Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Ответы по семейному праву-1.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
363.67 Кб
Скачать

9. Кодекс законов рсфср об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.)

Полное название: Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22 октября 1918 года.

Это первый в России, и в мире Семейный Кодекс. И первый кодекс в СССР.

В период военного коммунизма практически вся собственность была национализирована, гражданского оборота почти не существовало, его заменили административные распределительные отношения. Все частные гражданские отно­шения, по образному замечанию А. Г. Гойхбарга, свелись к най­му пастушка в деревне. Упраздняется институт наследования, к тому же.

Гражданское право считалось отмер­шим, и никто не собирался его возрождать. Первый гражданский кодекс появился только в 1922 г., в период НЭПа, когда произошло некоторое возрождение гражданских отношений.

Многие авторы, в том числе и П. И. Стучка, предлагали включить в ГК РСФСР и нормы, ре­гулирующие семейные отношения, однако идея о самостоятель­ности семейного законодательства (но не права) уже настолько прочно укоренилась, что эти предложения не были приняты.

Если первые декреты затронули только некоторые аспекты семейных отношений, то Кодексом 1918 г. они были урегули­рованы практически полностью.

Большевики целенаправленно хотели наделить народ Семейным Кодексом. Кроме того, они хотели оторвать население от церкви. ЗАГСы стали очень популярными местами.

Большевики: за набатный звон и за отказ отдавать книги и дары – уголовная ответственность. Церковь отдала без боя книги и священные дары.

Семейный Кодекс 1918 года – экспериментальный.

Причины принятия. Гражданский кодекс еще было создавать рано, не были решены вопросы собственности. Если бы создавали тогда ГК, то семейное право вошло бы в него. Но определенность в СП нужна была уже тогда, поэтому и вышел автономный кодекс + вопросы семьи для большевиков были программными.

Статьей 52 Кодекса 1918 г. закреплено положение о том, что только «гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГСа, порождает права и обязанности супругов».

Указание об утрате дореволюционных препятствий (монашество и вероисповедание) - отдельное указание. Хотя это следовало и из текста Декрета.

Недействительность брака признается в судебном порядке. Показано отличие недействительного брака от расторгнутого. Расторгается на будущее, а недействительный - и на будущее, и на прошлое.

Основания признания брака недействительным.

  • недостижение брачного возраста,

  • отсутствие согласия сторон,

  • наличие нерасторгнутого брака,

  • брак с недееспособным,

  • близкое кровное родство.

Обозначены личные и имущественные права и обязанности супругов.

Личные: право выбора места жительства, выбор супружеской фамилии (общая, двойная или разные).

Имущественные:

Режим раздельности имущества супругов: «муж не имеет права пользоваться и управлять имуществом жены и не может полу­чить такого права по брачному договору». Решили, что такой режим отвечает принципу равноправия полов.

Но к 1918 году работы не было даже для мужчин, что уж говорить о женщине. К тому же женщины не имели образования профессионального чаще всего. В итоге при разводе все имущество оставалось у мужа, а дети у женщины. Несправедливо, хотя алименты ей и полагались.

Большевики считают, что это отвечает равенство мужчины и женщины.

По этому Кодексу: женщинам детей, мужчинам имущество.

Вроде как супруги могли по КЗАГС вступать между собой во все дозволенные законом договоры.

Однако «соглашения супругов, направленные на умаление имущественных прав же­ны или мужа, недействительны и необязательны как для тре­тьих лиц, так и для супругов, которым предоставлено право в любой момент от их исполнения отказаться».

Отсюда берет свое начало общая тенденция семейного права Советов - предоставляя достаточно прав в сфере личных отношений супругов, законодатель ставил их иму­щественные отношения в жесткие рамки. Женщина не могла с помощью договора закрепить за собой право на часть имущества семьи и в случае развода не получала ничего.

Супруги имели пра­во на содержание. Дела об алиментах рассматривались отдела­ми социального обеспечения. Это было связано с представле­ниями того времени об алиментах как «суррогате социального обеспечения». Основаниями для предоставления содержания признавались нуждаемость и нетрудоспособность одного из супругов.

В ст. 64 Кодекса 1918 г. предусматривалось, что при определении размера и формы содержания отдел социального обеспечения должен руководствоваться степенью нуждаемости и трудоспособности заявителя и размером прожиточного мини­мума, установленным в данной местности.

Право на содержание сохранялось за бывшим супругом пожизненно. В случае смерти супруга-пла­тельщика алименты продолжали выплачиваться из оставшегося после него имущества.

«Дети не имеют права на имущество родителей, родители - на имущество детей».

Развод. Если взаимное согласие - в ЗАГСе. По заявлению одного из супру­гов - как бесспорные единолично судьей. В случае неявки обоих - заочно. Никаких доказательств не требовалось.

Если есть дети - право самим решать, кто и в какой мере будет участвовать в их содержании. При на­личии соглашения судья выносил определение, одобряющее соглашение. Однако соглашение связывало только супругов. Дети, если соглашение нарушало их интересы, имели право взыскать алименты с каждого из родителей.

При отсутствии согла­шения спор об алиментах на их содержание разрешался в исковом порядке (ст. 133).

Размер алиментов: в твердой денежной сумме и не ограничен размерами прожиточного минимума (ст. 130). В случае смерти родителя дети имели право на получение содержания из его иму­щества. Кодексом предусматривалась также субсидиарная али­ментная обязанность других родственников ребенка.

Появляется институт лишения родительских прав. Лишение родительских прав допускалось исключительно в интересах детей в судебном порядке по иску государственных органов или любого частного лица. Механизма нет, просто декларация.

Развитие института установления отцовства. Статья 133 Кодекса 1918 г. полностью уравняла в правах за­конных и незаконнорожденных детей в отношении родителей и их родственников. Основой семьи было признано действитель­ное происхождение.

Судебный механизм отыскания отцовства прописан. Заявление подает беременная женщина, не позднее 3 месяцев до родов. Ответчику давалось две недели на оспаривание.

Допускалось долевое отцовство. К заявлению прилагается список партнеров за период, суд мог сделать их всех соплательщиками алиментов. Или, если ответчик приво­дил свидетелей, указывающих, что в момент предполагаемого зачатия ребенка истица сожительствовала с каждым из них и ус­тановить, кто является отцом ребенка, невозможно, суд мог взы­скать алименты со всех этих лиц в долевом отношении.

Один из них выбирался в качестве основного отца. Отношения с ним бессрочны, а с соплательщиками алиментов - либо до совершеннолетия ребенка, либо до начала его самостоятельных заработков. Долевое отцовство - в интересах ребенка, чтобы обеспечение точно было, так или иначе.

А все потому что не было возможностей ничего доказать, не было даже простейшей экспертизы по группе крови.

Институт усыновления был упразднен. Это был странно, так как сирот было очень много. Большевики решили забрать всех сирот в детдома и воспитывать в духе коллективизма. Другая причина - буржуи вроде как усыновляли бы сирот и использовали их труд, то есть, эксплуатировали. Дюжева сказала, что в результате отмены юридического института усыновления многие дети физически погибли на улицах.

Но опека все более приобретает в то время публично-правовой характер. Назначение опекуном рассматривалось в качестве по­четной обязанности, а опекунство считалось должностью, на которую опекуна назначал орган опеки и попечительства. От­казаться от такого назначения можно было только при наличии обстоятельств, указанных в законе. Согласия будущего опекуна на его назначение не требовалось.