Лабораторная работа 1 на тему «Выбор основных параметров грузовой лебедки крана»
.docМосковский автомобильно–дорожный институт
(Государственный технический университет)
Министерство образования РФ
Кафедра сервиса дорожных машин
Лабораторная работа № 1
по дисциплине:
«Дорожные машины и производственная база строительства»
тема:
«Выбор основных параметров грузовой лебедки крана».
Вариант № 5
Выполнила студентка группы 3ВЭДС1
Глотова Екатерина Владимировна
Руководитель Безрук Борис Наумович
г. Москва
2007 год
1. Цель работы.
Изучение устройства реверсивной лебедки с электроприводом; ознакомление с деталями машин общего назначения и наиболее распространенными сборочными единицами грузоподъемных машин; освоение методики подбора основных элементов и определяющих параметров грузоподъемных машин на примере грузовой лебедки.
Рис. 1. Кинематическая схема лебедки:
1-грузовой барабан, 2 и 5-муфты; 3-редуктор; 4-тормоз; 6-двигатель
2. Исходные данные.
№ варианта |
Грузоподъемность Q, кН |
Скорость подъема груза V (м/мин) |
Высота подъема груза Н (м) |
Продолжительность включения ПВ (%) |
№ схемы по рис. 2 |
5 |
50 |
20 |
10 |
10 |
3 |
Рис. 2. Схема полиспаста
Кратность полиспаста: n-1; 5-1=4
3. Методика и последовательность выполнения работы.
3.1. Определение усилия в канате механизма подъёма.
, кН
IП - передаточное число или кратность полиспаста;
- общий КПД полиспаста ( зависит от количества блоков «m»,
конструкции полиспаста и КПД одного блока = 0,96...0,99;
);
q - вес крюковой подвески ( q = 0,03 *Q), кН;
а -коэффициент сдвоенности (а=1 при простом полиспасте, а=2 при
сдвоенном).
q = 0,03*Q = 0,03*50 = 1,5
IП = 4 = 0,964=0,85
a =1
S =(50+1,5)/4*0.85*1=15,14 кН
Наибольшее допустимое разрывное усилие в канате
R = S*kП , кН
kП – коэффициент запаса прочности, принимаемый для грузовых канатов лебедок с машинным приводом;
ПВ |
15 |
kП |
5.0 |
Режим работы |
легкий |
R=15,14*5,0=7,5 кН
По найденному разрывному усилию выбираем канат, исходя из данных, приведенных в таблице. Разрывное усилие должно быть >= R
Диаметр каната, мм |
Масса 100м каната, м |
Временное сопротивление разрыву материала проволок каната, МПа |
|||
11,0 |
461,6 |
1470 |
1568 |
1764 |
1960 |
Разрывное усилие каната , кН |
|||||
|
62,85 |
68,80 |
75,15 |
Эскиз выбранного каната
3.2 Определение основных размеров барабана и блоков.
Dб = dк*(е - 1)
dк - диаметр каната, мм
е - коэффициент, зависящий от режима механизма.
ПВ,% |
15 |
е |
20 |
Dб = 11,0*(20-1 )= 11,0*19 = 209 мм
Диаметр Dб округляется в большую сторону до величины, кратной 50
Dб =250 мм.
Длина каната, наматываемого на барабан.
l = Н*а* iП = 10*4*1 =40 м=40000 мм
Необходимое число витков этой нарезки.
Z = (40000/3,14*(250+11))+5*1=(40000/819,54+5)=53,8=54
L= Z * t, мм
L=54*13=702мм
t- шаг навивки, зависящий от диаметра каната, мм;
t = dк + (1,5..2),мм.
t = 11 + 2 = 13 мм
L/ Dб = 702/250 = 2,8
Эскиз барабана с длиной, диаметром и профилем нарезки.
3.3. Выбор элементов привода.
Скорость каната, навиваемого на барабан.
Vk = Vгр * iП, м/мин
Vгр - скорость подъёма груза, м/мин.
Vk =20*4=80 м/мин.
Необходимая скорость вращения барабана.
nб = Vk /(π * (Dб + dк)), об/мин.
пб= 80000/(3,14*(250+11))=80000/819,54=97,6=98 об/мин.
Необходимое расчётное передаточное число редуктора.
пд- частота вращения вала электродвигателя.
Электродвигатели, используемые в грузовых лебедках, имеют различные частоты вращения вала пд, например 1500, 1000, 750 об/мин.
Для более точного подбора передаточного числа типового iРТ определяем три возможных расчётных значения iРР.
nд1 = 1500 об/мин;
п д2 = 1000 об/мин;
п д3 = 750 об/мин;
iРР= 1500/98=15 об/мин
iРР= 1000/98=10 об/мин
iрр= 750/98=7 об/мин
Из табл.3 выбираю значение передаточного числа iРТ, наиболее близкое к одному из трёх расчётных значений, и исполнение редуктора.
Передаточное число |
10.35 |
Исполнение редуктора |
VIII |
Число зубьев шестерен |
|
I пара |
30 |
69 |
|
II пары |
18 |
81 |
NД = Vгр*(Q+q)/60 * ηо , кВт
ηо - общий КПД механизма подъёма груза при использовании редукторов типа РМ=0,83.
NД = ( 50+1,5)*20/60*0,83=14,25 кВт
Исходя из выбранной частоты вращения вала электродвигателя по табл.4 определяю тип электродвигателя мощностью > NД .
Тип |
Мощность (кВт) при частоте вращения 1000 об./мин. |
4А160М |
15 |
По табл. 5 подбираю типовой редуктор, сообразуясь с частотой вращения выходного вала, мощностью выбранного двигателя и исполнением редуктора.
Выбор марки редуктора производится в следующем порядке. В вертикальном столбце, соответствующем выбранному по табл.3 исполнению редуктора, выбирается типовое значение мощности редуктора, величина которого > NД. Затем проверяем, не превышает ли скорость вращения электродвигателя пД допустимого значения скорости вращения вала выбираемого редуктора.
Марка редуктора |
Максимально допустимая частота ведущего вала, об/мин |
Исполнение редуктора |
РМ-350 |
1000 |
VIII |
Мощность на ведущем валу, кВт |
||
15,7 |
3.4 Определение действительной скорости подъёма груза
В связи с тем, что значение передаточного числа редуктора 1РТ не совпадает с расчётным значением 1рр , действительная скорость подъёма груза Vгр' будет отличаться от заданной. Действительная скорость вращения барабана.
об/мин.
=1000/10,35=97 об/мин.
Действительная скорость каната.
Vк’ = пб’ * π *( Dб + dк), м/мин.
Vк’= 97* 3.14*(0.25 + 0.011) = 79,5 м/мин
Действительная скорость подьёма груза.
Vгр’ = Vк’ / iП , м/мин.
Vгр’ = 79,5/2 = 19,87 м/мин.
3.5 Определение параметров и выбор тормоза.
Наибольший момент, возникающий на тормозном валу подъёмного механизма при торможении опускающего груза, может быть подсчитан без учёта динамического момента по формуле:
М=(Q + q )* Dб * ηo / ( iРТ*in*2) Нм.
М=(50+1.5)*250*0,83/4*2*10,35=7694,1/8*10,35=129.5 Нм.
Расчётный тормозной момент.
Мт>М*β ,Нм.
β - коэффициент запаса тормозного момента, зависящий от режима
работы.
ПВ,% |
25 |
β |
1.75 |
М* β =129,5 * 1,25 = 161,9 Нм.
Мт> 161,9
По расчётному тормозному моменту из табл.6 или 7 выбирается тип
тормозного момента.
Тип тормоза |
Тормозной момент, Нм |
Длина рычага, мм |
Ширина колодки Вк, мм |
Диаметр тормозного шкива Dтмм |
|
l1 |
l2 |
||||
ТКТ-300/400 |
240 |
430 |
190 |
140 |
200 |
Эскиз колодочного тормоза.
Колодочный тормоз