Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Н.Г. Розенко Стандартизация. Законодательная база деятельности по стандартизации на промышленном предприятии

.pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
19.08.2013
Размер:
136.88 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра металлорежущих станков и инструментов

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Методические указания к лабораторной работе по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация»

для студентов специальности 120200 «Металлорежущие станки и инструменты» специализации 120219 «Менеджмент качества, сертификации и лицензирование оборудования»

Составитель Н.Г. Розенко

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 6 от 25.06.01

Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности

120200

Протокол № 6 от 27.06.01

Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2002

1

1. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Изучить закономерности построения, принципы, а также научную базу стандартизации в Российской Федерации, в зарубежных странах, а также на международном уровне.

Получить практические навыки по созданию нормативной базы для обеспечения высокого качества продукции и услуг на предприятиях и в организациях, а также по разработке, внедрению и сертификации систем качества согласно международным стандартам ИСО серии 9000.

2. СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

Вся история человеческого общества характеризуется стремлением к постоянному совершенствованию трудовой деятельности людей. Это проявлялось в создании новых предметов, орудий труда, трудовых приемов. При этом люди стремились фиксировать и отбирать лучшие варианты трудовой деятельности с целью их повторного использования. Это явилось прообразом стандартизации в современном понимании этого слова. На сегодняшний день стандартизация является важнейшей составляющей в обеспечении качества продукции, услуг, функционирования производств и систем качества. Деятельность по стандартизации давно перешагнула межгосударственные границы. Активно производимая международная стандартизация облегчает научнотехническое и торговое сотрудничество различных государств, способствует выравниванию жизненного уровня людей в различных уголках земного шара.

В нашей стране деятельность по стандартизации осуществляется на основании закона «О стандартизации», принятого 10 июня 1993 года. Настоящий закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех органов государственного управления, предприятий, предпринимателей как субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей государство посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Согласно вышеуказанному закону стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил, характеристик (далее - требований) в целях обеспечения:

1) безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

2

2)технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

3)качества продукции работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

4)единства измерений;

5)экономии всех видов ресурсов;

6)безопасности народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

7)обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Встатье 4 Закона говорится о том, что государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления РФ, взаимодействия с органами власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации метрологии и сертификации (Госстандарт России).

Госстандарт РФ формирует и реализует государственную политику

вобласти стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной и региональной стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных и региональных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации.

Субъекты хозяйственной деятельности, включая общественные объединения, организуют и проводят работы по стандартизации в соответствии с Законом «О стандартизации».

Госстандарт РФ в соответствии с настоящим Законом устанавливает в государственных стандартах Государственной системы стандартизации (ГСС) общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с государственными органами управления.

Госстандарт РФ представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях, осуществляющих деятельность по стандартизации.

3

Второй раздел Закона посвящен нормативным документам по стандартизации и их применению. Указывается, что к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории РФ, относятся:

1)государственные стандарты Российской Федерации;

2)применяемые в установленном порядке международные и региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

3)общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

4)стандарты отраслей;

5)стандарты предприятий;

6)стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

В этом разделе обращается также внимание на то, что требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных и региональных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства Российской Федерации.

Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

Далее в Законе дается характеристика каждой категории нормативных документов по стандартизации.

Так указывается, что государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы, услуги, имеющие межотраслевое значение. Государственные стандарты должны содержать:

1)требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования техники безопасности и производственной санитарии;

2)требования технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

4

3)основные потребительские и эксплуатационные характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

4)правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании, эксплуатации продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и органи- зационно-технические правила и нормы.

Для обеспечения государственной защиты интересов Российской Федерации и конкурентоспособности отечественной продукции и услуг

вгосударственных стандартах в обоснованных случаях устанавливаются предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий. Отмечается также, что государственные стандарты не должны противоречить законодательству РФ.

В статье 7-й Закона «О стандартизации» особое внимание уделяется обязательности выполнений органами государственного управления и субъектами хозяйственной деятельности требований, устанавливаемых государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством РФ.

Соответствие продукции и услуг указанным требованиям государственных стандартов определяется в порядке, установленном законодательством РФ об обязательной сертификации продукции и услуг.

Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этом соответствие продукции и услуг этим требованиям государственных стандартов может определяться в порядке, установленном законодательством РФ о добровольной сертификации продукции и услуг.

Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться путем маркирования продукции или услуг знаком соответствия государственным стандартам.

5

В соответствии с Законом «О стандартизации» государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов – Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России).

Государственные стандарты вводятся в действия после их государственной регистрации в Госстандарте РФ.

Порядок разработки, принятия, введения в действия, применения и ведения общероссийских классификаторов технико-экономической информации устанавливает Госстандарт РФ.

Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции в целях обеспечения требований, решаемых стандартизацией применительно к продукции, работам и услугам отраслевого назначения.

Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях обеспечения требований, решаемых стандартизацией, а также в целях совершенствования организации и управления производством.

Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются этими общественными объединениями для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.

Стандарты субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Информация о принятых стандартах отраслей, стандартах научнотехнических, инженерных обществ и других общественных объединений направляется в органы Госстандарта России.

Статья 9 Закона посвящена применению нормативных документов по стандартизации. Здесь обращается внимание на то, что нормативные

6

документы по стандартизации должны применяться государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, поставки, продажи, использования, эксплуатации, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной) и технических условий на поставляемую продукцию или оказываемые услуги.

При этом действующие отраслевые стандарты применяются на территории Российской Федерации в случаях, если их требования не противоречат законодательству РФ.

Заказчик и исполнитель обязаны включить в договор условия о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям государственных стандартов.

Необходимость применения нормативных документов по стандартизации в отношении производимой продукции или оказываемых услуг на территории Российской Федерации с целью вывоза с ее территории определяется контрактом.

Ввоз продукции и услуг на таможенную территорию Российской Федерации, а также подтверждение их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

Статья 10 Закона посвящена информации о нормативных документах по стандартизации, их издании и реализации.

В пункте 1 этой статьи отмечается необходимость создания условий доступности к официальной информации о разрабатываемых и принятых государственных стандартах, общероссийских классификаторах техни- ко-экономической информации; а также говорится о доступности их самих для пользователей, в том числе и зарубежных, в той части, в которой они не составляют государственной тайны.

Публикацию официальной информации о государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, международных и региональных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, а также информации о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения организует Госстандарт РФ. Создание и ведение федерального фонда государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, а также международных и региональных стандартов, правил,

7

норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран также закреплено за Госстандартом РФ.

Государственные органы управления, принявшие в пределах своей компетенции нормативные документы по стандартизации, субъекты хозяйственной деятельности, утвердившие нормативные документы по стандартизации, формируют и ведут информационные фонды этих документов, а также обеспечивают потребителей информацией о них и самими документами на договорной основе.

Исключительное право опубликования в установленном порядке государственных стандартов и общероссийских классификаторов техни- ко-экономической информации принадлежит государственным органам управления, принявшим эти нормативные документы по стандартизации.

Исключительное право официального опубликования сведений, содержащихся в общероссийском каталоге продукции и услуг, внесенных в государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам, принадлежит Госстандарту РФ.

На всех стадиях существования продукции при ее разработке, подготовке к производству, изготовлении, реализации, поставке, продаже, использовании, эксплуатации, хранении, транспортировании, утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг осуществляются государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов.

Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов устанавливает Госстандарт РФ в соответствии с законодательством РФ.

Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, необходимые для осуществления государственного контроля и надзора.

Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, являются Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции.

Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов проводится должностными лицами государственных органов управления в пределах их компетенции.

8

Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами – государственными инспекторами:

главным государственным инспектором РФ по надзору за государственными стандартами;

главными государственными инспекторами республик в составе РФ, краев, областей, автономий области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами;

государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.

Государственные инспекторы, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются представителями государственных органов управления и находятся под защитой государства.

Государственный инспектор имеет право:

1)свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности;

2)получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;

3)использовать технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении государственного контроля и надзора;

4)проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции и услуг для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний, анализов, измерений на издержки производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности и общественных объединений;

5)выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, поставки, продажи, использования, эксплуатации, хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

6)выдавать предписания о запрете или приостановке реализации, поставки, продукции, использования, эксплуатации проверенной про-

9

дукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случае несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям государственных стандартов;

7)запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг для проверки.

Главный государственный инспектор РФ по надзору за государственными стандартами, главные государственные инспекторы республик

всоставе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами имеют право выдавать субъекту хозяйственной деятельности предписания, указанные в вышеназванных пунктах 6 и 7, а также имеют право:

1)принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушения обязательных требований государственных стандартов;

2)запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям государственных стандартов и не прошедших государственную регистрацию

всоответствии с законодательством РФ.

За нарушения предписаний государственных инспекторов о запрете или приостановке реализации, поставки, продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг субъекты хозяйственной деятельности уплачивают штраф в размере стоимости реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг или в размере до 10 миллионов рублей, в случае, если стоимость реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг определить невозможно или необходимая отчетная документация не представлена.

Государственные инспекторы в случае невыполнения выданных ими предписаний и постановлений субъектами хозяйственной деятельности направляют необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд для принятия мер, установленных законодательством РФ.

Государственные инспекторы при осуществлении возложенных на них обязанностей должны защищать интересы потребителей, субъектов хозяйственной деятельности и государства, руководствуясь законодательством.

Государственные инспекторы несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение