МОСКОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ (МТУСИ)
ДОКЛАД
по истории
на тему: «Власть, общество, человек: проблема взаимоотношений в пост-
советской России»
Выполнил Кудаков А. В. группа № 2257
МОСКВА
2023
Введение
В современных условиях важно консолидироваться вокруг такого приори |
- |
тета, как взаимодействие личности, общества и государства, поскольку от сте |
- |
пени реализации данного приоритета во многом зависит социальное устрой |
- |
ство, состояние правовой организации общественной жизни. |
|
В современном обществе государственная власть, если ее взять в отрыве |
|
от негосударственных политических структур и организаций, не способна пол |
- |
ноценно осуществлять те функции, которые возлагаются на нее обществом. По -
этому развитие взаимодействия гражданского общества и государства в совре |
- |
менной России предопределяется развитием, как самого гражданского обще |
- |
ства, так и тех его структур и институтов, которые обеспечивают политическое |
|
и функциональное представительство в политическом процессе. В настоящее |
|
время это взаимодействие представляет собой сложный и противоречивый про - цесс формирования и развития, как гражданского общества, так и государ - ственных структур. Следует подчеркнуть, что проблема взаимодействия лично - сти, общества и государства является многогранной, многоаспектной по своему
характеру. Одним из таких аспектов выступает согласование личных, обще |
- |
ственных и государственных интересов. Согласование или гармонизация инте |
- |
ресов личности, общества и государства — это социально-правовой приоритет, |
|
ориентированный на формирование государственно-правовой модели. В совре - менных условиях следует говорить не о приоритете какого-либо из видов инте - ресов, а об обеспечении их баланса. Только их гармоничное единство позволит осуществлять приоритетные направления общественного, правового и государ -
ственного развития. Как полагает Г.Л. Кертман, на исходе ХХ в. «институцио |
- |
нальный дизайн» российской политики и государственности подвергся тоталь |
- |
ной модернизации. |
|
В последние годы многие независимые эксперты самых разных политиче |
- |
ских взглядов высказывали оценочные суждения о довольно низком уровне |
|
правосознания у среднестатистического российского гражданина. Признание |
|
этих оценок обнаруживается и в указе президента Российской Федерации «Об |
|
основах государственной политики в сфере развития правовой грамотности и |
|
правосознания граждан», где речь идет о необходимости формирования у граж - дан высокой правовой культуры. Смысл этого объемного документа сводится к тому, что в России следует внедрить принцип взаимоотношений граждан между
собой и с государством на основе права, а не личных отношений, то есть мак |
- |
симально возможно приблизить общественные взаимосвязи к западным моде |
- |
лям. По сути, это проект переустройства российского общества в контексте его |
|
политической модернизации. При этом в качестве основы предлагается вариант общественного договора, при котором государство обеспечивает гражданам ра - венство перед законом и защиту их прав, а граждане, в свою очередь, законопо - слушны, решают вопросы не взятками и другими нелегитимными способами, а через правовые механизмы.
Развал СССР
События рубежа 1980—1990-х гг., связанные с крахом коммунистической |
|
системы, не только перевернули весь ход послевоенной истории, но стали од |
- |
ним из серьезных интеллектуальных вызовов конца 20 века. Это значит, что |
|
вслед за крушением коммунистических режимов в СССР и Восточной Европе, |
|
пришли в хаос не только привычные геополитические контуры, но и пути по |
- |
знания посткоммунистических обществ. Потребовалось заново решать не толь -
ко практические задачи, связанные с трансформацией посткоммунистических |
|
обществ, но и теоретическую проблему объяснения этой трансформации. В ре |
- |
зультате политической трансформации 1990-х годов в стране сложились несо |
- |
вершенные, не всегда эффективно действующие, но все же функционально кон -
структивные элементы гражданского общества: реальностью стали политиче |
- |
ский и идеологический плюрализм, многопартийность, свобода мысли и слова, |
|
свобода деятельности общественных объединений; право на получение, пере |
- |
дачу и распространение информации. Ценности и принципы гражданского об |
- |
щества постепенно проникали в общество и сознание образованных слоев на |
- |
селения. Переживаемый российским обществом кризис является, в первую оче -
редь, кризисом субъектности, во многом обусловленным процессом «запазды |
- |
вающей» или «догоняющей» модернизации 1990-х годов. В результате неорга |
- |
ничности процессов модернизации внутренний социально-культурный кон |
- |
фликт между группами, ориентированными на идеологию догоняющей модер |
- |
низации, и группами, предпочитающими традиционалистские ценности, на ка |
- |
ком-то этапе стал доминировать над осознанием исторической общности. |
|
Обратная связь
Достаточно много в современном обществе уделяют внимания диалогу ор - ганов исполнительной власти и гражданского общества, однако при анализе та - кого взаимодействия с органами судебной власти о диалоге, на наш взгляд, го - ворить не совсем уместно в силу принципов законности и независимости судей, однако это не должно исключать возможность общественного контроля. Откры - тость органов правосудия реализуется посредством принципа гласности, кото - рый многогранен и включает возможность обеспечения доступа к заседаниям органов судебной власти, присутствие СМИ на судебных процессах, открытое провозглашение судебных решений, даже при закрытом судебном заседании. В современное же время появилась еще одна грань выражения открытости судов
— обнародование судебных актов посредством размещения сведений о находя - щихся в суде делах и текстов самих судебных актов в информационно-телеком -
муникационной сети Интернет, например, на официальном сайте суда общей |
|
юрисдикции. Тем самым обеспечивается реальная возможность доступа к су |
- |
дебным актам даже тех лиц, кто никакого отношения (личного интереса, госу |
- |
дарственного либо профессионального и т.д.) к рассматриваемым делам и спо |
- |
рам не имеет. Так совершенно посторонний человек может проследить за дви - жением дела от стадии к стадии, оценить со своей точки зрения справедливость и законность вынесенного решения, привлечь к любому судебному акту внима -
ние общественности, что позволит в полной мере реализовать гарантии граж |
- |
дан Российской Федерации в информационной доступности судов. |
|
Опубликование отдельных судебных актов (выборочно) практиковалось и |
|
ранее, но обнародование всех судебных актов, да еще и гарантированное зако |
- |
нодательством — это важное нововведение для нашего государства. |
|
Недостатком современного огромного массива законодательства является |
|
наличие большого количества дефектных актов, достаточное количество кото |
- |
рых признается в судебном порядке недействующими, это в первую очередь |
|
должно доводиться до общественности. В настоящее время появилась возмож |
- |
ность сравнивать правоприменительную практику регионов, доступны решения районных судов, которые позволяют проводить сравнения, например, тех реше - ний, где есть оценочные понятия либо открытые перечни (моральный вред, не - исчерпывающий перечень источников повышенной опасности).
Ассиметрия федеративного устройства
В последнее время вопросы симметрии и асимметрии в федеративном |
|
устройстве государства привлекают особе внимание ученых-конституционали |
- |
стов. В юриспруденции появился термин «асимметричный федерализм», озна |
- |
чающий федеративные отношения, основанные на неравенстве единиц состав |
- |
ляющих федерацию в политических, административных, финансовых и иных |
|
сферах, и допускающие вариативность во взаимоотношениях субъектов Феде |
- |
рации с федеральным центром. Появление интереса к проблемам федеративной
асимметрии, во многом, обусловило осознание значимости этих вопросов в го |
- |
сударственном строительстве, а также в той роли, которую они играют в разви |
- |
тии государства. На протяжении значительного периода времени вопросам |
|
асимметрии федеративного устройства государств не уделялось должного вни |
- |
мания. Подобное упущение было обусловлено тем, что в классических симмет - ричных федерация, таких как США, Австралия, Швейцария субъекты были на -
делены равным конституционно-правовым статусом, а также равным объемом |
|
полномочий, в связи с чем, исследователи федерализма полагали, что симмет |
- |
рия федеративного устройства является нормой для таких государств. Однако с |
|
начала 90-х годов XX века элементы асимметрии стали активно внедряться в |
|
федеративную практику различных государств (Бельгия, Канада, Индия и дру |
- |
гие), что привело к увеличению количества асимметричных государств и, как |
|
следствие, повышению исследовательского интереса к данной теме. В связи с |
|
этим необходимо отметить позицию Ч.Д. Тарлтона, который предлагает обра |
- |
тить внимание не на формализованные федеральной Конституцией отношения, |
|
а на региональное разнообразие и многообразие каналов, при помощи которых |
|
каждый член Федерации взаимодействует с центральной властью и с другими |
|
субъектами. В этом случае легко обнаружить, что политические, экономиче |
- |
ские, социальные, культурные и иные особенности субъектов Федерации, суще -
ственно отличавшие их друг от друга, способствуют возникновению асиммет |
- |
ричных отношений внутри федеративной системы. При этом весьма характер |
- |
но, что, по мнению Ч.Д. Тарлтона, асимметрия составных единиц в федератив |
- |
ном устройстве государства «имеет некие характерные особенности», которые |
|
выделяют их из однородной массы субъектов. Говоря об асимметрии федера |
- |
тивного устройства России следует отметить, что, несмотря на, казалось бы, |
|
видимые признаки неравноправия субъектов Российской Федерации, многие ав-
торы не согласны с выводом о наличии в территориальном устройстве России |
|
каких-либо элементов асимметрии. В частности А.Ф. Зуйкова отмечает, что |
|
Конституция РФ закрепляет положение, согласно которому Россия — это кон |
- |
ституционная симметричная Федерация, состоящая из 83 юридически равно |
- |
правных субъектов, образованная по общегражданскому территориальному |
|
принципу, но со значительной этнической составляющей. Данной точки зрения |
|
соответствует позиция А.А. Ливеровского, согласно которой Конституция РФ |
|
определяет Россию как симметричную федерацию, для которой характерна |
|
«неформальная» асимметрия, выражающаяся в реальных социально-экономи |
- |
ческих и иных обстоятельствах. С учетом изложенного видно, что асимметрич - ный характер федеративного устройства России разделяют не все ученые. В це -
лях разрешения данного противоречия необходимо определиться, что следует |
|
считать симметричной, а что асимметричной федерациями. Если придержи |
- |
ваться точки зрения, согласно которой симметрия Федерации выражает суть та - кой формы государственного устройства, при которой входящие в ее состав субъекты имеют равноправный конституционно-правовой статус, а историче - ские, географические, социальные, культурные и иные особенности субъектов не принимаются во внимание, то Российскую Федерацию, безусловно, следует признать симметричной федерацией. Вместе с тем, если придерживаться точки зрения, согласно которой в расчет принимается фактическое положение субъек -
тов Федерации, объем их полномочий, исторические условия становления и |
|
развития, то различия субъектов Российской Федерации будет на лицо. С уче |
- |
том этого, Россию необходимо рассматривать как асимметричную федерацию, |
|
тем более что данный вывод нашел свое подтверждение в практике Конститу |
- |
ционного Суда Российской Федерации (далее — Конституционный Суд), уде |
- |
лявшего большое внимание принципу равноправия субъектов Федерации. В |
|
частности, в постановлении от 15 июля 1996 года № 16-П «По делу о проверке |
|
конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской |
|
Федерации «О дорожных фондах» Конституционный Суд сформулировал пра |
- |
вовую позицию, согласно которой конституционный принцип равноправия |
|
субъектов Российской Федерации выражается, в частности, в единообразии |
|
конституционного подхода к распределению предметов ведения и полномочий |
|
между Российской Федерацией и ее субъектами и диктует установление феде |
- |
ральным законодателем единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами Федерации. При этом в этом же постановлении Конституционный Суд провел достаточно четкое различие меж - ду понятиями «равенство» и «равноправие». Так, по мнению Конституционного