Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / г. 24 - Межгосударственные судебные органы.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
40.48 Кб
Скачать

4.2. Европейский Суд по правам человека

Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) является на сегодняшний день, пожалуй, наиболее известным и одним из наиболее влиятельных органов по защите прав и свобод человека. Он создан в рамках Совета Европы (Не следует путать его с Европейским Союзом; Россия является членом Совета Европы (и как таковая признает юрисдикцию ЕСПЧ), но не ЕС.) для обеспечения соблюдения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Первоначально для этой цели наряду с ЕСПЧ была создана Европейская комиссия по правам человека, и основной массив дел рассматривала именно она, а в Суд они поступали только по ее решению. То есть, она служила как бы «фильтром» решений.

Однако с 1990 г. граждане и организации получили право прямого обращения в ЕСПЧ, и с 1998 г. (с упразднением Европейской комиссии) он является единственным органом по защите Конвенции. Очень важный орган, подается много жалоб в него.

Надо отметить, что из 60 тыс. поданных в 2017 г. жалоб около 14% приходятся на Российскую Федерацию (наша страна, кстати, антирекордсмен по количеству поданных в ЕСПЧ жалоб

Состав ЕСПЧ:

Европейский Суд по правам человека состоит из судей по числу государств-членов, избираемых Парламентской ассамблеей Совета Европы на шесть лет из списка кандидатов, выдвигаемых каждым из государств-членов.

Допускается переизбрание, и предусмотрена ротация половины состава каждые три года.

Судьи избирают председателя, деятельность которого обеспечивается бюро.

В составе ЕСПЧ действует секретариат, а сам Суд может заседать пленарно либо при рассмотрении конкретных дел — в составе большой палаты, палат, комитетов из трех судей либо судей единолично.

Полномочия ЕСПЧ:

Помимо рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушения их прав по Конвенции, ЕСПЧ имеет и иные полномочия, однако именно рассмотрение этих жалоб составляет костяк его деятельности. Жалоба может быть подана на предполагаемое нарушение государством-членом Совета Европы прав человека, закрепленных Конвенцией жертвой такого нарушения.

Секретариат Суда проверяет жалобу на соответствие ряду критериев приемлемости:

  • форма;

  • наличие у заявителя признаков прямой или косвенной жертвы нарушения;

  • указание на нарушение именно со стороны государства, его органов и должностных лиц;

  • указание на нарушение именно конкретной нормы Конвенции, а не просто несогласие с тем или иным решением государственного органа или суда;

  • исчерпание средств внутригосударственной защиты — применительно к российской судебной системе это, например, рассмотрение уголовного дела судами первой и апелляционной инстанций; соблюдение сроков подачи — шесть месяцев с момента такого исчерпания; жалоба не является анонимной или аналогичной ранее рассмотренной1.

Рассмотрения дела и решения:

  • По результатам предварительного рассмотрения секретариатом судья Европейского Суда по правам человека единолично либо объявляет жалобу неприемлемой, причем такое решение возможно также в случае явной необоснованности жалобы или отсутствия у заявителя значительного ущерба, либо передает на рассмотрение Суда.

  • Если подобные затронутым в жалобе вопросы уже неоднократно рассматривались Судом и по ним имеется сформировавшаяся практика, дело разрешается комитетом из трех судей; если вопрос более неординарный, он передается на рассмотрение палаты из семи судей.

  • Решения по существу жалоб (не о неприемлемости) могут быть обжалованы в большую палату, состоящую из 17 судей.

  • При рассмотрении по существу жалоба направляется государству-ответчику, оно может представить возражения, затем стороны еще несколько раз могут обменяться письменными позициями, после чего Суд выносит постановление по делу.

  • Непосредственное устное судебное заседание проводится только по единичным делам.

  • По итогам рассмотрения жалобы ЕСПЧ может констатировать наличие или отсутствие нарушения Конвенции, и в первом случае может также присудить жертве нарушения «справедливую компенсацию» (обычно относительно умеренную), которая подлежит выплате государством-членом.

  • Государство обязано выплатить компенсацию под страхом возможных санкций Комитета министров Совета Европы.

  • Кроме того, в большинстве стран решения национальных судов по делу заявителя, в котором Судом констатировано нарушение, могут быть пересмотрены по этому основанию национальными судами (так, в России это пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам) — такая практика всячески поощряется ЕСПЧ.

Именно это и обеспечивает Европейскому Суду по правам человека большое влияние: во избежание взыскания с них компенсаций и необходимости пересмотра судебных дел государства-члены учитывают подходы ЕСПЧ в своем внутреннем правоприменении и законотворчестве.

Так, например, под прямым влиянием ЕСПЧ в российской практике закрепилась недопустимость полицейской провокации (когда правоохранительные органы не фиксируют уже независимо от них совершаемое преступление, а сами под теми или иными предлогами убеждают через своих тайных агентов лицо его совершить: взять взятку; купить и перепродать наркотики и т.п.).

Кроме того, Суд по собственной инициативе взялся выносить по наиболее часто встречающимся в том или ином государстве нарушениям так называемые пилотные постановления, указывающие на существование в государстве-члене структурных проблем, составляющих основу нарушений, и предписывающие конкретные меры или действия, которые государству следует предпринять для их устранения, хотя такое право напрямую в его уставных документах не предусмотрено (оно предусмотрено в статье 61 Регламента Суда, принимаемого самим судом).

В результате подобного «пилотного постановления» ЕСПЧ, например, в российское процессуальное право был введен институт разумного срока судопроизводства, механизмы обеспечения его соблюдения и компенсации в случае его нарушения – это небезызвестный Бурдов против России.

Толкование Судом тех или иных норм Конвенции с годами может меняться вплоть до диаметрально противоположного. С каждым годом Европейский Суд по правам человека все шире трактует саму Конвенцию. Ее формулировки, как и формулировки любого подобного международно-правового акта, достаточно лаконичны. ЕСПЧ, однако, не ограничивается буквой Конвенции, исходя из наличия неких «подразумеваемых понятий», которые напрямую не отражены в Конвенции, но, по мнению Суда, подразумеваются ею.

Постановление ЕСПЧ по делу Боргерса против Бельгии от 30 октября 1991 г. В качестве примера можно назвать, например, «право на доступ к правосудию», о котором напрямую в Конвенции не говорится, но ЕСПЧ выводит его из содержания принципа справедливого судебного разбирательства (Постановление ЕСПЧ по делу Наит-Лимана против Швейцарии от 15 марта 2018 г.); право на охрану здоровья (Постановление ЕСПЧ по делу Лопеса де Сузы Фернандеса против Португалии от 19 декабря 2017 г.); право не свидетельствовать против себя (Постановление по делу Сальдуц против Турции от 27 ноября 2008 г.); и др.

  • В итоге получается, что Суд может, по сути, обязать государство исполнять некие обязательства, которые оно напрямую на себя не принимало и которые еще несколько лет назад не усматривал в Конвенции даже сам Суд. Это вызывает обоснованную критику, отмечается выход ЕСПЧ за рамки его прямых полномочий.

  • Суд также обвиняют в некоей политической ангажированности и осуществлении давления на государства-члены Совета Европы.

  • Закономерным итогом такой активности Суда стал вывод органов конституционного контроля целого ряда государств-членов о праве государств не исполнять решения ЕСПЧ, основанные на противоречащем их конституции толковании Конвенции.

  • В качестве примера можно назвать Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П, Решение Конституционного Суда Испании от 10 октября 2005 г. № 248/2005; аналогичного подхода придерживаются Великобритания, Италия, Германия.

Следует обратить внимание, что это не означает отказ соответствующих государств от исполнения решений ЕСПЧ вообще, а лишь введение дополнительных «фильтров». И несмотря на такие проблемы исполнения его решений, ЕСПЧ остается одним из самых авторитетных органов международного правосудия и оказывает заметное влияние на развитие правовых систем национальных государств.