Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
1.69 Mб
Скачать

Раздел IV Брак

как заблуждение может возникнуть и в результате не зависящих от сторон причин, действия третьих лиц или вины заблуждающегося суп­руга. Таким образом, заблуждение — понятие более широкое, чем обман. Заблуждение должно касаться личности другого супруга или юридического значения акта вступления в брак.

Заблуждение относительно личности другого супруга может за­ключаться не только в том, что брак зарегистрирован вместо одного лица с другим. Существенным может быть признано и заблуждение относительно моральных качеств одного их супругов, например брак с проституткой, лицом, осужденным за преступление.

Заблуждение относительно профессии, социального или имущест­венного положения другого супруга обычно не признается существен­ным. Заблуждение относительно состояния здоровья другого супруга может в некоторых случаях иметь существенное значение. Прежде всего это касается ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний. Хотя сокрытие этих заболеваний и служит самостоятельным основанием к признанию брака недействительным, с точки зрения правовой приро­ды их можно отнести к разряду существенных заблуждений относи­тельно личности другого супруга.

Решение проблемы о том, какое заблуждение существенно, ослож­няется тем, что в нашей стране почти отсутствует судебная практика по этому вопросу. В практике других стран в качестве существенного рассматривается заблуждение относительно способности супруга к брачной жизни, к производству потомства, гомосексуализм.

Нахождение лица в момент заключения брака в таком состоянии, что оно не могло отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, может быть вызвано различными причинами. Это может быть психи­ческое расстройство, алкогольное или наркотическое опьянение, тяже­лое заболевание.

Во всех случаях отсутствия добровольного согласия на вступление в брак инициатива признания брака недействительным может принад­лежать только супругу, чье право на дачу согласия было нарушено. Поскольку в ряде случаев этот супруг может столкнуться со значитель­ными трудностями при самостоятельном предъявлении иска, правом выступить в защиту его интересов наделен также прокурор. В силу принципа диспозитивности гражданского процесса прокурор вправе предъявить иск о признании брака недействительным только с согла­сия супруга, чье согласие не было добровольно. Исключение составля­ют случаи, когда это лицо не может отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, хотя и не признано недееспособным. При ином решении этой проблемы воля потерпевшего супруга будет игнориро-

Глава 16 Признание брака недействительным

121

ваться дважды: при регистрации брака и при предъявлении иска о признании брака недействительным.

Недостижение одним их супругов брачного возраста является ос­нованием для признания брака недействительным, если возраст несо--вершеннолетнему1 супругу не был снижен в предусмотренном законом порядке.

Признание недействительным брака, заключенного с несовершен­нолетним, различается в зависимости от того, достиг в момент предъ­явления иска несовершеннолетний супруг совершеннолетия или нет. Если несовершеннолетний супруг к моменту предъявления иска еще не достиг совершеннолетия, правом на предъявление иска обладают он сам, его родители, опекуны или попечители, органы опеки и попечи­тельства и прокурор.

По смыслу п. 1 ст. 28 СК эти лица имеют право предъявить иск независимо от желания самого несовершеннолетнего супруга. Однако согласие несовершеннолетнего на признание брака недействительным все же имеет правовое значение. Согласно п. 2 ст. 29 СК, суд может отказать в иске о признании брака недействительным, если этого тре­буют интересы несовершеннолетнего супруга или если этот супруг не согласен с признанием брака недействительным.

Признание брака недействительным может противоречить интере­сам несовершеннолетнего в случае беременности, рождения ребенка, возникновения чувства привязанности к другому супругу. Во всех этих случаях признание брака недействительным привело бы к необо­снованному и существенному нарушению прав супругов.

Признание брака недействительным против воли несовершенно­летнего супруга возможно только при реальной угрозе здоровью несо­вершеннолетнего в случае сохранения брака или наличии иных чрез­вычайных обстоятельств (вовлечение несовершеннолетнего в пре­ступную среду, приобщение к наркотикам, принуждение к занятию проституцией и т.д.).

Если несовершеннолетний супруг к моменту предъявления иска о признании брака недействительным достиг совершеннолетия, право на предъявление иска принадлежит только ему (п. 1 ст. 28 СК). Из этого правила следует предусмотреть одно исключение. В случае не­дееспособности супруга после достижения им совершеннолетия право на предъявление иска должно быть предоставлено его опекуну или прокурору.

К рассмотрению дел о расторжении брака с лицом, не достигшим брачного возраста, во всех случаях привлекаются орган опеки и попе­чительства и прокурор.

Наличие другого нерасторгнутого брака предполагает, как уже от­мечалось ранее, существование только зарегистрированного брака. Нерасторгнутым считается и брак, в отношении которого вынесено решение суда о расторжении брака, но развод не был зарегистрирован в органах загса, если расторжение брака в суде было произведено до 1 мая 1996 г.

Правом на предъявление иска о признании недействительным та­кого брака наделены супруг, не знавший о наличии предыдущего не­расторгнутого брака, супруг по предыдущему нерасторгнутому браку, прокурор, орган опеки и попечительства, а также иные лица, права которых были нарушены заключением брака.

Другими лицами, чьи интересы были нарушены заключением брака, могут быть дети или внуки от предыдущего брака, поскольку таким образом нарушаются их наследственные права. Орган опеки и попечительства имеет право на предъявление иска, только если лица, в интересах которых он предъявляет иск (потерпевший супруг, наслед­ник), недееспособны. Это прямо не предусмотрено в тексте ч. 3 п. 1 ст. 28 СК, но такое заключение можно сделать исходя из компетенции органов опеки и попечительства: они не защищают интересы полнос­тью дееспособных лиц в суде.

Близкое родство супругов на практике встречается редко и, как правило, в тех случаях, когда сами супруги по тем или иным причинам не знали о наличии этого препятствия. Право на предъявление иска в этом случае имеют супруг, не знавший о наличии близкого родства, прокурор, орган опеки и попечительства, если один из супругов недее­способен, а также третьи лица, права которых были нарушены заклю­чением брака. Признание недействительным брака между усыновлен­ным и усыновителем может быть произведено по инициативе тех же лиц, что и при наличии близкого родства.

Недееспособность одного из супругов также является основанием к признанию брака недействительным. Недееспособность должна быть установлена решением суда. Правом требовать признания такого брака недействительным обладают опекун недееспособного супруга, орган опеки и попечительства, прокурор и третьи лица, чьи права были нарушены заключением брака, а также сам недееспособный супруг после выздоровления и признания его дееспособным.

Несмотря на отсутствие прямого указания в законе, следует счи­тать, что признание брака недействительным в случае заключения его с недееспособным лицом является правом, а не обязанностью суда. При решении этого вопроса суд должен руководствоваться интереса­ми недееспособного. Недееспособность в принципе не препятствует

Соседние файлы в папке Экзамен зачет учебный год 2023