Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы и ответы к экзамену по социальной антропологии.doc
Скачиваний:
111
Добавлен:
21.01.2014
Размер:
165.89 Кб
Скачать

1. Объект и предмет соц. Антр-гии

Объектом соц. антр. я/я Человек как обществ. индивид, т.е. представляющий собою человеч-во, но не с только с обществ. т. зр., но и с биологической, и в целом являющий собой совок-ть человеч. и природн. сил.

Предметом антроп-гии я/я активность человека как в отн-нии к бытию, так и в отн-ях бытия, т.е. предметом антр-гии я/я отношения, к-ые представляют собою перенос смысла, знаков, к-рые представляют чела в его обществ. сущности (соц., культ. сущн-ти).

Предметом соц. антропологии являются закономерности и механизмы взаимоотношений человека и его соц. и природным окружением в условиях конкретной культурной системы.

Соц.анропология - первоначально социологич. исслед. доиндустриальных обществ, ныне распространачется на изучение развитых обществ

Направления.

1. Физическая антропология включающая палеоантропологию:

Учения об антропогенезе;

Морфологию человека.

2. Философская антропология, исследующая общее природы человека, соотношение его миром.

3. Соц. антропология, которая как наука появилась сравнительно недавно. Она основывается на социологии и этнической антропологии.

Объектом соц. антропологии является человек, жизнедеятельность которого протекает во взаимодействии с другими людьми.

Предметом соц. антропологии являются закономерности и механизмы взаимоотношений человека и его соц. и природным окружением в условиях конкретной культурной системы.

2. Индуктивный и дедуктивный метод соц. Антропологии

Индуктивный метод – это путь от частного к общему.

Дедуктивный метод – это путь от общего к частному. Напр, множество сделанных исследований, а из них исследователь выбирает «одно свое» (это дедуктивный метод).

Индукт. - проводим полевое исслед. и пытаемся построить теорию на основе неск. племен.

Дедукт. - подгоняет под общий принцип конкретный материал.

3. Общие принципы критики гуманит. Знания, применительно к соц. Антропологии: теория двойственной истины

Теория двойственной истины изобретена была в Средние века (Арабские мыслители -> философы схоласты). Суть: истина дана нам двояким образом: в знании и в вере. Предметы веры нельзя постигать научным путем, а знание нельзя принимать на веру, его нужно доказывать.

Существует 2 истины: божественная и человеческая.

Теория Ферма: X^n + Y^n = Z^n , n>2, (нет таких чисел, к-рые удовлетворили бы этим условиям).

Согласно дан. теории: наука должна заниматься наукой, у религии есть свой предмет, они не должны друг другу мешать, вмешиваться один в область другого. Религия не должна подменять собой науку, а наука также не должна заниматься анализом богословских концепций. Есть известно изречение «верую ибо абсурдно», т.е. не доказуемо. Божеств. Истина не постижима человеческими методами. То что не отн-ся к божеств. истине должно познаваться научно (научно обоснов-ся, доказ-ся), а не браться на веру.

4. Общ. Принц. Критики гум. Знания, примен-но к соц. Антропологии: бритва Оккама

Уильям Оккам (13-14вв) – один из авторов теории двойственной истины и автор «Бритвы Оккама». «Бритва Оккама»: не увеличивайте без нужды числа оснований для объяснения того или иного явления. Т.Е. при прочих равных усл-ях наиб. простое объяснение я/я и наиб. верным. Т.е. более сложная научная теория должна привлекаться для объяснения дан. явления только тогда, когда эта теория способствует объяснению каких-л. прежде необъясненных особен-тей дан. явления или тогда, когда она м.б. распространенна на более широкий круг явлений.

Согласно принципу «бритвы Оккама», понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки. Потому эта теория и наз-ся «бритва…», т.к. отсекается от науки ненужные основания.