- •Министерство образования и науки российской федерации
- •«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
- •Программа дисциплины «Основы радиационной безопасности и здорового образа жизни»
- •Распределение общего объема часов по видам учебной работы
- •Цель и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- •Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
- •Содержание дисциплины модуль 1. Радиационная безопасность
- •Тема 1.1. Физические основы радиационной безопасности
- •Тема 1.2. Основы радиобиологии и ядерной медицины
- •Тема 1.3. Правовые аспекты обеспечения радиационной безопасности
- •Модуль 2. Человек: биологическая индивидуальность и личность
- •Тема 2.1. Человек как предмет естественнонаучного познания
- •Тема 2.2. Биомедицинская этика
- •Тема 2.3. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность
- •Модуль 3. Общая патология и профилактика
- •Тема 3.1. Заболевания и диагностические исследования
- •Тема 3.2. Основы гигиены и санитарии
- •Учебно-методическое обеспечение Список основной литературы к лекциям
- •Список рекомендуемой литературы модуль 1. Радиационная безопасность
- •Нормативные документы
- •Модуль 2. Человек: биологическая индивидуальность и личность
- •Модуль 3. Общая патология и профилактика
- •Приложение Методические рекомендации преподавателю
- •Методические рекомендации студентам
- •Примерные темы рефератов модуль 1. Радиационная безопасность
- •Модуль 2. Человек: биологическая индивидуальность и личность
- •Модуль 3. Общая патология и профилактика
- •Требования к оформлению рефератов
- •Фамилия Имя Отчество
- •Перечень вопросов и заданий к зачету модуль 1. Радиационная безопасность Вопросы для собеседования
- •Примерные тестовые задания для письменного опроса
- •Модуль 2. Человек: биологическая индивидуальность и личность Вопросы для собеседования
- •Примерные тестовые задания для письменного опроса
- •Модуль 3. Общая патология и профилактика Вопросы для собеседования
- •Примерные тестовые задания для письменного опроса
Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Физический факультет
Кафедра прикладной и медицинской физики
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
______________Т.Ю. Стукен
«____»______________2011 г.
Программа дисциплины «Основы радиационной безопасности и здорового образа жизни»
(ОРБ и ЗОЖ)
цикл естественно-научный
(дисциплина по выбору)
предназначена для студентов всех специальностей и направлений,
обучающихся в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского
г. Омск – 2011
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа дисциплины «Основы радиационной безопасности и здорового образа жизни» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к.ф.-м.н., доцентом Матвеевым А.В.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры прикладной и медицинской физики (протокол №____ от «____» ________ 2011 г.)
Зав. кафедрой прикладной и медицинской физики ______________ Геринг Г.И.
Декан физического факультета __________________________ Потунданская М.Г.
-
Распределение общего объема часов по видам учебной работы
Курс |
Семестр |
Объем часов (по видам работы) |
||||||||||
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа студентов |
|||||||||||
Всего |
В том числе |
Всего |
В том числе |
|||||||||
Лекции |
Практические занятия |
Семинары |
Лабораторные занятия |
Другие виды занятий |
Курсовая работа (проект) |
Реферат |
Подготовка к собеседованию по модулю |
Другие виды СРС |
||||
|
2 |
34 |
34 |
|
|
|
|
34 |
|
20 |
14 |
|
Общая трудоемкость дисциплины – 68 часов.
Форма итогового контроля – зачет.
-
Цель и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Дисциплина изучается студентами 2-5 курсов всех специальностей и направлений по выбору. Объем нагрузки: лекции 34 часа, самостоятельная работа – 34 часа.
Рабочая программа дисциплины составлена по принципу модульного обучения и предусматривает изучение студентами трех взаимосвязанных модулей: модуль 1 «Радиационная безопасность», модуль 2 «Человек: биологическая индивидуальность и личность», модуль 3 «Общая патология и профилактика». При этом предполагается наличие у студентов первичных естественнонаучных знаний, полученных в рамках изучения общих дисциплин: «Концепции современного естествознания», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Психология и педагогика», «Экология».
Факультативный курс «Основы радиационной безопасности и здорового образа жизни» ориентирован на получение студентами теоретических знаний о радиационной безопасности и основах здорового образа жизни. Каждый культурный специалист с высшим (особенно с университетским) образованием и, тем более, будущий педагог должен знать основы здорового образа жизни, пропагандировать их среди населения, уметь поставить предварительный диагноз серьезных расстройств здоровья, особенно угрожающих жизни, осуществлять само- и взаимопомощь; иметь системные представления об опасности загрязнения окружающей среды, естественных и техногенных радиационных факторах, влияющих на здоровье и жизнедеятельность человека. Эти знания помогут будущим специалистам осознать опасность загрязнения окружающей среды, которая быстро изменяется во многом под влиянием технического прогресса, и тем самым сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье подрастающего поколения.
Цели курса:
-
обучение студентов основам радиационной безопасности и здорового образа жизни;
-
выработать у будущих специалистов, в том числе у будущих педагогов, разумное отношение к природе в результате взаимодействия с ней и воспитать ответственность за свое здоровье и здоровье будущего поколения с учетом глобальных экологических проблем.
Задачи курса:
-
сформировать у студентов знания о физической природе и механизмах действия основных радиационных факторов, действующих в среде обитания человека, о принципах регламентации воздействия естественных и техногенных источников ионизирующего излучения на окружающую среду и человека, об обеспечении радиационной безопасности населения;
-
воспитание радиоэкологической культуры студентов;
-
расширение и углубление знаний о некоторых заболеваниях, которые вызываются воздействием радиации на организм человека, и мерах по их профилактике;
-
формирование ценностных ориентаций будущих специалистов, в том числе будущих педагогов, на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья подрастающего поколения через овладение принципами здорового образа жизни;
-
формирование системы знаний о влиянии экологических факторов на здоровье человека;
-
формирование представлений о здоровом образе жизни, культуре здоровья, психологической культуре; о принципах, средствах, методах и способах профилактики различных заболеваний.
Студент должен знать:
-
физическую природу и источники радиационной опасности для человека и природной среды;
-
принципы и критерии радиационной безопасности, основы радиационной защиты;
-
требования нормативных документов в области радиационной безопасности;
-
действие ионизирующего излучения на органы и организм человека; заболевания, вызываемые воздействием радиации и меры по их профилактике;
-
основные принципы и методы лучевой терапии в онкологии;
-
методы и средства лучевой диагностики, обеспечение безопасности;
-
понятие «здоровье» и факторы его формирования;
-
принципы здорового образа жизни и его составляющие;
-
психологические аспекты проблематики здоровья;
-
основные понятия и принципы экологии человека;
-
принципы биомедицинской этики, этические и правовые проблемы;
-
о внутренних и инфекционных болезнях (гипертоническая болезнь, ожирение, рак, воздушно-капельные инфекции и др.), знать этиологию, симптомы и профилактику заболеваний, методы диагностического исследования;
-
принципы профилактики нарушений здоровья у педагогов.
Студент должен уметь:
-
применять профилактические меры по охране своего здоровья и здоровья подрастающего поколения.