Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Abdumanapov_R_A_Kipchaki_v_istorii_kyrgyzov_Bishkek_2015

.pdf
Скачиваний:
14
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
3.99 Mб
Скачать

Самым крупным и многочисленным из них является, безусловно, племенное образование тагай. Оно состоит из таких крупных племен, как багыш, саяк, карачоро, азык, черик, кылжыр, богорстон и койлон. При этом образование кылжырсостоитиздвухкрупныхплемен –сарыбагышибугу. Вобразованиебогорстонвходитплемясолто,авобразование койлон – племя джедигер. Эти племена в свою очередь распадаются на группы родов, как крупных, так и мелких. Племя багыш делится на четыре группы: кутлук-сеит, узунжегте, монгол и байтөбөт. Племя саяк имеет в своем составе восемь основных подразделений: качканак, чонко, түнгатар, кайдулат, шыхмамат, өйдөчекты, тюнтей и боркемик. Племя карачоро или суу мурун делится на три части: балта, багыш и келдике.Племяазыкимеетвсвоемсоставегруппукашкелен, котораяделитсяначетыречасти:козугуна,бычман,байгучук и бөрү. Племя черик распадается на подразделения кудайкул, кудайберди и тайгак. Племя кылжыр состоит из таких подразделений, как бугу и сарыбагыш, при этом предками бугинцев считаются Кылжыр и его сын Орозбакты, от которого и происходят подразделения токочнүкө, асанмырза, мырзакул, карамырза и арыкмырза. Предками сарыбагышей считаются сыновья Кылжыра – Дөөлөс, Чертике и уже упомянутый выше Орозбакты, при этом их именами названы триодноименныеплеменныегруппы.Образованиебогорстон или племя солто распадается на три группы – кунтуу, чаа и култу. Племя джедигер из образования койлон, делится на три части: минг-кытай, асан и үсөн.

В племенное объединение адигине входят двенадцать подразделений: баргы, бочен, бакал, сансыз, бөрү, джору, карабагыш, сарттар, тенгизбай, таздар, мирзаки и конгурат.

Третье племенное подразделение «правого крыла» – монол, как уже писалось выше, берет свое начало от Наалыэже, родной сестры легендарных Тагая и Адигине. При этом

50

в генеалогиях часто называют имя ее мужа — батыра Көкө. Это подразделение делится на шесть частей: карамонол, баймонол, сарымонол, сейитказы, бакы, бөгөнөк. При этом часто в генеалогиях общим предком этих племен называется сын легендарного Монола – Самансур.

Последнее подразделение крыла – монгуш делится на двенадцать частей: сулейкен, улуукатын, эркекашка, көкджатык, сокулук, мангыт, джапалак, жилкельди, джоош, тееке, кодогочун и сарылар.

2.2. Сол канат — «левое крыло» кыргызов

Первопредком «левого крыла» кыргызов – сол канат считается легендарный Кубул или Куу уул. В крыло входят такие племена, как басыз, кытай, мундуз, карабагыш и саруу.

Племя басыз состоит из таких подразделений, как кытай, булекбай, чуют, карагана, онтогар, керки-тамга, клыч-тамга, кудайлят, маметбек и каман. Племя мундуз142 распадается на пять групп: боовек, жарыке, утамыш, дарга и тройма. Племя саруу распадается на такие части, как джаманан, кочпес, боркемык, алачин, кырк-угул, джети-уруу. Племя кушчу или кутчу считает своими предками по нисходящей Жайлыа, Каратала, Берика и Абдылду. Племя кытай делится на такие подразделения, как сарыкытай, каракытай, буудай, байтике и кыйра. Племя карабагыш состоит таких частей: мырзакул, чабасар, абдырахман, алымбек, ажыбай, бошотай, шайбек, мамбеткадыр, назаркул, жаныбек, калматай и мамын.

142 Абдуманапов Р.А. К истокам кыргызского племени "Мундуз" // Современные трансформационныеэкономическиеисоциально-политическиепроцессы:тезисы докл. III Международной научно-практической конференции (23-25 ноября 2011 г.). — Абакан: Ред-изд. сектор ХТИ - филиала СФУ, 2011. — С. 192-194.

51

2.3. Ичкилик — кыргызское отделение «внутренние»

Первопредком ичкиликов или «внутренних» считается некий Салусбек Булгачы, отсюда это отделение часто именуют как булгачы. В состав этого отделения входят такие племена, как кипчак, найман, тейит, бостон, кесек, жоокесек, кангды, нойгут, ават, оргу и төөлөс.

В состав кипчаков входят такие родовые подразделения, как джаманан, омонок, таз, шэрдэн, кармыш, тору айгыр, ахтачи, кожөмшукур (иногда также кожөмүшкүр — Р.А.), джарты-баш, сакоо-кипчак, алтыке, кызыл-аяк и кыдыршаа. Кыргызское племя найман подразделяется на 11 родов: көкнайман, бөө-найман, ходжа-найман, көкө-найман, босторгой, тума-тукум, кара-найман, уркунчи, нарай-найман, ширгоо

ичапкылдык. Племя тейит делится на 9 подразделений: чал-тейит, арык-тейит, кара-тейит, токум-тейит, сары-тейит, уйгур-тейит,чапан-тейитикыдырша.Племенноеобразование бостон подразделяется на такие роды, как караорус, тескей, батмунке, токо, сазан, думар, тельмин, чаманай, мардай, баймат, гядык, балчи, карджавды, бозалабостон, бабачал, сарымбек и жиндөм. В состав племени каңды входят: каракаңды, казыбек, маматюсуп, джумак, нарбота, аджикул, айтемир, каратума, култай, ургы, карасадак, сарыкаңды, чирактамга. В племенную группу жоокесек входят роды: жангылчек, жейдемиш, тельмен, кырк-уруу, турчак, думар. Племя оргу составляют роды: сары, чебөре, байбөре, манак, чаши, чебаче, челекче, иткулы, кокчанак. Кыргызское племя төөлөс или дөөлөс подразделяется на две группы: кош-тамга

иай-тамга,которыераспадаютсянаследующиероды:шорон, герей,муркут,меркит,бүльтурук,качканак,шапандар,дүкүн, буйга. В группу нойгут входят: мауканай, чинатар, тага, карамоюн, таздар, мамаштукум, акназар, чардалай, сакы. Племенное образование кесек состоит из родов: сиберги, карамолдо, алтынчы, бай-кесек, мала, сарысунь, чувалдак,

52

булексары, моджой, кызыл-аяк и эшкара. И группу ават составляют такие роды, как жөй, беглер, алатакы, чолой,

гуджен, уста, токмок.

 

 

 

Таким

образом,

появление кыргызов на Тянь-

Шане, сопровождавшееся процессами

консолидации

и самоорганизации, следует отнести к концу XV –

началу XVI века. В этот период кыргызские племена,

заселившие

новые

земли,

создали

эффективную

военно-административную систему на основе дуальной родоплеменной структуры, оформленной в виде цельной системы родоплеменных подразделений, связанных друг с другом отношениями настоящего и мнимого родства. Особенно стоит подчеркнуть то, что у всех кочевых народов Евразии родоплеменные единицы представляли собой осколки тех или иных этнических образований, народов, составлявших разновременные государства или империи, поэтому социальная организация кыргызов одновременно является отражением их этнического состава и этнической истории. Например, многочисленное племя долоос в составе ичкиликовуходитсвоимипроисхождениемвдревнетюркское время (объединение теле) и имеет аналогичные роды тёлёс в составе алай-кижи и теленгитов Южного Алтая. Род найман в форме «майман» известен в составе южных алтайцев, племя найман является одним из основных казахских племен Среднего Жуза, найманы входят в состав тех же ичкиликов. Следовательно, этносоциальная структура кыргызского общества дает возможности выяснения формирования этнического состава современных кыргызов, но и позволяет выявить их этногенетические связи с другими народами Евразии, реконструировать фазы их этногенеза.

53

II. КИПЧАКСКИЙ КОМПОНЕНТ В РОДОПЛЕМЕННОЙ СТРУКТУРЕ КЫРГЫЗОВ

1. Кипчакский компонент в родоплеменной структуре кыргызов

Родоплеменная структура кыргызов, как было показано выше, является достаточно информативным источником, позволяющим определить степень и характер участия тех или иных средневековых этнических групп в этногенезе кыргызского народа. Сложная, но в то же время довольно устойчивая, иерархическая родоплеменная структура, безусловно, отражает в себе те или иные этапы становления и развития этноса. Именно поэтому выявление кипчакских родоплеменных элементов в структуре кыргызов позволяет выявить ряд важных моментов, связанных с процессами их этногенеза и этнической истории.

1.1. Кыргызское родоплеменное подразделение кипчак

Определение кипчакских компонентов в родоплеменной системе кыргызов необходимо начать, безусловно, с собственно кыргызского племенного подразделения кипчак. Согласно данным Я.Р. Винникова, в состав кыргызкипчаков (именно так часто именуются представители кыргызского племени кипчак – Р.А.) входят следующие основные подразделения – тору-айгыр, ходжошукур (иногда произносится как кожөмшүкүр - Р.А.), омонок, джаманан, кармыш, ширден, ахтачи, джартыбаш, таз-кипчак, алтыке и кызыл-аяк. Они компактными группами проживают в ряде местностей Кыргызстана – большое их количество сконцентрировано в северо-восточной части Баткенской области, также на территории селений Джийде, Чокатёбё, Бекабад и Ырыс Сузакского района Жалалабатской области

54

Кыргызстана.Компактнымигруппамионипроживаюттакже

вселениях Джекенды, Чолок, Карамык, Батманкуль, Шве, в долинахКульдуксуиБеркесуЧоң-АлайскогорайонаОшской области. Кроме того, кыргыз-кипчаки составляют до трети населения некоторых населенных пунктов Куршабского, Карасуйского районов Ошской области, Сузакского и БазарКурганского районов Жалалабатской области, Чаткальского района Таласской области. Кыргыз-кипчаки живут также

внекоторых приграничных с Кыргызстаном районах Узбекистана143.Онисоставляютбольшинствосредикыргызов Кашгарского оазиса в Синьцзян-уйгурском автономном районе Китайской народной республики144. Известно то, что небольшая часть кыргыз-кипчаков освоила районы Памира и земли Ваханской долины в Афганистане. Есть сведения, что еще в начале XX в. некоторые малочисленные группы кыргыз-кипчаков проживали далеко на востоке – в горах Куэнь-Луня145.

Вследствие того, что кипчаки играли существенную роль в истории кыргызов уже на самых ранних ее этапах, определение исторического генезиса кыргызских кипчаков, их удельного веса в составе этноса позволяют определить узловые моменты и в проблеме происхождения кыргызов.

Самое первое по времени упоминание кипчаков и кыргызов мы встречаем в китайских исторических записках «Ши Цзи», написанных летописцем Сыма Цянем в III в. до н.э., при описании завоеваний шаньюя кочевых хунну Модэ или Маодуня: «Позднее, когда (Маодунь) покорил на севере владения хуньюев, цюйшэ, динлинов, гэгуней и синьли, все

143Винников Я.Р. Родо-племенной состав и расселение киргизов на территории Южной Киргизии // Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции.

– М.: Наука, 1956. – Т.1. – С. 159-160.

144Абрамзон С.М. Киргизы КНР // Изв. АН Киргизской ССР. – Фрунзе, 1961. – Т.

3.– Вып. 2. – Серия общественных наук. – С. 122.

145Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи.

– Фрунзе: Кыргызстан, 1990. – С. 33.

55

знатныелюдиисановникисюннуподчинились(ему)истали считать шаньюя Маодуня мудрым»146. Этот факт впервые был отмечен Б.А. Карлгреном147, потом активно поддержан А.Н. Бернштамом – этноним цюйшэ в старокитайском произношении должен был звучать как кыйчак (кыбчак)148. Стоит отметить, что название народа кюеше или цюйше, наряду с древним названием енисейских кыркызов – гэгу, встречается также в китайских летописях, описывающих поход западнотюркского кагана Дулу-хана в 641 году против племен, не вошедших в состав союзных племен дулу и нушиби149.

ИсследовательД.Г.Савинов,проанализировавуказанные сведения китайских источников, пришел к выводу, что «направление похода Модэ из Монголии на северо-запад и Дулу-хана из Семиречья на восток представляют собой как бы два луча, место пересечения которых показывает область, где по соседству жили енисейские кыргызы и кипчаки – южные лесостепные районы Западной Сибири»150. Данная реконструкция не единственная, например, Н.А. Аристов предполагал, что «…в куче или кюеше можно, по-моему, видеть кущи, кущу или кучук, ныне кость у кара-кыргызов…

146Материалы по истории сюнну: По китайским источникам /Предисловие, перевод с китайского и примечания В.С. Таскина. – М.: Наука, 1968. – Вып. 1. – С.

147Karlgrenn B. Analytic dictionary of Chinese and Sinno-Japanese. – Paris, 1923. – Цит. по: Савинов Д.Г. Об основных этапах развития этнокультурной общности кипчаков на юге западной Сибири // История, археология и этнография Сибири.

– Томск: Изд-во ТГУ, 1979. – С. 54.

148Бернштам А.Н. Древнейшие тюркские элементы в этногенезе Средней Азии // Советскаяэтнография.–М.-Л.:Изд-воАНСССР,1947.–№6-7.–С.154;Берштам А.Н. Очерк истории гуннов. – Л: Изд-во ЛГУ, 1951. – С. 239.

149Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. – Л.: Издательство ученого комитета МНР, 1926. – Т.2. – С. 259.

150СавиновД.Г.Обосновныхэтапахразвитияэтнокультурнойобщностикипчаков на юге западной Сибири // История, археология и этнография Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ, 1979. – С. 55.

56

»151 – т.е. современное кыргызское племя кушчу. Не приняли соотношение цюйше/кыбчак Ю.А. Зуев152, Ю.С. Худяков153 и С.Г.Кляшторный154.Последнийавторвыдвинулсвоютеорию происхождения кипчаков, сопоставив их с упоминаемым в китайских летописях и древнетюркских рунических надписях народом сйеяньто/сир155. Эта гипотеза основана на реконструкции словосочетания «turk |[qy] bcaq|» - «тюрккипчак» из «Селенгинского камня» – уйгурской рунической надписи в честь кагана Моян-чура156. Справедливости ради отметим, что в своей более ранней работе С.Г. Кляшторный полностью отрицал такое прочтение этого словосочетания из-за плохого состояния подвергнувшихся эрозии знаков надписи157. Одно из последних прочтений этой надписи японскимиисследователямипоказало,чтоэтословосочетание следует читать как «каганы тюрков»158. С ними соглашается

151Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. – СПб, 1896. – Вып. 3-4. – С. 322.

152Зуев Ю.А. Древнетюркские генеалогические предания как источник по ранней истории тюрков: Дис. канд. ист. наук. Алма-ата, 1967. – Цит. по: Ахинджанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. – Алматы: Гылым, 1995. – 164-165.

153Худяков Ю.С. О происхождении культуры средневековых кыпчаков // Древности Алтая. – Горно-Алтайск, 2004. – № 12. – С. 140.

154Автор опирается на консультации академика Яхонтова – Кляшторный С.Г. Кипчаки в рунических памятниках // Turcologica. К восьмидесятилетию академика А.Н. Кононова. – Л.: Наука, 1986. – С. 162.

155Кляшторный С.Г. Кипчаки в рунических памятниках // Turcologica. К восьмидесятилетию академика А.Н. Кононова. – Л.: Наука, 1986. – С. 153-164.

156Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии.

– М.-Л.: Издательство АН СССР, 1959. – С. 50.

157Кляшторный С.Г. Надпись уйгурского Бёгю-кагана в северо-западной Монголии // Центральная Азия, новые памятники письменности и искусства. – М.: Наука, 1987. – С. 28.

158Provisional Report of Researches on Historical Sites and Inscriptions in Mongolia from 1996 to 1998 / Ed. By P. Moriyasu, A. Ochir. – Osaka: The Society of Eurasian Studies, 1999. – P. 178, 182-183. Данная часть надписи в интерпретации японских исследователей звучит как: «Я слышал, что каганы тюрюков занимали престол (или «правили») ровно пятьдесят лет. На двадцать шестом году моей жизни некто (или «один») ..л (окончание прошедшего времени) мирно в страну тюрюков».

57

американский востоковед Питер Голден, считающий, что любая, основанная на данной надписи реконструкция ранней истории кипчаков, остается конъюнктурной, и пользоваться ей нужно осторожно159. Тем не менее, в интервью для исторического сайта www.kyrgyz.ru, которое автор настоящей монографии взял у С.Г. Кляшторного, последний подверг критике прочтение Такео Мориясу из-за нескольких необоснованных, по его мнению, допущений160.

Следующим по времени упоминанием народа кипчак под именем хэ-би-си считается приводимая китайским исследователем Цэнь Чжуньмянем цитата из 99 главы китайской летописи «Бейши», датируемой 30-50 годами VII века. В ней приводится перечень племен объединения телэ, кочевавших на просторах к западу от Алтая: «На север от государства Кан, по реке Адэ, живут хэдэ, хэцзэ, боху, бичань, чжуйхай, хэбиси, хэцо, суба, емо, хэда. Все они в количественном отношении составляют три тумена… »161. Однако повторное прочтение сочинения «Бейши», произведенное по нашей просьбе специалистом по древним китайским текстам Игорем Сабировым, не выявило этого списка племен. По предположению Игоря Сабирова, в тексте Цэнь Чжуньманя могла закрасться ошибка, тем более что такой список кочевых племен встречается в рукописи

159Письменная консультация профессора Рутгерского университета (США)

Питера Голдена (Peter B. Golden, Pofessor of History Rutgers University, Dept. of History), автора целого ряда работ по истории кочевых объединений, см. Golden P.B.The Peoples of the South Russian Steppes //The Cambridge History of Early Inner Asia. From Earliest Times to the Rise of the Mongols. – Cambridge, 1990.

160С.Г.Кляшторный.Ориентироватьсянадонапрофессиональнуюинтерпретацию и знаение источников, на строгость аргументации исследователя, иного не дано // http://www.kyrgyz.ru/?page=276

161Цэнь Чжуньмянь. Туцзюе цзиши (Сводная история тюрков). Пекин, 1958. Т. 1. С. 678. – цит. по: Ахинджанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы, 1995. С. 65.

58

«Суйшу», написанной Вэй Чженом с помощниками в 629630 гг., т.е. практически в то же время, что и «Бейши»162.

В этой связи следует отметить, что сочинение «Суйшу» является очень важным источником по истории евразийских степей VII века. Во-первых, в нем подчеркивается прямая связь между объединениями телэ163 и сюнну – «предки телэ принадлежали сюнну»164. Во-вторых, наиболее интересным для истории кипчаков представляется следующий отрывок «Суйшу»: «... на севере от Хорезма и до Волги живут...

Хэбиси... и другие. У них 30 000 сильного войска...». Тем самым «Суйшу» фиксирует кочевья хэбиси, т.е. кипчаков в степяхксеверуотХорезмавплотьдоВолгиужевVIIвеке.Если ранее предполагалось то, что кипчаки начали продвигаться от Иртыша на запад в X-XI веках, во времена распада Кимакского каганата, однако теперь стоит пересмотреть хронологические рамки расселения кипчакских племен в степях современного Казахстана.

Локализация кипчаков в степях от Иртыша до Волги подтверждается и позднейшими арабо-персидскими историческимиисточниками.Известныйарабскийлетописец, начальник почты и государственного осведомления одной из провинций арабского халифата, ибн-Хордадбех в своем административно-географическом справочнике «Китаб ал масаликвал-мамалик»(«Книгапутейигосударств»),опираясь на свидетельства переводчика Саллама, побывавшего в землях токуз-огузов в 20-х гг. IX века, приводит следующий списокплемен:«Странатюрок:тогузогузы–ихобластьсамая большая… они граничат с Китаем, Тибетом и карлуками. Затем кимаки, гузы, джигиры, печенеги, тюргеши, азгиши,

162Письменная консультация филолога-китаиста Игоря Сабирова. Пользуясь случаем хочу выразить свою признательность Игорю за оказанные консультации.

163Телэ–группародственныхтюркоязычныхплемен,именовавшихсявкитайских источниках термином «гаогюй» - «высокие повозки».

164Здесь и далее приводятся цитаты сочинения «Суйшу» в переводе И. Сабирова.

59