Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Антокольская М. В. - Семейное право - 2000.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
1.6 Mб
Скачать

Глава 11. Юридические факты в семейном праве 93

значит, необходимо волеизъявление. И в гражданском, и в семейном праве между волеизъявлением и волей должно быть соответствие.

Таким образом, различие между актами субъектов семейного права и гражданско-правовыми сделками нельзя признать достаточно суще­ственным, для того чтобы обосновать невозможность применения ка­тегории сделки в семейном праве.

В гражданском праве среди всех юридических фактов, порождаю­щих правоотношения, особенное место занимают договоры. Они явля­ются универсальными фактами, на основании которых возникает по­давляющее большинство гражданских правоотношений. Их роль прежде всего связана с диапозитивным регулированием гражданских правоотношений, так как именно договор является инструментом, с помощью которого субъекты гражданского права по взаимному согла­сию устанавливают для себя модели поведения.

В семейном праве до последнего времени не использовалось само понятие договора, вместо него говорилось о двусторонних актах участ­ников семейных отношений. Кроме того, господствовало мнение о том, что соглашения не играют здесь столь существенной роли, которая присуща договорам в гражданском праве.

В.И. Данилин и С.И. Реутов определяют семейное соглашение как «согласованное волеизъявление двух участников семейных правоот­ношений, направленное на достижение определенных юридических последствий». Изъявления воли при этом должны быть одинаковыми и взаимными. Далее они отмечают, что законодатель называет такие акты «взаимным согласием» или «соглашением»1.

Сравним данное определение с определениями договора в граж­данском праве. В ст. 420 ГК договор определен как «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей». P.O. Халфина считала, что дого­вор — это «соглашение сторон, их согласованное волеизъявление, на­правленное на достижение определенного результата»2. Различий между двумя приведенными понятиями практически нет никаких.

С появлением брачных договоров и алиментных соглашений не­возможно более избегать применения конструкции договора в семей­ном праве. В ст. 43 и 44 СК указано, что к изменению, расторжению и признанию недействительным брачного договора применяются соот­ветствующие нормы ГК об изменении, расторжении и признании не­действительными договоров. Статья 101 СК предусматривает, что к

' Данилин В.И, Реутов С И Юридические факты в семейном праве. С 62—63 2 Халфина Р О Значение и сущность договора в советском социалистическом граж­данском праве М., 1954 С 37 \

94 Раздел III. Семейные правоотношения

•заключению, исполнению, расторжению и признанию недействитель­ными алиментных соглашений также применяются нормы Граждан­ского кодекса о договорах.

Глава 12

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

При наличии всех указанных выше предпосылок: издания право­вых норм, регулирующих данные отношения, наделения субъектов правоспособностью и появления предусмотренных в законе юриди­ческих фактов — возникают семейные правоотношения. Их появле­ние — результат воздействия норм права на общественные отношения. Правоотношения, безусловно, не тождественны тем фактическим от­ношениям, которые существовали до того, как подверглись воздейст­вию правовых норм.

Во-первых, право, как уже неоднократно отмечалось, регулирует семейные отношения далеко не полностью, поэтому форму правоотно­шения приобретают не все семейные отношения, а лишь определенная их часть. Так, семейное законодательство не регулирует духовную и физиологическую сторону брака, других правоотношений, связанных с воспитанием детей.

Кроме того, можно заметить, что некоторые семейные отношения могут существовать только в форме правоотношений, например отно­шения опекуна и его несовершеннолетнего подопечного. Другая часть семейных отношений существует как в виде правоотношений, так и просто в качестве фактических отношений, но последствия их необли­чения в форму правоотношений различны. В одних случаях, например при существовании незарегистрированного брака, такие фактические отношения не порождают правовых последствий. В других случаях, например при фактическом усыновлении, если ребенок считает усы­новителя своим родителем, но усыновление не было оформлено, с одной стороны, не возникают те правовые последствия, к которым стремился фактический усыновитель: между ним и ребенком не воз­никает правовой связи, аналогичной связи родителей и детей; с другой стороны, между ними существует правоотношение по фактическому воспитанию и содержанию.

В семейном праве почти нет случаев, когда закон считает правона­рушением непридание фактическим семейным отношениям правовой формы. Стимулом к правовому оформлению таких отношений явля-