Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на вопросы к экзамену 2011.doc
Скачиваний:
61
Добавлен:
20.06.2014
Размер:
332.8 Кб
Скачать

Ответы на вопросы по политологии 2011 год

  1. Объект, предмет и структура политологии

Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном и разнообразном объекте, как общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику.

Поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, непосредственным предметом политологии являются:

  • сама политическая власть, ее сущность и структура;

  • механизм распределения и осуществления власти;

  • легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества.

Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.

Структура политологии в самом общем смысле состоит из теоретического и практического знания.

Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.

Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

В процессе становления и развития политической науки оформились различные теоретические подходы к изучению политики. Они определяются термином "парадигма", введенным в научный оборот в 20-е гг. прошлого столетия американским историком науки и философии Т. Куном.

Основные парадигмы политологии - теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая.

Суть теологической парадигмы состоит в объяснении политики и власти божественной волей. Ее возникновение связано с ранними этапами теории, когда человечество не имело рациональных представлений о политике.

Натуралистическая парадигма ориентируется на обусловленность политики географической средой, биологическими и психическими качествами людей.

Социальная парадигма истолковывает политику как производную других сфер жизни общества - экономики, социальной структуры, права, культуры, этики.

Рационально-критическая парадигма ориентируется на выявление важнейших элементов политики, раскрытие ее противоречивости и конфликтогенности.

  1. «Политика» как базовая категория: содержание понятия, политика как наука и искусство, политика и мораль.

Поли́тика (греч. Πολιτική — „искусство управления“ государством, сообществом, межгосударственными отношениями) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства[1].

Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика вправе рассматриваться как наука в том смысле, что она может служить источником знаний об одной из жизненно важных сфер бытия людей, классов, партий и государств. Но политика и сама должна строиться на основе соответствующих научных знаний и считаться с результатами действия объективных закономерностей общественного развития, с наличием определенных социальных механизмов, принципов и норм, регулирующих развитие общественного организма. Принятие политических решений в современных демократических системах предполагает всестороннюю научную экспертизу, систему консультаций, профессионализм отношений. Политика всегда есть итог кропотливой трудоемкой работы политических деятелей, исследовательских центров и научных институтов, следствие коллективного ума многих людей и организаций. Однако полного тождества науки и политики быть не может, как не могут быть тождественными теория и практика. Это определяется вероятностным характером политического процесса, присутствием в политике как рациональных, так и иррациональных начал.

Политика требует не только знаний, но и мастерства политического лавирования и компромиссов, умения увлечь и повести за собой массы, способность адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, предвидеть ход политических событий. Не все в политике поддается голому расчету; в ней присутствуют и эмоции, интуиция, мастерство. Поэтому политика представляет собой не только науку, но и искусство – искусство управления государством, искусство завоевания и удержания власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов. Существует мнение, что политика – искусство возможного. Политический руководитель ограничен в своей деятельности наличными ресурсами; он должен учитывать соотношение сил, общественное мнение, состояние политической культуры и ряд других факторов. Искусство политики заключается в том, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами и потерями

Мораль и политика - одно. из основных и наиболее сложных отношений политики к действующим в общественормам нравственности, близкое к этическим оценкам политики. Соотношение политики и морали напрямую зависит от поли­тического режима. В странах с антидемократическими, реакцион­ными режимами, где процветают неправовое насилие, террор, зло­употребление властью, бюрократизм и коррупция, происходит раз­рыв морали и политики. Напротив, в условиях демократического режима политика реализуется в рамках законности, пронизывает­ся началами гуманизма и нравственности.