Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Антокольская М. В. - Семейное право - 2000.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
1.6 Mб
Скачать

§ 3. Установление отцовства и материнства при применении искусственных методов репродукции человека

Определенные проблемы с записью о родителях ребенка могут возникнуть и при применении современных технологий искусствен­ного репродуцирования человека. Так, лица, давшие письменное со­гласие на искусственное оплодотворение или на имплантацию эмбрио­на, записываются в качестве родителей ребенка.

В данном случае могут возникнуть две ситуации. Во-первых, ис­кусственное оплодотворение может быть произведено спермой мужа матери ребенка или при имплантации может быть использован эмбри­он, генетически происходящий от данной супружеской пары. В этом случае налицо биологическое родство между ребенком и обоими роди­телями. Во-вторых, возможно искусственное оплодотворение донор­ской спермой или имплантация эмбриона, генетически связанного только с одним из родителей или вообще не имеющих с ними генети­ческой связи (донорского эмбриона). В такой ситуации биологическое родство с одним из родителей или даже с обоими из них отсутствует.

Однако законодательство предписывает записывать лиц, выразив­ших согласие на применение указанных технологий, в качестве роди­телей, а ст. 52 СК запрещает им при оспариваний отцовства или мате­ринства ссылаться на факт применения этих технологий.

Еще больше проблем возникает при применении так называемого суррогатного материнства. В данном случае российское законодатель­ство предусматривает возможность исключения из древнего правила mater est quam gestatio demonstrate. Конститутивным признаком сурро-

Мать — та, что произвела ребенка на свет.

182 РазделУ! Правоотношения родителей и детей

гатного материнства является заключение До момента зачатия ребенка договора о вынашивании ребенка суррогатной матерью с целью после­дующего установления родительских правоотношений с этим ребен­ком, лицами, заключившими такой договор с суррогатной матерью.

Заключение договора до момента зачатия ребенка позволяет отли­чить договор о суррогатном материнстве от договора об уступке уже зачатого или рожденного ребенка. Последний договор следует при­знать ничтожным вследствие его противоречия основам нравственнос­ти (ст. 169 ГК РФ).

Технически возможны различные формы суррогатного материн­ства: путем искусственного оплодотворении суррогатной матери спермой лица, желающего установить родительские провоотношения с ребенком (так называемой низкотехнологичное суррогатное мате­ринство), и путем пересадки эмбриона суррогатной матери (высоко­технологичное суррогатное материнство). В первом случае суррогат­ная мать является одновременно и генетической матерью ребенка. Во втором случае генетическая связь между суррогатной матерью от­сутствует.

Российское законодательство регулирует только высоко-техноло­гичное суррогатное материнство. Это позволяет избежать ситуации, когда суррогатная мать обязуется передать по договору свои права на рожденного ею, генетически происходящего от нее ребенка. ,

Однако отсутствие генетической связи между ребенком и сурро­гатной матерью само по себе недостаточно для утраты ею права быть записанной в качестве матери ребенка. Закон отдает в данном случае предпочтение не факту рождения и не факту наличия генетической связи, а намерению суррогатной матери передать ребенка. При этом юридически значимое намерение должно быть выражено дважды: в момент заключения договора о суррогатном материнстве до зачатия ребенка и еще раз после рождения ребенка.

Если она отказывается от подтверждения согласия, она может сама записаться в качестве матери рожденного ею ребенка. Однако если она подтвердила свое согласие, отозвать его в дальнейшем и оспорить запись в качестве родителей лиц, заключивших с ней договор, она уже не вправе. Лица, давшие согласие на вынашивание, связаны своим согласием и не вправе отозвать его. Если суррогатная мать не возража­ет против этого, они обязаны записать себя в качестве родителей ре­бенка и не вправе при оспариваний отцовства или материнства ссы­латься на применение суррогатного материнства.

Данная норма должна быть признана одним из достижений Семей­ного кодекса. В ней сформулировано весьма удачное решение сложной