 евро в месяц (Венгрия, Польша, Чехия) или даже сильно недотягивает до нее (в Эстонии – 138 евро, в Литве – 125, в Словакии – 118). Латвия – самая проблемная страна из вступившего в ЕС пополнения. Эта страна традиционно наиболее тесно была связана с Россией (машиностроительные предприятия в Риге, Даугавпилсе, Елгаве, морские порты в Вентспилсе и Лиепае), и ей придется коренным образом реконструировать экономику. Пока эта страна – явный аутсайдер. Ее ВВП равен люксембургскому при несопоставимых масштабах территории.

Политически взрывоопасным следствием расширения ЕС на восток является возможное усиление миграции. Граничащие с вновь вступившими в Евросоюз Германия и Австрия, а также Скандинавские страны опасаются, что массовая иммиграция, - а она вполне вероятна, если новым членам будет представлена полная свобода передвижения граждан, - может негативно повлиять на их рынки труда. Действительно, большой разрыв в заработной плате (средняя зарплата в государствах – кандидатах составляет 40% евросоюзовской) может привести к массовой миграции на Запад. Поэтому пограничные страны (прежде всего Австрия и Германия) предлагают ввести переходные период сроком до семи лет, в течение которого будут действовать

122

ограничения прав граждан новых стран на свободное передвижение. Согласно некоторым прогнозам, в 2005 г. только из Польши, Чехии и Венгрии в старые члены ЕС может эмигрировать более 140 тыс. человек, в том числе в Германию – 96 тыс., в Австрию – 18 тыс. Как показывает практика, лишь две трети иммигрантов будут востребованы на рынке труда.

Существенная разница в уровне экономического развития между старыми и новыми членами ЕС даже по самым радужным прогнозам будет сохраняться не менее 10 лет. Все это время «взросления» и «вытягивания» десятка будет лишена некоторых прав, которыми обладают страны, составляющие основу ЕС. Так, новым гостям с востока придется некоторое время ждать разрешения войти в Шенгенское безвизовое пространство. Единая европейская валюта здесь может быть введена не ранее 2007 –2008 гг.

Перспективы развития ЕС

То, что Евросоюз не остановится в своем территориальном развитии после мая 2004 г., понимают все – и еврооптимисты, и евроскептики. Вопрос в другом: насколько быстро и активно будет происходить дальнейшее расширение ЕС.

В 2007 г. планируется вхождение в Европейский Союз Румынии и Болгарии. Эти две страны уже довольно давно ведут диалог с ЕС и следуют его рекомендациям. Существенно облегчит инкорпорацию в европейскую экономико-юридическую среду вступление двух этих государств НАТО. Вместе с тем экономические показатели и Румынии, и Болгарии пока не вызывают оптимизма у европейских партнеров. Доходы на душу населения там составляют лишь четверть от среднеевропейского уровня. Именно поэтому эти две балканские страны оказались за бортом первой очереди расширения ЕС в XXI веке.

В декабре 2004 г. Евросоюз начал официальные переговоры о возможных сроках и порядке вхождения в эту организацию Турции. Вопрос этот крайне сложный и болезненный. Во-первых, Турция, строго говоря, совсем не европейское государство, доселе в ЕС не было ни восточных, ни исламских стран. Во-вторых, это крупная страна, ее население примерно равно всему совокупному пополнению ЕС в 2004 г. В-третьих, для Турции до сих пор характерна политическая нестабильность: еще сосем недавно обычным для нее были военные перевороты, до сих пор не урегулирован конфликт с курдами, Турция угрожающе близка

123

взрывоопасным Ираку, Кавказу, Ближнему Востоку.

Где же может пройти возможная граница максимального расширения Евросоюза? По мнению аналитиков из ЕС, в европейскую интеграцию могут влиться все 45 членов Совета Европы – отдельного от ЕС консультативного органа, в который входят такие государства, как Россия, Украина, Грузия, Армения, Азербайджан.

Наибольшие шансы на вступление имеют страны, входящие в Европейское экономическое пространство. Это, прежде всего, члены Шенгенской зоны Исландия и Норвегия (последняя предпринимала две попытки вступить в ЕС, в 1973 и 1995 гг., но оба раза на референдумах побеждали противники евроинтеграции). Всем стандартам ЕС соответствует и Швейцария. Но в ближайшее время ее пресловутый нейтралитет будет серьезным препятствием для врастания в Евросоюз.

Из соседей ЕС на востоке наиболее вероятно вступление в союз уже в ближайшие десятилетия Хорватии, Македонии и Албании. Там же, но не столь скоро, могут оказаться Босния и Герцеговина, Черногория и Сербия (две последние республики, скорее всего, войдут в европейский дом порознь). Из стран бывшего СССР наиболее вероятен приход в ЕС Молдавии и Украины. После этого может наступить черед Белоруссии и республик Закавказья. Вступление в ЕС Кипра в дальней перспективе открывает дорогу в европейское пространство другой азиатской по расположению, но европейской по духу стране – Израилю.

В работе евро-средиземноморской конференции, проходившей в Барселоне в ноябре 1995 г., вместе со странами ЕС участвовали средиземноморские страны Африки: Марокко, Алжир, Тунис и Египет. Европейский Союз заключил соглашения о сотрудничестве и партнерстве со многими странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана. Возможно ли их вступление в Евросоюз и будет ли он потом так называться? Конечно же, развитие Евросоюза «вширь» не отменяет и не поменяет развития «вглубь», направленного на дальнейшее усиление интеграции внутри самой организации. Насколько быстрыми будут эти темпы, насколько серьезна будет интеграция и приведет ли она к созданию настоящего конфедеративного или федеративного государства, покажет будущее. В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:

124

  1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне министров иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др. СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения, наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора, и обладает важнейшими нормотворческими функциями.

  2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 5 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.

  3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге. Избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах – членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем Представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с ЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.

  1. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.

  2. Аграрный фонд ЕС – ФЕОГА, призванный способствовать модернизации аграрного сектора и противодействовать массовому разорению фермерских хозяйств. На аграрный фонд приходится большая часть бюджета ЕС.

  3. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).

125

  1. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов – слабо индустриально-развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).

8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран – членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран – членов ЕС.