Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1459.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
1.17 Mб
Скачать

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАДАНИЯ

Омск • 2012

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

Кафедра организации перевозок и управления на транспорте

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАДАНИЯ

Составитель И.К. Пустоветова

Омск

СибАДИ

2012

2

УДК 656.13 ББК 39.38

Рецензент канд. техн. наук, доц. А.Н. Витушкин

Работа одобрена НМСН 190700.62, НМСС 190701 в качестве методических рекомендаций по выполнению и заданий для самостоятельной работы по дисциплинам «Предпринимательство на транспорте», «Интермодальные транспортные технологии» и «Международные перевозки» для студентов направления подготовки 190700.62 «Технология транспортных процессов» профиля «Организация перевозок на автомобильном транспорте» и специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт)» всех форм обучения.

Самостоятельная работа студента: методические рекомендации по выполнению и задания /сост. И.К. Пустоветова. – Омск: СибАДИ, 2012. – 84 с.

Предназначены для оказания помощи студентам при выполнении таких видов самостоятельной работы, как конспект и реферат. Определены цель и задачи конспекта, рассмотрены виды конспектов, даны рекомендации по написанию и оформлению, сформулированы основные критерии оценки. Рассмотрено назначение реферата, определен порядок выбора темы, формирования структуры, объёма и содержания, охарактеризованы исходные материалы и порядок выполнения работы, даны рекомендации по написанию и оформлению, определены порядок и критерии оценки. Приведены списки рекомендуемых источников по дисциплинам, а также в соответствии с рабочими программами дисциплин задания для конспектирования материала и темы рефератов. Представлены примерные планы рефератов и образцы некоторых форм.

Библиогр.: 2 назв.

3

© ФГБОУ ВПО «СибАДИ», 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...........................................................................................

4

1.Конспектирование как форма анализа научного текста

1.1. Цель и задачи конспекта. Виды конспектов……….......… 5

1.2.Написание и оформление конспекта. Основные

критерии 10

оценки…..........................................................................

2.Реферат как часть самостоятельной учебно-

 

исследовательской работы студента

 

2.1.

Цель и задачи реферата.........................................................

12

2.2.

Выбор темы реферата............................................................

14

2.3.

Структура, объём и содержание реферата..........................

14

2.4.

Исходные материалы и порядок выполнения реферата....

17

2.5.

Написание и оформление реферата.....................................

18

2.6.

Порядок и критерии оценки реферата.................................

21

Библиографический список.........................................................

 

 

22

Приложение А. Задания для конспектирования материала

 

для

студентов

 

направления

подготовки

190700.62

 

«Технология

транспортных

процессов»

профиля

 

«Организация перевозок на автомобильном транспорте»

23

всех

 

 

 

 

форм

обучения.........................................................................................

 

 

 

 

 

.........

 

 

 

 

 

 

Приложение Б. Задания для конспектирования материала

 

для

студентов

специальности

190701 «Организация

 

перевозок и управление на транспорте (автомобильный

37

транспорт)»

 

всех

 

форм

обучения..........................................................

 

 

 

 

 

Приложение В. Образцы титульных листов конспекта и

 

реферата.........................................................................................

 

 

 

 

46

............

 

 

 

 

 

Приложение Г. Темы рефератов по дисциплине

 

 

«Предпринимательство на

 

 

48

транспорте»......................................................

 

 

 

 

 

Приложение Д. Темы рефератов по дисциплине

 

 

«Интермодальные транспортные

 

 

55

 

 

 

4

 

 

 

технологии»...........................................

 

Приложение Е. Темы рефератов по дисциплине

 

«Международные

61

перевозки»........................................................................

 

Приложение Ж. Образец аннотации..........................................

78

Приложение З. Пример написания введения…………............

79

Приложение И. Примерные планы рефератов.........................

81

Введение

 

Любой студент за годы своего нахождения в стенах вуза обязательно пишет конспекты, рефераты или контрольные работы по разным дисциплинам. Написание и тех и других работ требует наличия у студента навыков конспектирования и реферирования материала.

Сегодня, когда в вузовских программах увеличивается число часов на самостоятельную работу, эти навыки становятся насущной необходимостью. Однако, как показывает практика, данные навыки не сформированы даже у студентов старших курсов. Выполнив исследовательскую часть работы, студент зачастую не может стилистически грамотно написать пояснительную записку и кратко в устной форме изложить ее содержание.

Работа над конспектом или рефератом требует глубокого изучения первоисточников, цепкой памяти, умения связывать теоретические положения с условиями современности, проводить анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии.

Для их творческого делового проведения надо иметь твердое собственное мнение об определенной теме, т. е. требуется не только хорошо знать материал, но и быть готовым вразумительно передать его содержание.

Цель данного издания – познакомить студентов с последовательностью выполнения работ по подготовке конспекта в одном случае и реферата – в другом, с особенностями поиска информации и последующей работы с ней, развить умение конспектирования, аннотирования и реферирования научной литературы, закрепить навыки грамотного оформления научных материалов.

Написать хороший конспект или реферат, а тем более эффективно выступить с ними может лишь тот, кто овладел основами работы с книгой и собственной рукописью. Изучение

5

соответствующих разделов данной работы познакомит читателей с необходимыми приемами.

1. КОНСПЕКТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА АНАЛИЗА НАУЧНОГО ТЕКСТА

Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг.

И. А. Рубакин

1.1.Цель и задачи конспекта. Виды конспектов

Всоответствии с утверждёнными учебными планами студенты направления подготовки 190700.62 «Технология транспортных процессов» профиля «Организация перевозок на автомобильном транспорте» и специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт)» всех форм обучения выполняют самостоятельную работу. Самостоятельная работа студента включает: конспектирование материала по различным темам дисциплин «Предпринимательство на транспорте», «Интермодальные транспортные технологии» и «Международные перевозки» для студентов всех форм обучения; студенты очной формы обучения также пишут рефераты по названным дисциплинам.

Конспект – это сокращенная запись информации; это систематизированная, логически связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки и др.

Конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но факты и доказательства, примеры

ииллюстрации. На страницах конспекта может быть отражено

6

отношение самого конспектирующего к тому материалу, над которым он работает.

Цель составления конспекта – краткое изложение прочитанного материала; приобретение навыков конспектирования материала, развитие умения работать с источниками информации.

Задачи, решаемые в ходе работы над конспектом:

приобретение новых знаний;

логичное, убедительное и доказательное раскрытие темы;

приобретение умения систематизации и анализа материала, формулирования выводов;

приобретение навыков оформления работ подобного рода. Конспекты делят на четыре вида: плановые, текстуальные,

свободные и тематические.

Плановый конспект получают с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта (см. пример 1.1).

Пример 1.1. Текст, его план и конспект

Текст

(Ист.: Бычков, В. П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте: перевозки и автосервис. – М.: Академический Проект; Киров:

Константа, 2009. – 573 с.)

Тема 2. Автомобильный транспорт как объект предпринимательской деятельности

2.1. Особенности транспорта и транспортной продукции как товара

Одной из сфер деятельности, где малое предпринимательство получило существенное развитие, является автомобильный транспорт, выполняющий перевозки грузов и пассажиров.

По характеру деятельности автомобильные перевозки подразделяются на перевозки, выполняемые на коммерческой основе, и на некоммерческие. Коммерческие перевозки выполняются на основе договора, заключаемого между автовладельцем и клиентом. Некоммерческие перевозки – перевозки российскими перевозчиками своих грузов за собственный счет для производственных нужд или своих работников (на автобусах, для перевозок более 9 человек вместе с водителем) на транспортных средствах, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.

Эти особенности транспортной продукции влияют на состав затрат, направляемых на эксплуатацию транспортных средств. Так, например, в составе себестоимости перевозок нет статьи «Сырье», не требуется времени и дополнительных средств, связанных с хранением и реализацией продукции, что облегчает и удешевляет предпринимательскую деятельность в сфере транспортных услуг и имеет порой решающее значение на начальной ее стадии.

Работа транспорта по перемещению грузов создает стоимость, которая присоединяется к стоимости перемещаемого груза. Поэтому в месте потребления грузов (товаров) они становятся дороже на величину транспортных издержек.

План

1.Насколько развито малое предпринимательство на автомобильном транспорте?

2.На какие виды по характеру деятельности делятся автоперевозки?

3.Что является продукцией на транспорте?

4.Каковы единицы измерения транспортной продукции?

5.Каковы особенности транспортной продукции?

Конспект

На автомобильном транспорте малое предпринимательство получило существенное развитие.

Основной вид деятельности на автомобильном транспорте – перевозки грузов и пассажиров. По характеру деятельности автомобильные перевозки делятся на коммерческие (перевозка на основе договора) и некоммерческие (перевозка собственных грузов или работников).

Продукция транспорта – процесс перемещения грузов и пассажиров.

Единицами измерения транспортной продукции на грузовых перевозках являются тонны и тонно-километры; на пассажирских

Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако по прошествии времени с его написания работать с ним трудно, так как не всегда удается восстановить в памяти содержание источника.

Плановый конспект имеет две разновидности:

вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы;

схематический плановый конспект. Отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала.

Текстуальный конспект – конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего. Такого рода конспект – прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Цитирование материала выполняется по определенным правилам (см. пример 1.2). Такой конспект научного произведения поможет определить ложность положений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу. Текстуальный конспект в большинстве случаев – пособие, используемое длительное время.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда – тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Свободный конспект считается наиболее полноценным видом конспекта, если

9

учесть ту пользу, которую извлекают уже из самого процесса составления. Свободный конспект позволяет начать усвоение материала уже на стадии работы над конспектом, развивает способность к логическому мышлению.

Тематический конспект дает ответ на поставленный вопростему. Создавая тематический конспект, автор привлекает личный опыт, наблюдения, разнообразные источники. Специфика этого конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не может отображать полно содержание всех этих источников.

Пример 1.2. Правила цитирования материала в конспекте

[1, c. 114–115]

Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.

Необходимым условием любой научной работы является цитирование. Цитата помогает подтвердить правильность излагаемой мысли, делает конспект весомее, значительнее.

Цитату можно ввести в контекст различными способами: Автор (в частности) пишет: «…».

Автор подчеркивает: «…». Автор указывает: «…». «…, – пишет автор, – …». «…, – отмечает автор, – …».

«…, – подчеркивает автор, – …». «…, – указывается в работе, – …».

«…, – отмечается по этому поводу в работе, – …». «…, – подчеркивается в работе, –…».

«…, указывается в этой связи, – …». Автор делает следующее замечание: «…». Вместе с тем имеется уточнение: «…».

В… указывается: «…».

Вчастности, отмечается (подчеркивается): «…».

Витоге делается такой вывод: «…».

Сделан такой вывод: «…». Он заключает: «…».

В заключение автор пишет: «…».

Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (служить доказательством или подтверждением выдвинутых автором текста положений).

Она должна приводиться в кавычках, точно по тексту, с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме, что и в первоисточнике.

Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием.

При цитировании не допускается объединение в одной цитате

Тематический конспект имеет свои разновидности:

обзорный тематический конспект. В этом случае составляется тематический обзор на определенную тему с использованием одного или чаще нескольких источников;

хронологический конспект. Записи в таком конспекте подчинены хронологической последовательности событий.

Конспектируемый материал связан с темой лекции и, как правило, является ее логическим продолжением. Вопросы, не рассмотренные во время аудиторных занятий, студенты изучают самостоятельно, составляют отчет (в виде конспекта) и в указанные сроки сдают его на проверку преподавателю.

Задания для конспектирования материала по дисциплинам «Предпринимательство на транспорте», «Интермодальные транспортные технологии» и «Международные перевозки» для студентов направления подготовки 190700.62 «Технология транспортных процессов» профиля «Организация перевозок на автомобильном транспорте» и специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт)» приведены в прил. А и Б соответственно.

1.2. Написание и оформление конспекта. Основные критерии оценки

Мы уже говорили о том, что для выделения главной информации из текста его нужно сократить, опустив предложения или части предложений, несущие второстепенную информацию. Можно также изменить структуру предложения, объединить два или несколько предложений в одно. Образец объединения нескольких предложений в одно приведен в примере 1.3.

11

Конспект должен быть выполнен печатным способом и представлен на листах формата А4. Листы конспекта должны быть крепко сброшюрованы. Работа должна иметь титульный лист, включающий содержательный заголовок, сведения об авторе и лице, принявшем работу.

Образец титульного листа конспекта приведен в прил. В. Подробные сведения об оформлении конспекта представлены в

работе [2].

Студент сдает конспект преподавателю на проверку не позднее, чем через неделю после получения задания. Преподаватель ставит оценку («зачтено») либо указывает, что требуется доработка. В том случае, если требуется доработка конспекта в соответствии с замечаниями преподавателя, студент забирает работу и после внесения исправлений сдает на проверку повторно.

Пример 1.3. Образец переработки авторского текста

Текст

(Ист.: Бычков, В. П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте: перевозки и автосервис. – М.: Академический Проект; Киров:

Константа, 2009. – 573 с.)

Важнейшим условием развития предпринимательства являются самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

Конспект

Самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов – важнейшее условие развития предпринимательства; предприниматель самостоятельно решает вопросы хозяйственной деятельности, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

Основные критерии оценки конспекта определены предъявляемыми к нему требованиями. Таковыми критериями являются:

1)качество проработки материала;

2)самостоятельность изложения материала, творческий подход

крассматриваемой теме;

12

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]