Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

mezhdunarodnie_otnosheniya

.pdf
Скачиваний:
27
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
1.37 Mб
Скачать

ИНСТИТУТ •ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО •

Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы готовится и издается при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках программы «Высшее образование»

Редакционный совет:

В.И. Бахмин, Я.М. Бергер, Е.Ю. Гениева, Г.Г. Дилигенский, В.Д. Шадриков

ИНСТИТУТ

ОТКРЫТОЕ

общество

ЦЫГАНКОВ П.А.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

отношения

Рекомендовано Государственным комитетом Российс кой Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Политология», «Социология», специальностям «Политология», «Соци - ология», «Международные отношения».

Москва «Новая школа» 1996

ББК 60.56 я 73 Ц 96 УД К 316 : 327

Автор П.А. Цыганков, доктор философских наук, профессор.

Цыганков П.А.

Ц 96 Международные отношения: Учебное пособие. — М.: Новая школа, 1996. — 320 с. ISBN

5-7301-0281-10

Главная цель пособия — обобщить и систематизировать наи - более устоявшиеся положения и выводы, имеющиеся в миро вой научной и учебно-методической литературе о международ ных отношениях; помочь в формировании первичного представ ления о современном уровне разработки этой дисциплины у нас и за рубежом.

Пособие адресовано студентам и аспирантам по специаль - ностям: «Международные отношения», «Политология», «Соци - ология», — а также всем изучающим общественные науки и ин - тересующимся проблемами международных отношений.

ББК 60.56 я 73

ISBN 5-7301-0281-10

© Цыганков, 1996 © Издательство

«Новая школа», 1996

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Предисловие...........................................

 

 

<-

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические истоки и концептуальные основания

 

 

 

международных отношений .................................

 

 

11

 

 

 

 

1. Международные отношения в истории

 

 

 

 

 

 

 

социально-политической мысли....................................

 

 

п

 

 

 

 

2. Современные теории международных отношений

..........

17

 

 

 

 

 

3. Французская социологическая школа.......................

 

32

Примечания....................................

 

 

49

 

 

 

 

 

Глава II. О&ьект и предмет Международных отношений ........

44

 

 

 

 

1. Понятие и критерии международных отношений.............

 

46

 

 

 

 

2. Мировая политика....................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Взаимосвязь внутренней и внешней политики..................

 

55

 

 

 

 

4. Предмет Международных отношений .

 

fit

 

 

 

Примечания...................................

••• -....................

о - >

 

 

 

 

 

 

Глава III. Проблема метода в Международных отношениях ....

74

 

1.

Значение проблемы метода ...............................

 

75

 

 

2.

Методы анализа ситуации .... .......................

 

7Q

 

 

 

3.

Экспликативные методы...................................

 

09

 

 

4.

Прогностические методы..................................

 

07

 

 

5.

Анализ процесса принятия решений.........................

 

QQ

 

 

 

 

 

Примечания...............................

-••.. ..........-

 

 

 

 

 

Глава IV. Закономерности Международных отношений.........

107

 

1.О характере законов в сфере международных отношений................................

2.Содержание закономерностей международных отношений...........................................

3.Универсальные закономерности Международных

отношений...............................

J р д л

 

 

Примечания ••...

—.................................

315

Глава V. Международная система.......................................

1.Особенности и основные направления системного подхода к анализу международных отно шений..........

2.Типы и структуры международных систем...............

3.Законы функционирования и трансформации международных систем ...................................................

Примечания.......................................................... ............

Глава VI. Среда системы международных отношений.........

1.Особенности среды международных отношений ........

2.Социальная среда. Особенности современного этапа мировой цивилизации.........................................................

3.Внесоциальная среда. Роль геополитики в науке

омеждународных отношениях...........................................

Примечания..........................................................................

Глава VII. Участники международных отношений ....

1.Сущность и роль государства как участника международных отношений......................................

2.Негосударственные участники международных отношений ..................................................................

Примечания................................................................

Глава VIII. Цели и средства участников международных

отношений..............................................................................

1.Цели и интересы в международных отношениях .....

2.Средства и стратегии участников международных отношений.........................................................................

3.Особенности силы как средства международных акторов..............................................................................

Примечания......................................................................

Глава IX. Проблема правового регулирования

международных отношений .................................................

1.Исторические формы и особенности регулятивной роли международного права............................................

2.Основные принципы международного права............

3.Взаимодействие права и морали в международных отношениях .......................................................................

Примечания.......................................................................

316

126

.129

.135

.139

.146

.147

.148

.150

.157

.166

.168

.171

.178 ,.189

..191

..192

..197

.200

.207

.209

.210

.215

.220

.224

Глава

Х.

Этическое

измерение

международных

отношений

.................................................................................

 

 

 

1.Многообразие трактовок международной морали.......

2.Основные императивы международной морали ..........

3.О действенности моральных норм в международных отношениях ..........................................................................

Примечания........................................................ ..................

Глава XI. Конфликты и сотрудничество в международных

отношениях ...............................................................................

1.Основные подходы к исследованию международных конфликтов...........................................................................

2.Содержание и формы международного сотрудничества.....................................................................

Примечания..........................................................................

Глава XII. Международный порядок..................................

1.Понятие международного порядка............................

2.Исторические типы международного порядка.........

3.Послевоенный международный порядок..................

4.Особенности современного этапа международного порядка..............................................................................

Примечания......................................................................

Приложение (тесты)................................................ .............

ЦЫГАНКОВ Павел Афанасьевич МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Учебное пособие

Редактор В. И. Михалевская Корректор Н.В. Козлова Компьютерная верстка А.М. Быковской

Лицензия ЛР № 061967 от 28.12.92. Подписано к печати 21.10.96. Формат 60х90/16. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. печ. л. 20. Тираж 10000 экз. Заказ 1733.

Издательство «Новая школа» 123308, Москва, Проспект Маршала Жукова, 2

Отпечатано с готового оригинал -макета в АООТ «Ярославский полиграфкомбинат». 150049, г. Ярославль , ул. Свободы, 97.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Международные отношения издавна занимали существенное место в жизни любого государства, общества и отдельного чело века. Происхождение наций, образование межгосударственных границ, формирование и изменение политических режим ов, становление различных социальных институтов, обогащение куль тур, развитие искусства, науки, технического прогресса и эффек тивной экономики тесно связаны с торговыми, финансовыми, культурными и иными обменами, межгосударственными союзами, дипломатическими контактами и иными обменами, межгосударственными союзами, дипломатическими контактами и военными конфликтами — или, иначе говоря, с международными от - ношениями. Их значение возрастает еще больше в наши дни, когда все страны вплетены в плотную, раз ветвленную сеть многообразных взаимодействий, влияющих на объемы и характер про изводства, виды создаваемых товаров и цены на них, на стандар ты потребления, на ценности и идеалы людей,

Окончание «холодной войны» и распад «мировой социалис тической системы», выход на международную арену бывших со ветских республик в качестве самостоятельных государств, поис ки новой Россией своего места в мире, определение ее внешнеполитических приоритетов, переформулирование национальных интересов — все эти и многие другие обстоятельства международной жизни оказывают непосредственное влияние на повседневное существование людей и судьбы россиян, на настоящее и будущее нашей страны, ее ближайшее окружение и, в известном смысле, на судьбы человечества в целом.

В свете сказанного становится понятно, что в наши дни резко возрастает объективная необходимость в теоретическом осмыс лении международных отношений, в анализе происходящих здесь изменений и их последствий и, не в последнюю очередь, в рас -

ширении и углублении соотве тствующей тематики в общегума нитарной подготовке студентов.

Как учебная дисциплина «Международные отношения» 1 впервые появляется в университетах США и Великобритании после Первой мировой войны, когда возникают первые исследователь ские центры и университетские кафедры. Тогда же появляются и первые программы соответствующих учебных курсов, в которых обобщаются и излагаются результаты нового научного направле ния. Новый импульс в своем развитии Международные отношения получили после Второй мировой войны. Лидирующие позиции США на мировой арене, убежденность политической элиты страны в ответственности Америки за судьбы международного порядка вызывали в ней потребность осмыслить глубинные кор ни разрушительных международных конфликтов с целью их не допущения в будущем, найти пути мирного разрешения спорных вопросов в отношениях между государствами, повысить роль меж правительственных организаций в достижении коллективной безопасности и, конечно, надежно защитить свои национальные интересы в условиях быстро м еняющегося международного окружения. В такой обстановке крупные средства, выделяемые на изучение международных проблем, в сочетании с гибкой универ ситетской системой превратили США в крупнейший научный центр по исследованию мировой политики и международных отношений. Благодаря работам таких ученых как Эдвард Карр, Николае Спайкмен, Рейнхольд Нибур и особенно Ганс Морген-тау (который в 1948 г. издал свой главный труд «Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир»), в социаль ных науках прочно утверждается относительно самостоятельное направление, изучающее международные реалии. Сегодня, по различным оценкам, от 80 до 85% всей мировой литературы по Международным отношениям издается в США2, что отчасти дает основание квалифицировать эту дисци плину как «as American as an apple pie»3. Вместе с тем, в последнее время Международные отношения достаточно интенсивно развиваются и в Европе, в

'Здесь и далее под «Международными отношениями» понимается соответствующая наука и учебная дисциплина. В свою очередь, для обозначения объекта данной

науки и учебной дисциплины используется термин «международные отношения».

2Это не означает, что все авторы публикуемых в США работ — американские граждане. Здесь ситуация полностью соответствует тому положению, кот орое существует в политической науке в целом (см. об этом: Хрусталев М.А. Теория политики и политический анализ. Учебное пособие. М., МГИМО, 1992, с. 3—4).

3См. Korani B. Analyse des relations intemationales. Approches, concepts et donees. Montreal, 1987, p. X.

частности в Англии, где эта дисциплина имеет прочные тради ции, во Франции и других странах.

В нашей стране судьба Международных отношений, как и социальных наук в целом, была достаточно сложной. С одной стороны, учитывая потребность государства о пираться на научные подходы при планировании международно -политических акций и принятии соответствующих решений, власть была вы нуждена создать и терпеть существование в рамках Академии наук специализированных исследовательских центров — таких, как, например, Институт мировой экономики и международных от - ношений или Институт экономики мировой системы социализ ма. С другой стороны, бдительный контроль за «идеологической чистотой» научного поиска и стремление «оградить» граждан от «опасности проникновения буржуазного влияния» зачастую фак тически сводили этот поиск на нет. Основным жанром, в рамках которого результаты научных исследований находили свой вы ход, были «аналитические записки в инстанции», а также закры тые публикации системы институтов, существовавших при ЦК КПСС, КГБ и т.п. Что касается Международных отношений как учебной дисциплины, то ее преподавание велось только в полу закрытых «ведомственных» институтах типа МГИМО.

С 90-х годов положение начинает меняться. Коренные соци - ально-политические изменения в стране породили настоятель ный «социальный заказ» на разработку научной базы в решении таких задач, как эффективная политическая социализация общес тва, повышение уровня политической культуры и политического участия граждан. Появляются как перево дные, так и отечественные труды по проблемам политической науки, переориентиру ются многие из ранее существовавших периодических изданий по общественным наукам, возникают новые научные и публи цистические журналы политологического профиля. Введение по -литологии в программы высших учебных заведений стимулиро вало подготовку соответствующих учебников и учебных пособий. И пусть не во всем это проходило гладко, в целом можно сказать, что за короткий промежуток времени появляются признаки зарож дения вполне состоятельной дифференцирующейся отечественной политологической школы, интегрирующейся в международное научное сообщество, отражающей как достижения мировой на учной мысли, так и российские политические проблемы и задачи.

В то же время сказанное относится в б ольшей мере к такому разделу политологии, который изучает «внутриполитические» ре - алии. Что же касается Международных отношений, то здесь сло - жилось несколько иное положение. В настоящее время в стране

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]