Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Профессия тьютор

.pdf
Скачиваний:
70
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
5.96 Mб
Скачать

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФЕССИЯ

ТЬЮТОР

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Авторский коллектив, члены методического объединения тьюторов ИПИИО ГРЦ:

Зыбарева Наталья Николаевна, ГОУ СКОШ VIII вида № 804, учи- тель-дефектолог член методобъединения ГРЦ ИПИО МГППУ

Карпенкова Инна Вячеславовна, кандидат социологических наук, психолог Учреждения «Наш Солнечный Мир», тьютор, член Тьюторской Ассоциации, член методобъединения ГРЦ ИПИО МГППУ

Кузьмина Елена Владимировна, педагог-психолог ГРЦ ИПИО

ПРОФЕССИЯ

ТЬЮТОР

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Москва, 2012

МГППУ, член методобъединения ГРЦ ИПИО МГППУ

Содержание

Почему детям с разным уровнем возможностей важно учиться вместе?

6

Основы профессии

 

Профессия тьютора в инклюзивной практике

7

Компетенции тьютора в инклюзивном образовании

10

Цели и задачи тьютора в инклюзивном образовании

11

Этапы организации тьюторского сопровождения

13

Условия введения тьюторской практики в инклюзивном образовании

15

Отечественный и зарубежный опыт

 

Опыт тьюторской деятельности в инклюзивной практике города Москвы

17

Тьюторство над сверстниками

21

Сопровождение детей с ОВЗ

 

Сопровождение детей с нарушениями слуха

25

Невыдуманные истории

 

Тьютор в инклюзивной школе

29

Истории Инны и Вадима

30

Бабушка в роли тьютора

31

Проекты документов

 

Пример должностной инструкции тьютора в системе инклюзивного

 

образования

33

Проект положение о тьюторском сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивной

 

школе (детском саду)

36

Предисловие

Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью. Введение в штатное расписание образовательных учреждений ставки тьютора поможет решить многие проблемы в организации образовательного процесса.

Поскольку деятельность по сопровождению детей в общеобразовательных учреждениях – новая – она требует методического обеспечения. С этой целью при Городском ресурсном центре по развитию инклюзивного образования Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета в 2012 году было создано методическое объединение тьюторов, куда вошли специалисты образовательных учреждений города Москвы, имеющие опыт работы тьюторами.

Городской ресурсный центр по развитию интегрированного (инклюзивного) обра-

зования проводит курсы повышения квалификации, где есть модули по тьюторскому

сопровождению, конференции, круглые столы, рабочие группы, консультации. Члены методического объединения тьюторов приняли решение об издании Инфор-

мационно-методического бюллетеня «Инклюзивное образование. Профессия тьютор», который будет выходить 2 раза в год и содержать материалы, затрагивающие философские, педагогические, психологические проблемы тьюторства, статьи по организации тьюторского сопровождения, описание реального опыта, варианты нормативных документов, регулирующих тьюторскую деятельность.

4

5

Почему детям с разным уровнем возможностей важно учиться вместе?

Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно по следующим причинам.

В социальном аспекте роль школы очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений.

Школа – это не только образовательное, но и социализирующее учреждение.

У здорового ребенка гораздо больше ресурсов для быстрой социализации. У ребенка с особенностями развития, как правило, возможностей быстро усваивать навыки поведения в обществе гораздо меньше.

Особенно это касается детей с расстройствами аутистического спектра, да и детям с другими проблемами бывает крайне трудно устанавливать причин- но-следственные связи, а также адекватно эмоционально реагировать на те или иные ситуации. Поэтому изоляция детей с особенностями развития приводит к еще большей их отчужденности от общества. А обучение среди обычных детей, наоборот, дает возможность адаптироваться к социуму.

С другой соро ны, формирова- ние способно сти здоровых детей сопереживать и оказывать

поддержку «слабым» положительно сказывается на будущих отношениях выросших детей со своими маленькими детьми и со своими престарелыми родителями.

Для здоровых детей присутствие в классе «особых» учеников также желательно, так как ребята получают возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения и заботы о тех, кто слабее.

Успех совместного обучения несет в себе много радости – как для самих особых детей, так и для их родителей, для которых школьная успешность их ребенка – это прорыв на пути к нормализации жизни семьи и ее социальной адаптации в обществе.

Совместное обучение обычных детей и детей с особенностями развития – это еще и увлекательный и благородный, хоть и непростой, процесс.

Школу можно действительно считать школой в полном смысле этого слова, когда ученики получают не только академические знания, но и полноценный опыт социальной

жизни.

Основы профессии

Профессия тьютора в инклюзивной практике

Преобразования, происходящие сегод-

ванная на построение и реализацию пер-

ня в системе российского образования,

сональной образовательной

стратегии,

развитие инклюзивной практики гаранти-

учитывающей личный потенциал чело-

руют равные права на получение образо-

века, образовательную и социальную ин-

вания и доступность общего образования

фраструктуру и задачи основной деятель-

для детей с ограниченными возможностя-

ности.

 

 

ми здоровья (ОВЗ), выбора подходящего

Существуют различные интерпретации

им образовательного маршрута. Сегодня

тьюторства, широко представленные се-

детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучать-

годня как в международной, так и в отече-

ся в специальных учреждениях, они могут

ственной

практике. Остановимся более

получить образование и лучше адаптиро-

подробно на концепции, представленной

ваться к жизни в обычной школе. Здоро-

в работах и практической деятельности

вым же детям это позволит развить толе-

Межрегиональной тьюторской ассоциа-

рантность и ответственность, качества так

ции, возглавляемой Ковалевой Т.М.

необходимые на сегодняшний день.

Под тьюторством здесь

понимается

Одним из наиболее важных условий

особый тип педагогического сопровожде-

успешности инклюзивного образования,

ния ребенка – сопровождение процесса

является наличие системы сопровожде-

индивидуализации в ситуации открытого

ния и поддержки детей с ОВЗ, в частности

образования.

 

тьюторское сопровождение.

Тьюторское сопровождение – это пе-

Тьютор (англ. tutor – наставник, опе-

дагогическая деятельность по индивиду-

кун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - но-

ализации образования, направленная на

вая специальность в нашем образовании.

выявление и развитие образовательных

Понятие тьюторства пришло в Россию

мотивов и интересов учащегося, поиск

из Великобритании, где это особая исто-

образовательных ресурсов для создания

рически сложившаяся педагогическая

индивидуальной образовательной про-

позиция, которая обеспечивает разра-

граммы.

 

 

ботку Индивидуальных образовательных

Индивидуализацию образования следу-

программ учащихся и студентов и сопро-

ет отличать от индивидуального подхода.

вождает процесс индивидуального обра-

Индивидуальный подход понимается как

зования в школе, вузе, в системах допол-

средство

преодоления несоответствия

нительного и непрерывного образования.

между учебной деятельностью, учебными

В Англии тьютор прикрепляется к каждо-

программами, и реальными возможно-

му ученику сразу после перехода в сред-

стями ученика. На каждом этапе обучения

нюю школу, а после помогает ему вести

осуществляется учет особенностей уча-

проекты в вузе.

щихся, однако содержание образования

Тьюторство – практика, ориентиро-

неизменно. Деятельность тьютора в логи-

6

ПРОФЕССИЯ ТЬЮТОРА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ

7

ке индивидуального подхода направлена

Задача тьютора в рамках реализации

ется делать вид, что он готовит к школе.

стей и потенциала. В тесном активном со-

на преодоление трудностей в обучении,

принципа открытого образования - рас-

…В такой социальной организации по-

трудничестве с учителем, специалистами

связанных с индивидуальными особенно-

ширение образовательного пространства

средничество превращается в помощь в

и родителями тьютор может создать для

стями ученика, на поиск ресурсов.

каждого учащегося, предоставление им

адаптации к уже готовым правилам и нор-

ребенка благоприятную среду для успеш-

Принцип индивидуализации образо-

как можно большего разнообразия вари-

мам. Каждый нормальный педагог знает,

ной учебы и социальной адаптации.

 

вания означает, что за учащимися остает-

антов движения для самоопределения.

что таким образом ничего не может быть

В настоящее время в России должность

ся право на выстраивание собственного

Основой открытого образования стано-

освоено. Нормы и правила должны быть

«тьютор» официально закреплена в числе

содержания образования,

собственной

вится индивидуальная образователь-

расшатаны и проиграны человеком и за-

должностей работников общего, высшего

образовательной программы. Здесь тью-

ная программа, которая не привязана ни

ново им воссозданы в функции нормы и

и дополнительного профессионального

тор сопровождает процесс построения и

к конкретному учебному заведению, ни

правила» (Тьюторство: концепции, техно-

образования (приказы

Минздравсоц-

реализации ИОП, удерживает фокус свое-

к стандарту, а привязана к конкретному

логии, опыт. – Томск, 2005).

развития РФ от 5 мая 2008 г. №216-н и

го внимания на осмысленности обучения,

учащемуся, конкретному человеку.

Таким образом, тьюторское сопрово-

217-н, зарегистрированные в Минюсте

предоставляет учащимся

возможности

Представление о тьюторстве как образе

ждение заключается в организации обра-

РФ 22 мая 2008 г. под №11 731 и №11 725

опробования, конструирования и рекон-

новой педагогической деятельности было

зовательного движения ребёнка, которое

соответственно). Специальность «тью-

струирования учебных форм, где стало бы

серьезно

обогащено и переосмыслено

строится

на постоянном рефлексивном

тор» внесена в «Единый квалификацион-

возможно максимально проявить образо-

благодаря

теоретическим разработкам

соотнесении его достижений с интереса-

ный справочник должностей руководите-

вательные цели и мотивы через реальные

культурно-исторической концепции Л.С.

ми и устремлениями. Тьютор или любой

лей, специалистов и служащих», в раздел

действия детей.

 

Выготского, в работах Б.Д. Эльконина, где

педагог, осущест-

«квалификаци-

Задача тьютора – построение образова-

большое место отведено фигуре посред-

вляющий тьютор-

онные

характе-

тельного пространства как пространства

ника.

 

ские функции, на

ристики

должно-

проявления познавательных инициатив и

Понимание Б.Д.Элькониным поля и за-

первых этапах об-

стей работников

интересов учащихся. Это относится к лю-

дач посреднического действия позволяет

учения,

выступа-

о б р а з о в а н и я »

бой из ступеней общего образования, при

лучше понять и определить место тьюто-

ет в роли прово-

(приказ № 761н

этом средства тьюторской деятельности

ра в общем образовании.

дника ребёнка в

М и з д р а в с о ц -

должны меняться в соответствии с воз-

«Социальное место посредника есть

образовательное

развития

от

растными особенностями учащихся.

обслуживание необходимых границ со-

п р о с т р а н с т в о

26.08.2010,

за-

Принцип открытости

сегодня все

циальной жизни, которое можно назвать

школы.

Задача

регистрирован

чаще обсуждается как одна из качествен-

переходами и встречами… Это все пере-

тьютора

состоит

в Минюсте РФ 6

ных характеристик современного образо-

ходы, в частности, по обозначенным в

в том, чтобы ор-

октября

2010 г.

вания. Он предполагает, что не только тра-

рамках образовательного движения чело-

ганизовывать об-

N 18638). Теперь

диционные институты (детский сад, школа,

века, возрастным ступеням: детский сад,

учение ребенка с

муниципалитет

вуз и т.п.) имеют образовательные функ-

школа, вуз, работа и дальше карьера. По-

учетом его инте-

может вполне за-

ции, но и каждый элемент социальной и

скольку в работе с человеком мы еще не

ресов и особенностей. Тьютор помогает

конно дать ставку тьютора, а кадровая

культурной среды может нести на себе

умеем строить этих переходов, то начина-

ученику заниматься тем, что ему интерес-

служба делать записи в трудовые книжки.

определенный образовательный эффект,

ем последовательно терять. В переходе от

но, при этом не отставать в рамках обще-

В приказе департамента образова-

если его использовать соответствующим

детского сада в школу – инициативность, в

образовательной программы. Это харак-

ния города Москвы от 1 марта 2011

для этого образом. Внешне многообразие

переходе из младшей школы в среднюю –

теристики тьютора для обычного ученика.

года № 166 «Об утверждении Методиче-

образовательных форм и

предложений

мышление, в переходе из основной школы

Общие принципы тьюторства должны

ских рекомендаций по составлению штат-

еще не гарантирует обучающемуся реали-

в старшую – целеполагание, в переходе из

сохраняться и при организации системы

ных расписаний государственных обра-

зацию принципа открытости образования,

старшей в институт – самоопределение.

сопровождения детей с ОВЗ в рамках ин-

зовательных учреждений, реализующих

ученику необходимо овладеть культурой

Почему? Потому что встреча устроена не-

клюзивного образования. В инклюзивном

общеобразовательные

программы,

си-

выбора и соорганизации различных обра-

верно. Например, встреча детского сада

образовании позиция тьютора сохраняет

стемы Департамента образования города

зовательных предложений в собственную

и школы – это встреча и детского сада и

свою основу, но приобретает и новые, осо-

Москвы» есть пункт о введении дополни-

образовательную программу, максималь-

школы, а не перевод из детского сада в

бые составляющие. В инклюзивном обра-

тельных ставок при наличии в школе 6 де-

но использовать различные собственные

школу, где школа остается такой, какая

зовании тьютор – это специалист, который

тей с ОВЗ, который обосновывает необхо-

ресурсы для построения своей образова-

она есть, и пространство встречи не ор-

организует условия для успешного разви-

димость введения в штат дополнительных

тельной программы.

 

ганизует, а детский сад изо всех сил пыта-

тия ребенка с ОВЗ с учетом его возможно-

ставок специалистов, в том числе тьютора.

8

ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ

ПРОФЕССИЯ ТЬЮТОРА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ

9

Сегодня тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи

ит.д), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители ребенка с ОВЗ.

Далеко не каждый может выполнять функции тьютора для ребёнка с ОВЗ. Сопровождение детей с ОВЗ предъявляет особые требования к профессиональной

иличностной подготовке специалистов, работающих в системе инклюзии, в частности:

к знанию и пониманию того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования; к знанию психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития ребенка;

к навыкам анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка с ОВЗ и социального окружения;

к умению реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами обра-

зовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством).

Межрегиональная Тьюторская ассоциация http://www.thetutor.ru/

Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора» http://www. edu.of.ru/distantobr

Дискуссионная площадка «Тьюторство» (координатор Т.М.Ковалева) http://www. eurekanet.ru/ewww/info/13439.htm

Тьюторство как эффективная практика индивидуализации. Ковалева Т.М./ журнал «Аккредитация в образовании» http:// www.akvobr.ru/tjutorstvo_praktika_ individualizacii.html

Кто такой «тьютор» и какова его роль в воспитании школьника? В чем специфика деятельности тьютора? Ковалева Т.М., «Директор школы» №6, 2011 http://www. direktor.ru/interview.htm?id=16

Эльконин Б.Д. - Поле и задачи посреднического действия, М. - http://thetutor. ru/history/article01.htm

Компетенции тьютора в инклюзивном образовании

В настоящее время необходимо более четко и точно определить роль, место и компетенции тьютора в современном инклюзивном образовании.

Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой в школе является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках образовательного пространства.

Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социо-культурную среду. Тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех его участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями

здоровья в современном мире.

оценивать свои личностные и професси-

Для успешной реализации задач, сто-

ональные качества со стороны. Тьютор в

ящих перед тьютором в современной

инклюзии должен быть рефлексивной и

школе, необходимо определить круг ком-

рефлексирующей личностью, четко по-

петенций тьютора в инклюзивном образо-

нимающей и удерживающей рамки своей

вании.

 

 

 

 

профессиональной деятельности. Тьютор

По мнению Поповой С.В, компетенции

при работе с ресурсной картой, позволя-

тьютора в высшем образовании делятся

ющей определить возможности ребенка

на две группы: общие (универсальные) и

и социальной среды, должен быть макси-

профессиональные (предметно-специ-

мально безоценочен и нейтрален.

 

ализированные).

Такая

классификация

В настоящее время набор компетенций

компетенций вполне допустима и для

тьютора в инклюзивном образовании на-

тьютора в инклю-

 

ходится

еще

в

зивном

образо-

 

стадии формиро-

вании,

так

как с

 

вания.

Помимо

одной

стороны

 

в ы ш е п е р еч и с -

тьютор

должен

 

ленных,

нам

ви-

удерживать

со-

 

дятся необходи-

цио-культурные

 

мыми следующие

основания

об-

 

к о м п е т е н ц и и :

разовательного

 

а д а п т и в н о с т ь ,

процесса, а с дру-

 

стрессоустойчи-

гой быть профес-

 

вость,

владение

сионалом своего

 

современными

дела.

 

 

 

 

информационны-

В нашем пони-

 

ми технологиями,

мании, тьютором

 

выбор

методов,

в инклюзивной школе должен быть чело-

средств и инструментария по решению

век, имеющий высшее специальное об-

профессиональных задач, толерантность,

разование в области специальной педа-

гибкость, готовность помочь (альтруи-

гогики и специальной психологии; иметь

стичность), личная эффективность в слож-

опыт педагогической, и, по возможности,

ных и нестандартных профессиональных

практической деятельности с детьми с

контекстах, организация и планирование,

ограниченными

возможностями здоро-

ответственность за качество, профессио-

вья; иметь практические представления

нальная рефлексивность, саморазвитие и

о тех конкретных областях деятельности,

личностный рост, коммуникативность.

 

которые имеют прямое отношение к об-

Тьютор в инклюзивном образовании,

учению детей с ограниченными возмож-

обладающий всеми вышеперечисленны-

ностями здоровья.

 

ми компетенциями, сможет наиболее эф-

Достаточно высокие требования долж-

фективно организовать и сопровождать

ны предъявляться к моральным и эти-

процесс обучения в общеобразователь-

ческим качествам тьютора. Этот специ-

ном учреждении ребенка с ограниченны-

алист

должен обладать

способностью

ми возможностями здоровья.

 

 

10

ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЬЮТОРА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1 1

Цели и задачи тьютора в инклюзивном образовании

Цель работы тьютора заключается в ор-

• Создание условий для успешного об-

ганизации условий для успешного вклю-

учения ребенка;

чения ребенка с особенностями развития

• Создание условий для успешной со-

в среду школы.

 

циализации ребенка;

Успешность включенности ребенка в

• Максимальное раскрытие потенциала

школьную жизнь должна определяться с

его личности.

точки зрения развития его:

• Перечисленные задачи достигаются

Когнитивной

(познавательной)

следующими средствами:

сферы: знаний и навыков;

• Организация и адаптация жизненного

Коммуникативной сферы: умения

пространства: рабочего места, места

общаться;

 

отдыха и других мест, где бывает ребе-

Эмоциональной сферы: психологи-

нок;

ческой адаптации к процессу об-

• Понимание тьютором и учителем зон

учения в классе, возникновения и

ближайшего развития ученика с осо-

сохранения положительного эмо-

бенностями развития, опора на его

ционального настроя по отноше-

внутренние, скрытые ресурсы, дози-

нию к процессу обучения и нахожде-

рование нагрузки, адаптация учебно-

нию в школьной среде;

го материала, адаптация учебных по-

Самостоятельности.

собий.

Для того чтобы условия нахождения ре-

 

бенка в школе были по-настоящему ком-

Более конкретные задачи работы тью-

фортны и мотивировали его на развитие,

тора обусловлены возможностями и лич-

в основе работы тьютора (как и любого

ными качествами подопечных. В каждом

другого взрослого, работающего с осо-

конкретном случае условия, необходимые

бым ребенком) должны лежать такие по-

для успешного обучения детей с особен-

нятия, как:

 

ностями развития, будут разными. Каж-

• вера в ребенка;

 

дый ребенок уникален. Школьная среда,

• искренний интерес к его личности;

в которой находится ученик, также имеет

• принятие его особенностей;

свои особенности. Поэтому формулиро-

• доброжелательность;

вание частных задач для тьютора ложится

• терпение;

 

на плечи специалистов школьного конси-

• последовательность.

лиума конкретной школы.

Достижение обозначенной цели воз-

 

можно при решении следующих задач:

 

Этапы организации тьюторского сопровождения

Существуют общие этапы индивидуаль-

чается со специалистами и представите-

ного сопровождения ребенка:

лями ПМПК для получения рекомендаций

• сбор информации о ребенке,

по индивидуальному образовательному

анализ полученной информации и

плану (ИОП).

 

 

собственные наблюдения,

Далее происходит важный момент не-

• совместная с другими специалистами

посредственного знакомства и постепен-

выработка рекомендаций и составле-

ное установление контакта с ребен-

ние ИОПа (индивидуального плана ра-

ком. Получив общие сведения, тьютор

боты с ребенком),

 

знакомится с самим ребенком и его се-

решение поставленных задач,

мьей, узнает об особенностях, интересах,

• анализ ситуации развития ребенка,

сильных и слабых сторонах своего подо-

корректировка стратегии.

печного. Важнейшим элементом данно-

Остановимся более подробно на каж-

го диагностического этапа являются не-

дом из этапов сопровождения ребенка с

посредственное наблюдение тьютора за

ОВЗ в общеобразовательном учреждении

ребенком, его окружением. Здесь важно

в рамках инклюзивной практики.

разъяснить детали, касающиеся поведе-

Предварительный

этап включает

ния ребенка, узнать об уровне развития

в себя получение запроса на сопрово-

его социально-бытовых представлений.

ждение. Решение о необходимости со-

Тьютору необходимо дать почувствовать

провождения может осуществляться по

родителям, что он заинтересован в работе

з а я в л е н и ю

 

с их ребенком

родителей (за-

 

и

искренне

конных

пред-

 

нацелен

на

с т а в и т е л е й )

 

положитель-

ребенка с ОВЗ

 

ный

результат.

и/или

на

ос-

 

Следует

озна-

новании

за-

 

комить

роди-

к л ю ч е н и я

 

телей с

функ-

психолого-ме-

 

циональными

дико-педагоги-

 

обязанностя-

ческой

комис-

 

ми

тьютора,

сий

 

(ПМПК).

 

где четко опре-

Хороший

кон-

 

делены

ответ-

такт

тьютора

 

ственность и

со

специали-

 

обязанности

стами ПМПК существенно облегчает как

сторон, в рамках общего договора между

работу тьютора, так и делает более эффек-

родителями и образовательным учрежде-

тивным процесс включения ребенка с ОВЗ

нием.

 

 

в новую сферу деятельности.

На данном этапе часто необходимо за-

На предварительном этапе тьютор зна-

ранее познакомить ребенка с помещени-

комится с результатами диагностики ре-

ями, где он будет заниматься, его рабочим

бенка,

проведенной

специалистами, с

местом, расположением классов и каби-

медицинской картой ребенка, утвержден-

нетов, спортзала, столовой, туалетов.

ным образовательным маршрутом; встре-

Тьютору целесообразно заранее про-

12

ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

13

вести встречи с родителями, учащимися,

Ведется индивидуальная работа с ре-

педагогическим коллективом для разъ-

бенком

по формированию

 

личностной

яснения и информирования, подготовки

мотивации к обучению.

 

 

 

 

к приходу в образовательное учреждение

Важным моментом на этом этапе долж-

ребёнка с ОВЗ, формирование социаль-

на стать работа тьютора, направленная на

ного

интереса

к

 

 

 

успешное вхож-

инк люзивному

 

 

 

дение ребенка с

образованию

у

 

 

 

ОВЗ в школьный

всех

участников.

 

 

 

коллектив. У де-

Это

могут

быть

 

 

 

тей с ОВЗ неред-

беседы на роди-

 

 

 

ко

наблюдается

тельском

собра-

 

 

 

незрелость форм

нии, показ филь-

 

 

 

межличностного

мов о детях с ОВЗ,

 

 

 

взаимодействия

об инклюзивном

 

 

 

и

 

коммуника-

образовании. Ин-

 

 

 

тивных

навыков,

тересен

в

этой

 

 

 

тьютор использу-

связи опыт

про-

 

 

 

ет любую возмож-

ведения «Уроков

 

 

 

ность

 

общения

доброты»,

кото-

 

 

 

своего

подопеч-

рые разработала и внедряет РООИ «Пер-

ного с другими детьми (на переменах,

спектива».

 

 

прогулках, в столовой, праздниках, класс-

На этапе адаптации идет повседнев-

ных часах и т.д.). Здесь надо отметить, что

ная, последовательная работа тьютора и

общество сверстников, не отвергающее

ученика по вхождению в образователь-

«особого» ребёнка – один из ведущих фак-

ный процесс и социальную жизнь, посте-

торов успешной инклюзии.

 

 

 

пенное включение ребёнка в различные

Основной этап. Освоившись в новой

учебные и внеучебные ситуации. Под

среде, при условии постоянного полу-

адаптацией понимается также приспо-

чения

положительной

эмоциональной

собление к нуждам ребенка с ОВЗ: поме-

поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на

щений школы, режима дня, учебных про-

новый

этап,

который

характеризуется

грамм, методических пособий.

снижением тревожности и

напряжения.

Сроки адаптации детей в школе очень

Это этап взаимодействия с ребенком по

индивидуальны и зависят от индивидуаль-

поводу и в ходе обучения, и оценка пер-

ных особенностей развития. Они варьи-

вых результатов.

 

 

 

 

руются в пределах нескольких месяцев,

Теперь акцент тьюторства переносит-

у некоторых детей могут растягиваться

ся в сферу углубления социализации и

до года. Период адаптации значительно

коррекционно-развивающего

обучения.

сокращается у детей, которые до школы

Здесь важно

поддерживать

мотивацию

посещали дошкольные образовательные

ребенка, дать ему возможность почув-

учреждения: ДОУ, центры психо-коррек-

ствовать свои успехи.

 

 

 

 

ционной поддержки и т.д.

Постепенно увеличивается доля само-

На этом этапе тьютор осознает задачи,

стоятельности ребенка при выполнении

стоящие перед ребенком с ОВЗ, и возмож-

той или иной деятельности, а кроме того,

ности их решения, определяет позитив-

постепенно обеспечивается его спо-

ные и негативные факторы, влияющие на

собность взаимодействовать

с

другими

ситуацию.

 

 

 

взрослыми, в первую очередь с учителем,

и детьми. Хочется еще раз подчеркнуть,

в ИОП.

что помощь должна быть разумно дози-

На каждом этапе тьютор информирует

рована, носить направляющий характер и

родителей и всех участников образова-

побуждать ребенка к самостоятельности.

тельного процесса об успехах и неудачах

Тьюторское сопровождение

в обучения и социализации ребенка, про-

водит мониторинг усвоения содержания

заключается в организации

обучения, анализ результатов.

образовательного движения

При необходимости тьютор организу-

ребёнка, которое строится

ет консультации ребенка у необходимых

на постоянном рефлексивном

специалистов. Детям с ОВЗ всё же требу-

соотнесении его достижений

ются и особое внимание и помощь специ-

(настоящего и прошлого) с

алистов: логопедов, дефектологов, психо-

интересами и устремлениями

логов.

(образом будущего)

Завершающим этапом, если это воз-

 

можно при определенном статусе ребен-

На данном этапе проводится диагно-

ка с ОВЗ, должен стать постепенный выход

стика в процессе обучения, наблюдения в

сопровождающего из посреднической

ходе внеклассной деятельности. На этом

роли тьютора, предоставление ребенку

этапе дается анализ и оценка первых ре-

максимальной самостоятельности в учебе

зультатов, оценка ресурсов и дефицитов

с последующей отсроченной оценкой. Вы-

в интеллектуальной, коммуникативной и

ход тьютора из системы или уменьшение

других сферах деятельности ребенка, при

его влияния является критерием его эф-

необходимости вносятся корректировки

фективности.

Условия введения тьюторской практики в инклюзивном образовании

Создание адекватной системы сопро-

тров, Центров психолого-педагогиче-

вождения учеников с ОВЗ в конкретном

ского развития и коррекции, ППМС

образовательном учреждении требует

центров;

 

серьезного анализа образовательного,

• наличие специальных условий обуче-

кадрового, материально-технического и

ния и воспитания детей с ограничен-

иного потенциала образовательного уч-

ными возможностями здоровья.

реждения.

Рекомендацию на тьюторское сопрово-

Успешность тьюторской деятельности

ждение должна дать ПМПК. В документе

зависит от многих факторов:

можно прописать требования к квалифи-

психологическая готовность админи-

кации тьютора, особенности сопровожде-

 

страции и коллектива ОУ к инклюзии,

ния ребенка с ОВЗ.

 

 

понимание основных ценностей, ин-

Организационные

условия сопрово-

 

клюзивной деятельности, согласия с

ждения решаются с администрацией кон-

 

ними;

кретного ОУ и Окружным Управлением

наличие необходимых специалистов

образования.

 

 

или договоренности о психолого-пе-

Юридическое оформление тьюторской

 

дагогическом сопровождении детей с

работы осуществляется в зависимости от

 

ОВЗ специалистами из Ресурсных цен-

нормативно-правовых

и экономических

14

ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ

УСЛОВИЯ ВВЕДЕНИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ПРАКТИКИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

15

возможностей ОУ: либо за счет введения

тьютора и заключения с ним отдельного

должности тьютора (приказ Департа-

трудового дого¬вора (контракта).

мента образования города Москвы от

Документы, регламентирующие де-

1 марта 2011 года № 166 «Об утверж-

ятельность тьютора в ОУ:

дении Методических

рекомендаций

• Устав ОУ, (возможно, раздел, где опи-

по составлению штатных расписаний

саны дополнительные платные обра-

государственных

образовательных

зовательные услуги), в котором опре-

учреждений,

реализующих

общеоб-

деляются задачи индивидуализации

разовательные программы,

системы

и тьюторского сопровождения как

Департамента образования г.Москвы»

обеспечения процесса индивидуали-

(www.inclusive-edu.ru/content/File/

зации.

novost/prikaz_mdo_166.pdf); либо за

• Должностная инструкция тьютора в

счет расширения или изменения суще-

ОУ.

ствующих должностных

обязанностей

• Договор с родителями и ОУ на тьютор-

социального

педагога, психолога; либо

скую услугу.

за счет выделения специальной позиции

Отечественный и зарубежный опыт

Опыт тьюторской деятельности в инклюзивной практике города Москвы

Важным условием успешности инклю-

с особыми образовательными потреб-

зивного образования является система

ностями сегодня? Обратимся к уже суще-

психолого-педагогического сопровожде-

ствующему опыту работы.

ния и поддержки детей с ОВЗ. Одним из

Решением Коллегии Департамента об-

вариантов сопровождения является тью-

разования города Москвы от 10 июня 2010

торство.

года для реализации инклюзивного обра-

На сегодняшний день понятие «тьютор»

зования детей с ограниченными возмож-

вызывает множество вопросов и дис-

ностями здоровья в 2010-2011 учебном

куссий, компетенции и функциональные

году определены 186 образовательных

обязанности тьютора четко не опреде-

учреждений (91 - ДОУ и 95 - СОШ).

лены, деятельность тьютора в инклюзив-

По данным мониторинга ГРЦ ИПИО

ном пространстве не регламентирована

МГППУ, проведённого весной 2012 года,

нормативными документами. Но все-таки

количество инклюзивных образователь-

тьюторство - новая в российском образо-

ных учреждений увеличилось: 103 сред-

вании педагогическая деятельность - ста-

них общеобразовательных учреждений и

новится в условиях инклюзивной школы

100 дошкольных образовательных учреж-

важным ресурсом для создания эффектив-

дений. В них обучаются и воспитываются

ной, гибкой, ориентированной на ребенка

почти тысяча детей с различными наруше-

системы сопровождения, что, безусловно,

ниями развития.

должно способствовать перестройке всей

На конец 2011/2012 учебного года по

системы образования, ее индивидуализа-

данным мониторинга в 46 московских ОУ

ции. Тьюторство может способствовать не

есть тьюторы для сопровождения детей с

только развитию более индивидуализи-

ОВЗ, в том числе инвалидов: в 20 дошколь-

рованного обучения, но и такой системы

ных учреждениях и в 26 школах. Тьютора-

воспитания, где тьютор содействует мак-

ми сопровождаются 228 детей: 114 в ДОУ

симальному развитию личности обучае-

и 114 в СОШ.

мого, формированию его мотивов и цен-

По полученным данным, тьюторы чаще

ностей.

сопровождают детей с интеллектуальны-

За последние годы накопился разно-

ми нарушениями (27,6%), нарушениями

образный опыт сопровождения детей с

опорно-двигательного аппарата (24,6%),

ОВЗ в образовательных учреждениях, ре-

чуть реже РАС (13,6%), сложной структу-

ализующих инклюзивную практику. Как

рой нарушения (11,8%), зрения (11,4%) и

же осуществляется сопровождение детей

слуха (11%). Подробные данные представ-

16

ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ

ОПЫТ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ ГОРОДА МОСКВЫ

17

лены в таблице:

 

 

 

 

 

 

 

В центре образования обучаются дети с

Под определение тьюторского сопро-

расстройством

аутистического

спектра,

вождения в

инклюзивном

образовании

нарушениями

опорно-двигательного

сегодня попадают очень разные вари-

аппарата, ЗПР, сложной структурой де-

анты сопровождения ребенка с ОВЗ:

фекта, слабовидящими детьми. За годы

помощник-сопровождающий,

тот, кто

работы

сформирована

команда

едино-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мышленников,

состоя-

 

 

 

Кол-во

 

 

Кол-во

 

 

Кол-во

 

 

щая из

учителей I ступе-

Тип нарушения

 

%

 

детей

%

 

детей

%

ни обучения (начальная

 

детей

 

 

 

 

 

 

 

(ДОУ)

 

 

(СОШ)

 

 

школа), учителей-пред-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеллектуальные

 

63

 

27,6

 

49

43,0

 

14

12,3

метников, специалистов

нарушения

 

 

 

 

 

Социо-психолого-ло-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарушения ОДА

 

56

 

24,6

 

18

15,8

 

38

33,3

гопедической

службы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

педагогов дополнитель-

РАС

 

 

31

 

13,6

 

24

21,1

 

7

6,1

 

 

 

 

 

ного

образования.

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложная структура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

11,8

 

21

18,4

 

6

5,3

каждом

инклюзивном

нарушения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

классе есть тьютор-вос-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарушения зрения

 

26

 

11,4

 

2

1,8

 

 

24

 

21,1

 

 

 

 

 

питатель, который нахо-

Нарушения слуха

 

25

 

11,0

 

0

0,0

 

 

25

21,9

дится рядом с ребенком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в течение всего учебного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дня. Кроме того, тьютор

просто осуществляет физическое сопро-

координирует работу всех специалистов

вождение, педагог сопровождения; спе-

группы сопровождения – логопедов, пси-

циалист, обладающий знаниями в области

хологов, дефектологов, инструктора ЛФК;

специальной

педагогики и психологии,

заполняет Дневник наблюдений и Педа-

владеющий

технологиями

тьюторского

гогическую карту. Тьютор помогает вы-

сопровождения.

 

 

 

 

 

 

 

страивать отношения ребенка с другими

Далеко не каждый может выполнять

детьми. Особое место уделяется работе с

функции сопровождающего для ребёнка с

родителями.

 

 

 

 

 

ОВЗ. Эта деятельность предполагает высо-

 

Кроме того, вся педагогическая коман-

кий уровень толерантности педагога (без-

да, каждый ее участник является тьютором

условное принятие ребёнка), понимание

для ребенка с ОВЗ, а в идеале для каждого

и принятие ценностей инклюзии, знания в

ученика образовательного учреждения.

рамках коррекционной педагогики и спе-

 

В

рамках окружной

образовательной

циальной психологии, хорошо развитые

вертикали Центр образования непрерыв-

коммуникативные навыки и т.д.

 

 

 

но

взаимодействует

со специалистами

В Москве есть сады, школы, где создана

ГРЦ ИПИО МГППУ и ЦППРК «Тверской»,

благоприятная

образовательная среда,

где проходят курсы повышения квалифи-

успешно работают психолого-педагогиче-

кации учителей и специалистов сопрово-

ские службы, подготовлены кадры.

 

ждения инклюзивного образования; се-

ГОУ Центр Образования №1429 с 2007

минары, тренинги, конференции.

 

 

года является участником городской экс-

 

В 2003 году одним из первых столичных

периментальной площадки, в рамках ГЭП

общеобразовательных

 

учреждений,

ко-

работает над темой: «Организация работы

торое приняло на обучение трех детей с

тьютора по интеграции ребенка с особы-

серьезными проблемами развития, стала

ми образовательными потребностями в

школа № 142 (ныне ЦО №1447). Проект

образовательное пространство Центра».

назвали «Стрижи», что означает «стрем-

ление к интегративной жизни». Сегодня в школе 10 классов, реализующих инклюзивную форму обучения, 25 детей с ОВЗ. К сожалению, сегодня количество специалистов сократилось, поэтому помимо специалистов и тьюторов, детям с ОВЗ помогают родители.

Родители чаще оказывают физическое сопровождение ребенку. Есть риски того, что сопровождающий родитель может проявлять гиперопеку или, наоборот, недостаточно помогать учителю или даже мешать ему. Задача коллектива ОУ наладить взаимодействие между основными участниками образовательного процесса и правильно распределить функциональные обязанности каждого из них. При возникновении трудностей администрация школы может обратиться за квалифицированной помощью в центры психологопедагогической поддержки и другие специальные учреждения.

Надо отметить, что равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе созданы для всех обучающихся без исключения, что обычно приветствуется как родителями «особых», так и обычных детей.

ГОУ СОШ №1961 (ЮЗАО) начала экспериментальную работу по созданию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с 2005 года. В 2009-2010 учебном году

на базе школы работали две экспериментальные площадки.

В школе сложилась модель двухуровневого сопровождения в зависимости от потребностей ученика. Первый уровень

– сопровождение ученика педагогом сопровождения, главная задача которого оказывать ребёнку физическую поддержку, помогать перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве класса, в школьном здании, а также проводить педагогическую воспитательную работу. Своим примером тьютор показывает окружающим детям, как следует относиться к ребёнку с проблемами физического здоровья, какую помощь можно ему оказать и как правильно это сделать. Работу тьютора может выполнять подготовленный социальный педагог или воспитатель, родитель.

Некоторым детям с особенностями развития недостаточно только физического сопровождения, специфика их нарушений требует, чтобы сопровождающий обладал методиками специальной коррекционной

педагогики. Это второй уровень сопровождения ребёнка с ОВЗ – постоянное педагогическое сопровождение ученика специалистом, например, сурдопедагогом, тифлопедагогом, дефектологом, учителем, прошедшим переподготовку или даже родителем, получившим специальное образование. Так в 2009-10 учебном году в школу в коррекционный класс был принят

18

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ОПЫТ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ ГОРОДА МОСКВЫ

19