Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
15.05.2015
Размер:
57.74 Кб
Скачать
  1. Мировоззрение - это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:

  2. - обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);

  3. - рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», использует понятия, категории, теории, концепции). Мировоззренческая функция

Методологическая функция

Гносеологическая –

Роль критической функции.

Аксиологическая функция

Социальная функция

Воспитательно-гуманитарная

Прогностическая функция .

Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Впервые термин употребил Пифагор.

  1. Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.Плюаризм- позиция, в соответствии с которой имеется не одна (монизм), не две (дуализм), но много сущностей, субстанций, существований и т.п. Термин "П." введен X. Вольфом. П. являлись, напр., учение о четырех элементах - воздухе, земле, огне и воде, - из которых слагается все существующее; иерархия монад Г.В. Лейбница; философия У. Джеймса; философия жизни; неотомизм и др.

  2. Основные концепции генезиса (происхождения) философии:

- мифогенная (из осмысления мифов);

- гносеогенная (из обобщение результатов познания);

- гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).

6. Краткая характеристика этапов древнегреческой философии:

Досократический период (7-5 вв. до н.э.) - объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Классический период (сократический) - (середина -конец 4 в. до н.э.) - время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса):. Отличительные черты:

философы сократического периода меньше внимания уделяли поику первоначала;

допускали участие богов и идей в создании природы и космоса;

выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон - автор учения о “чистых идеях”, предшествовавших реальному миру);положили начало спору между материализмом и идеализмом;проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательному;внесли вклад в развитие логики вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

7. Софистика:

- открывает новый период – рационалистический!

- Главная цель спора – не истина, а победа в споре. Появилась в связи с

развитием риторики (ораторского иск-ва), где важным было не только

красиво говорить, а умение убедить.

- Протагор: человек есть мера всех вещей. Главное св-во материи –

изменчивость – распространяется и на человека. Все существует только в

относительности к другому, просто так – ничто (принцип релятивизма).

Всякая вещь состоит из противоречивостей.

- Горгий: Бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно

было бы познать.

- У софистов также соц-политич вопросы: считали важнейшими законы природы.

Каждый человек вправе считать добром то что хочет. Проблема человека.

СОКРАТ.

- человек – нравственное существо, познающее само себя. Душа – самое

главное, так как в ней происходит познание. Материальный мир познать

невозможно, но душу можно! Познать себя значит найти общие для всех людей

нравственные качества. Для роста души необходима добродетель. Счастье =

добродетель, зло = незнание добра.

- Метод субъективной диалектики, цель которого – установить истину. Истина

– знание, получаемое в результате диалога, беседы ( в противовес

софистам!)

- Использовал метод индукции (выведение общего из частного).

8 Древнегреческая философия. Платон.

- Мир состоит из мира теней, вещей и мира идей. Мир теней вторичен по

отношению к миру идей, нах в постоянном движении. Мир идей первичен,

вечен и постоянен.

- Материальный мир создан из хаоса, бесформенного движения творцом –

Демиургом по идеальным образцам – идеям. Космос – шар, где есть планеты и

звезды, приводимые в движение душой.

- Человек также состоит из мира теней = его тело и мира идей = душа.

Человек наделен бессмертной сотворенной Богом душой. Душа является

основой разумности, дает возм-ть познавать окруж мир. Человек имеет

врожденные идеи, он открывает мир как бы припоминая их.

- Чтобы познать вещь во всех ее проявлениях, надо узнать смысл вещи, то

есть умом созерцать идеи. Идея – не чувственный объект. Знание=смысл!!

- Из определения души вытекает концепция идеального государства Платона.

Душа 3х типов: разумное (соответствует господству, то есть мудрецы,

философы), яростное (защита то есть войны), неразумное (повиновение, то

есть крестьяне, просто жители).

- Гармоничное общество – результат осознания и исполнения каждым из слоев

своего предназначения, то есть в итоге каждый человек должен осознавать

свои обязанности и права. Платон отрицал такие виды гос-ва как тирания,

олигархия.

9 Аристотель.

- бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен,

«МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна –

выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмета. Форма + материя

вместе!! (а у Платона??)

- у всего живого есть душа. Душа бывает 3х типов: растительная (рост,

питание, размножение), животная (то же + ощущения), человеческая (все то

же + разум). Душа дает смысл и направленность жизни.

- Познание. Познание формы, то есть сути! С помощью чувствительных

ощущений. Хоть они дают лишь знание единичного, но в них потенциально

содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия и

логика. Создал учение о логике: там - осн логич законы, суждение,

умозаключение, определение, док-во…

- Государство отождествлял с обществом. У него есть несущественная часть

(все люди) и существенная (воины, правители). Признавал необходимость

сохранения рабства. Монархия - хорошо.

11Средневековая философия.

Главное – БОГ!!! Вера, церковь.

Ранние:

Филон.

- жил на рубеже эр

- разработал учение о логосе, который есть то высшая идея, то верховный

архангел

- иудейские законы – это законы природы и они имеют значение для всех

- человек – интеллектуальное существо, которое связано с телом,

разрывающимся между алчностью и отвращением.

- Цель – следовать логосу и уподобиться Богу посредством экстаза.

Ориген.

- критиковал Цельса. Цельс говорил, что христианское учение не оригинально,

Бог не приблизиться к человеку, если не испортится, применение христ

учения на практике опасно для государства.

- Христос у Оригена не избавитель, а образец.

- Святой дух - посредник между Христом и миром.

Восточное направление:

Ареопагит рассуждал о связь христианства с язычеством.

Григорий.

- поддерживал учение о тождественности Бога-отца с Христом и Святым Духом.

- Примыкал к Каппадокийскому кружку, в котором занимались не фрагментарной

философией, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское

умозрение.

- Искал адекватное описание христ концепции ступеней познания Бога в

философских терминах.

Западное направление.

Августин.

- учение о предопределении

- человеческую историю видел в борьбе двух царств: земного (светского) и

божьего. Божье царство на Земле – Римская католическая церковь.

- При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех

вещей.

- Самодостоверность человеческого сознания.

Фома Аквинский.

- связал христ вероучение с философией Аристотеля: душа создана Богом, она

бессмертна, приобретает знания с помощью чувств восприятия.

- Мироздание в качестве иерархий построено Богом.

- Граница между разумом и верой: разум лишь дает обоснование тому что мы

знаем по вере.

Вильгельм Оккам.

- весь мир состоит из единичных сущностей, а все познание сводится к внутр

и внеш опыту.

- В Бога надо верить!

- Истина философская и истина теологическая не одно и тоже!

14. Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт..

16-17 века.

Бэкон.

- материалист, говорил о многоообразности формы материи, выделял 19 видов

ее движения.

- Считал главным познать природу, завоевать ее, тогда чел-к приобретет

силу.

- Достоверному познанию мешают 4 идола. Идолы пещеры – помеха в том, что

каждый человек воспринимает вещи по-своему, поэтому истина у всех может

быть различной. Идолы рода – их суть в ограниченности многих людей. Идолы

рынка – суть в том, что разные люди, употребляя одинаковые слова,

вкладывают в них различный смысл, след-но опять расхождение. Идолы театра

– в том что многие видят нереалистичную картину мира.

- Теория двойственности истины. Бог = вера, природа и наука = знание.

Схоластика.

- Широко применял метод индукции – от частного к общему. Схема познания

явления:

1. наблюдение фактов

2. их систематизация и классификация

3. отсечение ненужных фактов

4. проверка

5. обобщение

- Бэкон был эмпириком. Говорил, что первично чувственное познание. Все

знания основываются на опыте!

Декарт.

- придерживался дуалистических взглядов – материалист или идеалист???

- Говорил, что есть 2 самостоятельных начала – духовное и материальное.

Человек – соединение духовного и материального, как бы из двух субстанций

(субстанция – вещь, которая в своем развитии нуждается лишь в самой

себе).

- В философии Декарта исходный пункт – мышление, но в его физических трудах

– исключительно материя! Он наделял ее механистическими свойствами

(объем, вес и т д).

- Теория познания – рационалистическая. Нет необходимости в чувственном

познании. Разум – единственный источник знаний. «Я мыслю, значит я

существую.»

- О Боге: Бог существует, так как мы знаем о нем. Сам человек не мог

придумать историю о Боге.

- Метод дедукции

15.Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики Беркли и Юм.

Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна

бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное)

находятся в зависимости от Бога. Поэтому Спиноза говорил:

- Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог – причина самого

себя. Бог – бесконечная, безличная сущность.

- Мышление и протяжение (как бы материальная часть) – атрибуты субстанции,

а единичные вещи – модусы субстанции.

- Параллелизм матер и дух субстанций– было уже у Декарта. «Модусы атрибута

протяжения развиваются как и все модусы в сфере мышления» - то есть есть

некая зависимость между тем что происходит с телом и душой, но все же они

не совмещаются.

Лейбниц.

- все вещи – субстанции, называл их монадами. Бог – первомонада.

- Все монады самодостаточны, находятся в гармонии со всеми другими

монадами. След-но вселенная гармонична, подчеркивал значительность

индивидуального во вселенной, количественное и качественное многообразие

вселенной.

Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы –

одна единственная - Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это субстанции.

Критики концепции субстанции. Беркли говорил, что мозг может образовывать

общую идею вещи, но не материи. Отвергнул материю, есть только духовное

вещество, которое делится на 2 категории – идеи и души. Идеи пассивны и

находятся внутри душ, души же активны. Юм говорил, что субстанция – это

лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой

воображения. Восприятие через ощущения! Чувственные образы памяти,

впечатления внутри. Критиковал церковь, говорил что религия возникла из-за

чеорвеческого страха.

16,

XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

18, Главное, стрежневое направление - сочетание двух исключающих друг друга мировоззренческих ориентаций, мировоззренческий рационализм и приверженность к идеализму. В конечном счете - ориентация на мировоззренческие позиции, смыкание с религиозной верой. В рамках ориентации на разум творцы немецкой классической философии осуществили грандиозный прорыв в разработке диалектики. Дает мировоззренческому рационализму метод решения проблем на базе рационализма. Разрабатывается это все в рамках идеалистических учений, смыкающихся с религиозными воззрениями.

19, Фихте считает, что воображаемое сознанием событие и реально существующее – это одинаково реальные события. Воспринимая предмет или задумавшись о прошедшем, человек забывает себя – отсюда определение действительности: то, что отрывает человека от самого себя. Получается два ряда действительности: одна создает сама себя (реальность), другая возникает в результате творческого акта сознания. Особое место в концепции Фихте занимает искусство, художественная деятельность. Согласно мыслителю, наука развивает разум, мораль – сердце, а искусство – всего человека. И если философ достигает высших потенций духа сознательной работой собственной мысли, то художник находится на их вершинах совершенно бессознательно. Точка зрения Фихте послужила обоснованием романтической концепции творческой субъективности художника, наделенного даром претворять хаос в космос, организовывать, формировать действительность, а, следовательно, пристрастия, вкусы, идеалы большинства.

21, Антропологизм Фейербаха не следует трактовать как своеобразный биологизм: он нигде не сводит человека к животному. Более того, Фейербах постоянно подчеркивает духовную сущность человека. Он, например, пишет: «Человек, совершенный, настоящий, только тот, кто обладает эстетическим или художественным, религиозным или моральным, а также философским или научным смыслом»[11]. Но эта духовная сущность человека выступает как данная. Фейербах не исследует чувственно-предметную деятельность человека, в процессе которой происходит самосотворение социокультурной родовой сущности человека. Чувственно-предметную деятельность как практическую деятельность Фейербах видит исключительно в ее отчужденной форме, навязанной ему извне. Поэтому, скажем, труд не оказывается выражением сущностной силы человека, а скорее необходимой данью, которую человек должен платить за свое природное происхождение.

22, Одним из крупнейших направлений философской мысли XIX в. и особенно XX столетия явился марксизм. Возникновением марксизма являются социально-политические, естественно - научные, теоретические предпосылкиМарксистская диалектика включает в себя:

Представление о мире как целостной системе.

Учение о связях и отношениях между частями мира как целого.

Проблему развития мира в целом и его частей.

23, Согласно закону трех стадий, человеческое познание прошло три ступени развития:

1) теологическую (религиозную);

2) метафизическую, или отрицательно разумную;

3) позитивную, или положительно разумную. Позитивизм прошел три главные стадии развития:

Задача прагматизма — создание философской системы, основанной на понимании практического действия (а не теоретических рассуждений) как главной формы жизнедеятельности человека. Прагматизм не исследует, как устроен окружающий мир, а старается определить, как человеку наилучшим способом устроиться в нем. Философия объясняет человеческие действия и должна разрабатывать общие методы для решения практических задач, возникающих в разнообразных жизненных ситуациях. К иррационализму обычно причисляют волюнтаризм, философию жизни, феноменологию, психоанализ, экзистенциализм и другие направления западной философии, весьма многочисленные.

24, Экзистенциализм

(философия существования) — иррационалистическое направление в совр. зап. философии, возникшее в 20 в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам человека сегодняшнего дня, пользовавшееся большим влиянием в 40—60-е гг. ФРЕЙДИЗМ

общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологич. учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Ф. как социальную и филос.-антропологич. доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессоя-нат. психич. процессов, принципам которого Ф. придаёт универс. значение, что приводит его к психологизации общества и личности. НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. ГЕРМЕНЕВТИКА

(от греч. hermeneuo — разъясняю) — 1) искусство понимания как постижения смыслов и значения знаков;

2) теория и общие правила интерпретации текстов; 3) филос. учение об онтологии понимания и эпистемологии интерпретации. Г. возникла и развивалась в конкретных формах — толковании сакральных, исторических или художественных текстов.

25, Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы

1. XIв. - первая половина XVIIIв. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Андрей Рублев, Феофан Грек и др.).

2. Вторая половина XVIIIв. - первая четверть XIXв. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.

3. Вторая четверть XIXв. - начало XXв. - становление и развитие самобытной русской философии.

4. после 1922 года - философия русского зарубежья.

26,С учетом этих обстоятельств можно указать на следующее идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым, которые в явном или отраженном виде повлияли на развитие отечественной философской и исторической мысли:1 Россия представляет собой совершенно особое историческое пространство, принципиально отличное как от европейской цивилизации, так и от цивилизаций восточных.2. Главным показателем особости России в мировом философском пространстве является не просто ее нынешняя социальная и культурная отсталость от Европы, а имманентное пребывание вне времени и пространства мировой истории. Вся история России характеризуется застойностью, принципиальной деспособностью ни создать что-либо оригинальное, ни творчески воспринять заимствования из других культур.3. Причиной такого состояния России является выбор в начальный момент ее истории ложного варианта христианства, изначально поставившего страну в изоляцию от главного потока мировой истории, отождествляемого с Европой.

27, сеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия. “Я называю истинным или положительным всеединство такое, — писал Соловьев, — в каком единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы, само оказывается таким образом пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает эти элементы, осуществляясь в них как полнота бытия”. Если “положительное всеединство” потенциально объемлет собой и человека, указывая ему цель и смысл жизни, следовательно, сущность человека не может быть редуцирована, сведена к каким-либо частным его определениям и т.п.

28Философия общего дела — учение русского философа Николая Фёдорова.

При жизни Н. Ф. Фёдоров, избегая известности и не желая получать деньги за свои сочинения, печатал свои статьи под псевдонимами или не печатал вовсе, давая на прочтение в рукописном виде.[1] Название «Философия общего дела» было дано корпусу сочинений Фёдорова его друзьями и учениками В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном, которые собрали и издали их под этим наименованием в 1906—1913 годах[2]. Первое издание 1906 года было предназначено не для продажи: «Кожевников и Петерсон разослали эту книгу по библиотекам и научным обществам, а остающиеся экземпляры были распределены бесплатно среди желающих»

29Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем[1]; учение о бытии, как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории[2], его принципы, структуры и закономерности

30Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальностив аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе.Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу как возможность определять саму себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Монизм подразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм — двух,духа и материи, взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом.

31,материя (лат. materia — вещество) — философская категория, которая в материалистической традиции (см. Материализм) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реаль- ности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие); 2) некатегориальный, в пределах которого М. отождествляется со всем Универсумом. Историко-философский экскурс в генезис и развитие категории "М." осуществляется, как правило, путем анализа трех основных этапов ее эволюции, для которых характерна трактовка М. как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения.

33, Если мы заглянем в Философский энциклопедический словарь, то увидим, что в нём сам термин «диалектическая логика» не расшифровывается. Вместо этого читатель отсылается к термину «диалектика». А диалектика определяется (в буквальной передаче) как «учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления» Далее в том же словаре совершается переход к материалистической диалектике, которая, как утверждают специалисты по этой части диалектики, выражается в системе философских категорий и законов. Главные законы суть: «превращение количества и качества − взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, − развитие путём противоречия, или отрицание отрицания, − спиральная форма развития»

34, Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего, т.е. борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

Всё, что происходит в мире: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики.

35, Детерминизм 1.Общая характеристика детерминизма. Наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундамен­тальным принципом философского учения о бытии. Прин­цип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный харак­тер. Другими словами на вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядо­ченный хаос. Первоначально смысл слова "детерминация" был связан с букваль­ным его значением и имел антропоморфный характер. Термин "детер­минация" происходит от латинского "determinare", означающего "определять", "отделять", "отграничивать", и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Позже детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов. Именно это объективное значение термина "детерминация", характеризующее существование в мире отношения объективного обусловливания[1], и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминиро­ванность всех объективных явлений. Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.

36,Материальный мир состоит из структурных объектов, которые находятся в движении и развитии, представляющие собой процессы, которые развертываются по определенным этапам.

Наиболее общая характеристика пространства — свойство объекта быть протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами.

Сравнение различных длительностей, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп является понятием времени.

Категории пространства и времени выступают как формы бытия материи. Существует две концепции пространства и времени:

  • субстанциальная — рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон);

  • реляционная — рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц).

37,

Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Сознание — это выевшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

38Идеальное — важнейшее свойство сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные «прочтения» идеального и материального в различных философских школах. Идеальное» обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является «идеальной формой бытия предмета в голове человека». Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.

39, По Фрейду, бессознательное – это психические процессы, которые проявляются активно, но не доходят до сознания человека. Бессознательное – это также основной и наиболее содержательный момент в системе психики человека, наряду с предсознательным и сознательным элементами. Бессознательное регулируется принципом удовольствия включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью и т.д. По мысли Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, дестру