Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы и ответы к зачету по ПДиЗП.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
16.12.2013
Размер:
320.51 Кб
Скачать

1.Политика доходов, как инструмент социально-экономического управления.

ПД(Политика Доходов) является составной часть экономической и социальной политики государства. Реализация того или иного варианта ПД влечет за собой трансформацию распределительных отношений в обществе в сфере первичного и вторичного распределения доходов населения. ПДиЗП имеет свой особый объект - доходы населения.

2.Методы политики доходов и заработной платы.

  1. Нормативно-правовые (законодательные) - разработка норм, нормативов, социальных стандартов, разработка федеральных законов, поправки конституции, указов президента.

  2. Экономические методы - Определение минимальных социальных гарантий: минимальная оплате труда; ставка ЕТС (единая тарифная сетка), налоговая политика, политика

  3. Административные - базируются на силу власти, включают запреты и разрешения, часто ограничивают экономическую свободу участников рынка.

  4. Согласительные (социальное партнерство) - заключается в согласовании действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам оплаты труда, занятости через систему многоступенчатых переговоров на следующих уровнях: 1 уровень - генеральная, 2 уровень - региональная (отраслевые переговоры), 3 уровень - коллективные.

3. Недостатки рыночного механизма регулирования экономики. Социально-экономические функции современного государства. Смешанная экономическая система.

Установление рыночной экономики усугубляет социальные и экономические расслоения в обществе (устанавливается неравенства доходов). Основные причина неравенства доходов можно сгруппировать в 3 блока:

  1. Объективные причины – отражают общественную полезность занятий. В их основе лежит территориальная, отраслевая, межпрофессиональная дифференциация оплаты труд, образовательный уровень, стаж работы, владение собственностью

  2. Субъективные причины - Связаны с характеристиками личности.

3.Специфические причины - Связаны со специфической особенностью рыночной среды, конъюнктуры рынка и другими причинами.

4. Понятие социального государства; основные модели социального Государства.

Впервые положения социального государства встречаются в трудах Людвига Фон Штайна (Германия, 19в.). В 1949г. Широкое распространение социальное государство получило, когда в конституции ФРГ появилось понятие социального государства (первая демонстрация новой сущности государства с основными принципами: соц. справедливость, соц. равенство, обеспечение соц. гарантий).

Идеи социального государства представлены тремя моделями:

  1. Либеральная модель

  2. Консервативная (корпоративная)

  3. Социально-демократическая

Модели отличаются по факторам:

  1. Объемом социальных расходов на социальное обеспечение.

  2. Степенью независимости индивидуума от рынка.

Либеральная модель(США, Канада, Австралия): ограничение предоставления пособий и услуг в качестве права; существует тенденция предоставления благ на выборочной основе.

Консервативная(Австрия, Франция, Италия, Германия): обязательный набор услуг, возможность предоставления которых определяется классовой и статусной принадлежностью (религиозной); эффект перераспределения незначителен и основная идея – социальная стабильность; большое внимание уделяется семье, как ячейке общества.

Социально-демократическая(Швеция, Норвегия): всеобщее социальное обеспечение – государственная медицина, государственное образование; достигается высокий уровень перераспределения благ и услуг; справедливое и равномерное распределение доходов; всем гражданам достойный уровень жизни; активная роль государства.

5.Цели, объекты и субъекты социальной политики. Международные социальные нормы и стандарты.

В социально-ориентированной рыночной экономике к общим целям социальной политики относят следующие:

  1. Гуманизация общественных отношений. Предотвращение роста преступности.

  2. Стимулирование творческого труда на основе удовлетворения разумных потребностей работников.

  3. Создание нормальных условий жизнедеятельности.

  4. Гарантирование всем членам общества минимальным доходом.

  5. Гармонизация отношений между участниками рыночной экономики (система трипартизма (государство, работодатель, наемник) – социального партнерства(генеральные отношения, отраслевые, коллективно-трудовые)).

Элементами социальных гарантий и социальной защиты являются:

  1. Профессиональная подготовка граждан к трудовой деятельности.

  2. Реализация способностей граждан в процессе трудовой и производственной деятельности.

  3. Гарантия недопустимости принудительного труда.

  4. Гарантии обеспечения общедоступности образования.

  5. Минимизация потерь в связи с прекращением трудовой деятельности.

  6. Социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальное страхование.

Объектом отношения социальной защитыявляются социально уязвимые слои населения.Объектом отношения социального страхования является наемный работник.

Составные части социальной защиты:

  • Система денежных выплат.

  • Система социальных услуг.

По источникам финансирования:

  • Социальное страхование

  • Социальная помощь.

Субъектами социальной защитыявляются все ветви власти.

Международные нормы и стандарты в области соц. Политики содержатся в конвенциях, рекомендациях и резолюциях след. Организаций: ООН, МОТ, ОЭСР, ЮНЕСКО.

Международные нормы можно разделить по территории распространения. 3 вида: общие(для всех стран), Региональные, Двсусторонние. По обязательности претворения в жизнь различают конвенции: 1-обязательные для исполнения государствами- Участниками без ратификации, 2-обязательными по исполнению после ратификации, 3-не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения. В области политики доходов можно выделить некоторые международные стандарты. Конвенция 28 МОТ, конвенция 26 МОТ, рекомендация 30 , конвенция 117 МОТ 1962г «об основных целях и нормах соц. Политики», конвенция 131 МОТ 1971г «О минимальной заработной плате», рекомендация 135 МОТ «О мерах соц. Защиты и борьбе с бедностью» 1971г, рекомендация 167 1983 г «О сохранении прав в области соц. Обеспечения», рекомендация 168 МОТ 1983 г «о проф. Реабилитации и занятости инвалидов».При разработке соц. Политики и расчете прожиточного минимума необходимо учитывать основные потребности семьи трудящегося. Минимальная заработная плата является мерой соц. Защиты в отношении минимально допустимого уровня жизни.

6. Приоритеты социальной политики. Основные направления совершенствования политики доходов и заработной платы в РФ.

Приоритеты социальной политики.

В социально-ориентированной рыночной экономике к общим целям социальной политики относят следующие:

  1. Гуманизация общественных отношений. Предотвращение роста преступности.

  2. Стимулирование творческого труда на основе удовлетворения разумных потребностей работников.

  3. Создание нормальных условий жизнедеятельности.

  4. Гарантирование всем членам общества минимальным доходом.

  5. Гармонизация отношений между участниками рыночной экономики (система трипартизма (государство, работодатель, наемник) – социального партнерства(генеральные отношения, отраслевые, коллективно-трудовые)).

Приоритеты социальной политики в РФ:

  1. Поддержание и подъем уровня жизни населения.

  2. Защита доходов населения от инфляции.

  3. Снижение дифференциации доходов населения, обеспечение равномерного распределения доходов.

  4. Борьба с бедностью, нищетой, мало обеспеченностью. Сокращение масштабов бедности (30-35 млн. человек – за чертой бедности).

  5. Адресная социальная помощь.

  6. Активная политика занятости.

  7. Развитие системы социального страхования.

  8. Развитие потребительского рынка среднего слоя населения.

  9. Обеспечение государственных стандартов качества и безопасности товаров и услуг.

  10. Стимулирование и развитие рынка жилья, медицинского обслуживания.

7.Сущность распределения, как экономической категории.

Распределение представляет одну из фаз общественного воспроизводства, связующее звено между производством и потреблением. Распределение как экономический процесс может рассматриваться как для факторов так и для рез-тов произ-ва. Для факт-ов произ-ва распределение это предворяющее условие производства., при котором материальные и трудовые ресурсы переливаются из менее прибыльных в более эффективные отрасли с целью окупаемости каждого фактора производства. Для результатов производства распределение это деление необходимого продукта на цели личного потребления (доходы по труду это з\п, доходы от собственности-дивиденд, рента, прибыль). Законы распределения вытекают из производственных отношений и прежде всего из отношений собственности. Распределительные отношения основываются на отношении общ-ва и регионов, соц групп и отдельных личностей. Распределительные отношения эффективно воздействуют на общественное производство. Распределение доходов формирует понятие соц. Справедливости

8.Понятие дохода, виды доходов населения.

  1. Под доходом населения понимается сумма денежных выплат и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени, используемых в целях накопления и потребления.

  2. Классификация видов доходов:

  1. По форме получения: 1.денежные доходы включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), доходов от собственности в виде процентов и дивидендов, сумм от продажи ценных бумаг, различных изделий, доходов, от оказываемых на сторону услуг 2. Нат. Доходы – включают продукцию, произведенную домашними хоз-ми для личного потребления в нат. Форме. 3. Безденежные доходы – бесплатные или частично оплачиваемые льготы, бесплатные услуги, потребляемые населением за счет общественных или целевых фондов. Источники безденежных доходов:1. Фонды коллективного потребления: общественные фонды потребления ОФП 2. Региональные фонды коллективного потребления – фонды, кот. Содержатся за счет средств регионального бюджета. 3. ФКП на предприятии. 4. Личное подсобное хоз-во. 5. Самозаготовки даров природы. 6. Домашняя работа в домохоз-ве. 4 Совокупный доход (валовой доход) охватывает весь объем средств, поступающий в распоряжения населения. Включает денежные доходы, стоимость натуральных поступлений, стоимость льгот и дотаций за счет средств фондов коллективного потребления. 5. Мобильные доходы – совокупные доходы населения и сбережения населения за вычетом бесплатных услуг из ОФП.

  2. По отношению к налогообложению и ценам можно выделить следующие доходы: 1. Номинальные доходы- характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и уровня цен. В других источниках встречается аналогичное название: начисленные доходы, брутто доходы. 2. Располагаемые доходы – номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей (чистые доходы, нетто доходы). 3. Реально располагаемые доходы – это располагаемые доходы, скорректированные на индекс потребительских цен (отоваренные доходы). 4. Реальные доходы – номинальные доходы скорректированные на индекс потребительских цен.

  3. По факторам производства(факторные доходы, первичные доходы). 1. Заработная плата – это цена трудовой услуги, предоставляемая наемным работником при реализации деловой активности. 2 вида: номинальная – сумма денег, полученных работником за определенный промежуток времени. Реальная з\п – номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен и тарифов. 2. Доходы от собственности – рента, проценты, дивиденды, роялти (виды доходов от собственности(плата за использование недр)). 3. Предпринимательский доход – прибыль после платы за кредит

  4. По легальности получения: 1. Легальный доход – в рамках учтенной экономики. 2. Нелегальный – в рамках неучитываемой экономики. 1. Серая экономика- доход от скрытой экономической деятельности (преуменьшение товарооборота, занижение налогов, неучастие в квотировании рабочих мест) 2. Неформальная экономическая деятельность (торговля без лицензии, челночная торговля, оказание услуг знакомым). 3. Доходы от нелегальной экономической деятельности (торговля оружием, наркотиками, людьми).

  5. По уровню агрегирования показателей. 1. Совокупный или денежный доход населения РФ. 2. Денежный доход населения субъектов Рф. 3. Денежный доход домохоз-в. 4. Индивидуальный денежный доход.

9.Структура доходов населения Функциональное распределение дохода.

Исследование Доходов населения тесно связано с исследованием структуры доходов по источникам формирования и по направлениям использования. В макроэкономике сущ. 2 аспекта в изучении доходов: 1. Функциональное распределение (по источникам) 2. По направлению использования. При исследовании 1 аспекта основные изучаемые пропорции – соотношение факторных доходов при формировании совокупного дохода. К основным видам экономич. ресурсов относятся труд, земля, капитал и предприним.деятельность. Функциональное распределение доходов связано со способом, где ДД делятся на з\п, ренту, проценты и прибыль. Совокупный доход распределяется в соответствии с функцией, Выплачивается получателям дохода (владельцам факторов производства), зарплата за труд, проценты за ресурсы, наход. В чьей-то собственности. Функциональное распределение доходов связано с формированием первичных доходов.

Источники доходов

1970 год

2003 год (всего 100%)

Оплата труда (со скрытой з\п)

80.6%

66,7%

Оплата труда (без скрытой з\п)

-

42,4%

Срытая з\п

-

24,4% (20-25% по разн. источн)

Доходы от предриним. Деятльность

6,8%

11,4%

Соц. Трансферты

12.6

14,3% (const)

От собственности

-

5,4%

Другие

2,2%