- •Ответы на вопросы по политологии 2011 год
- •Объект, предмет и структура политологии
- •«Политика» как базовая категория: содержание понятия, политика как наука и искусство, политика и мораль.
- •Политическая мысль древности и средневековья
- •Политическая мысль в Новое время (XVI – XVIII вв.)
- •Политическая мысль XIX – нач. XX вв.
- •Развитие политической мысли в России
- •Социальная природа феномена власти и ее место в системе общественных отношений.
- •Сущность, признаки, функции, формы проявления политической власти. Легитимность власти.
- •Сущность, структура и основополагающие функции политической системы общества
- •Типологии политических систем: критерии и основания типологии
- •Политический режим как совокупность отношений между властью и обществом: варианты концептуализации
- •Тоталитаризм: теоретические исследования, основополагающие черты, типы тоталитарных режимов
- •Авторитаризм: теоретическое осмысление содержания авторитарного проявления демократии
- •Основополагающие предпосылки, принципы и формы проявления демократии
- •Понятие и сущность гражданского общества как основы демократии
- •Понятие и сущность государства как политического института: происхождение идеи государственности, элементы, задачи и функции государства
- •Устройство современного государства: формы правления и формы национально-территориальной организации
- •Сущность и отличительные черты правового государства как основы демократии
- •Варианты и модели взаимоотношений гражданского общества и государства
- •Теоретические подходы к пониманию элиты. Классические и современные теории элит.
- •Типологии элит: критерии и варианты типологии
- •Политическая элита: качества, типы, функции и способы рекрутирования
- •Природа и сущность лидерства: основные концепции
- •Политический лидер и политическое лидерство: особенности, функции, стили политического лидерства
- •Типология политических лидеров
- •Понятие «политическая партия»: историческая ретроспектива возникновения и становления института, основополагающие признаки
- •Классификация политических партий и партийных систем: критерии и основания классификации
- •Политическое поведение и политическое участие: факторы, типы и признаки
- •Выборы как форма политического участия и электоральная процедура: демократические стандарты, организация и проведение, функции.
- •Понятие «избирательная компания»: основные аспекты, стадии, принципы и технологии проведения.
- •Избирательные системы: определение, законодательные основы и типологические признаки.
Ответы на вопросы по политологии 2011 год
-
Объект, предмет и структура политологии
Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном и разнообразном объекте, как общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику.
Поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, непосредственным предметом политологии являются:
-
сама политическая власть, ее сущность и структура;
-
механизм распределения и осуществления власти;
-
легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества.
Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.
Структура политологии в самом общем смысле состоит из теоретического и практического знания.
Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.
Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.
В процессе становления и развития политической науки оформились различные теоретические подходы к изучению политики. Они определяются термином "парадигма", введенным в научный оборот в 20-е гг. прошлого столетия американским историком науки и философии Т. Куном.
Основные парадигмы политологии - теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая.
Суть теологической парадигмы состоит в объяснении политики и власти божественной волей. Ее возникновение связано с ранними этапами теории, когда человечество не имело рациональных представлений о политике.
Натуралистическая парадигма ориентируется на обусловленность политики географической средой, биологическими и психическими качествами людей.
Социальная парадигма истолковывает политику как производную других сфер жизни общества - экономики, социальной структуры, права, культуры, этики.
Рационально-критическая парадигма ориентируется на выявление важнейших элементов политики, раскрытие ее противоречивости и конфликтогенности.
-
«Политика» как базовая категория: содержание понятия, политика как наука и искусство, политика и мораль.
Поли́тика (греч. Πολιτική — „искусство управления“ государством, сообществом, межгосударственными отношениями) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства[1].
Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика вправе рассматриваться как наука в том смысле, что она может служить источником знаний об одной из жизненно важных сфер бытия людей, классов, партий и государств. Но политика и сама должна строиться на основе соответствующих научных знаний и считаться с результатами действия объективных закономерностей общественного развития, с наличием определенных социальных механизмов, принципов и норм, регулирующих развитие общественного организма. Принятие политических решений в современных демократических системах предполагает всестороннюю научную экспертизу, систему консультаций, профессионализм отношений. Политика всегда есть итог кропотливой трудоемкой работы политических деятелей, исследовательских центров и научных институтов, следствие коллективного ума многих людей и организаций. Однако полного тождества науки и политики быть не может, как не могут быть тождественными теория и практика. Это определяется вероятностным характером политического процесса, присутствием в политике как рациональных, так и иррациональных начал.
Политика требует не только знаний, но и мастерства политического лавирования и компромиссов, умения увлечь и повести за собой массы, способность адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, предвидеть ход политических событий. Не все в политике поддается голому расчету; в ней присутствуют и эмоции, интуиция, мастерство. Поэтому политика представляет собой не только науку, но и искусство – искусство управления государством, искусство завоевания и удержания власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов. Существует мнение, что политика – искусство возможного. Политический руководитель ограничен в своей деятельности наличными ресурсами; он должен учитывать соотношение сил, общественное мнение, состояние политической культуры и ряд других факторов. Искусство политики заключается в том, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами и потерями
Мораль и политика - одно. из основных и наиболее сложных отношений политики к действующим в общественормам нравственности, близкое к этическим оценкам политики. Соотношение политики и морали напрямую зависит от политического режима. В странах с антидемократическими, реакционными режимами, где процветают неправовое насилие, террор, злоупотребление властью, бюрократизм и коррупция, происходит разрыв морали и политики. Напротив, в условиях демократического режима политика реализуется в рамках законности, пронизывается началами гуманизма и нравственности.