Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Антокольская М. В. - Семейное право - 2000.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
1.6 Mб
Скачать

114 Раздел IV. Брак

Безусловным препятствием к вступлению в брак является состоя­ние хотя бы одного их супругов в другом нерасторгнутом браке. Состо­яние в фактических брачных отношениях не препятствует заключе­нию брака. В данном случае речь идет о законодательном закреплении принципа моногамии. Происхождение этого запрета связано с евро­пейской культурной и религиозной традицией, практически на протя­жении всей своей истории признававшей только моногамные браки.

Население России, исповедующее ислам и имеющее исторические и религиозные традиции, допускающие полигамные браки, тем не менее также оказывается подчиненным принципу моногамии. С одной стороны, это может рассматриваться как навязывание чуждой ему ев­ропейской модели брака, с другой стороны, трудно представить себе современное гражданское общество, строящее брачно-семейное зако­нодательство на основе канонических норм различных религий. Про­блема, по-видимому, упирается в решение вопроса о том, в какой мере моногамный брак можно рассматривать в наше время в качестве уни­версальной ценности, имеющей внерелигиозное значение.

Не допускается регистрация брака между лицами, состоящими в близких степенях родства. Запрещается заключение брака между ро­дителями и детьми и другими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии. Невозможно заключение брака между родными братьями и сестрами как полнородными (имеющими общих отца и мать), так и неполнородными (имеющими только одного общего роди­теля).

Этот запрет имеет биологическое происхождение. Браки между близкими родственниками существенно повышают вероятность пере­дачи по наследству многих наследственных заболеваний. Эта законо­мерность была замечена людьми задолго до того, как она получила объяснение в современной генетике. В процессе своего развития за­прет близкородственных браков, имеющий первоначально естествен­ное происхождение, под влиянием религии был распространен и на свойственников1.

В современном российском законодательстве никакого запрета на браки между лицами, состоящими в отношениях свойства, нет, по­скольку между ними нет кровного родства. С другой стороны, этот запрет следует признать существующим и в отношении лиц, состоя­щих в юридически неоформленных родственных отношениях, по­скольку риск передачи наследственных заболеваний в этих^учаях также высок.

1 Свойством называются отношения между собой детей или иных родственников каждого из супругов. Свойственники не состоят в кровном родстве между собой.

Глава 15. Заключение брака 115

Запрещаются браки между усыновленными и усыновителями. Этот запрет носит не биологическое, асоциальное происхождение. Он связан с тем обстоятельством, что с течением времени естественный запрет на заключение браков между близкими родственниками приоб­рел характер этической нормы. Брак между родителями и детьми стал невозможным и по соображениям морали. Усыновление, имеющее целью создать отношения, имитирующие родительские, также попада­ет под действие этого морального запрета. Поэтому в законодательстве и сохранено правило о запрете подобных браков.

Однако между усыновленным и усыновителем не всегда складыва­ются отношения, напоминающие отношения родителей и детей. Если усыновленный с самого начала знает, что усыновитель не является его родителем, подобных отношений между ними не возникает. В такой ситуации не существует и моральных препятствий к заключению брака между ними. В данном случае усыновленный и усыновитель должны сначала ходатайствовать об отмене усыновления, а после этого — они вправе свободно зарегистрировать брак.

Невозможно вступление в брак лица, признанного судом недееспо­собным вследствие психического расстройства. Это ограничение имеет два обоснования. Во-первых, лицо, страдающее психическим расстройством, не способно дать осознанное согласие на вступление в брак. Во-вторых, такой брак крайне нежелателен по медико-генетичес­ким соображениям, поскольку многие душевные заболевания могут передаваться по наследству. Поэтому даже в период стойкой ремиссии, так называемого светлого промежутка, когда недееспособный может сознавать значение своих действий и руководить ими, заключенный им брак не будет действительным.

В качестве препятствия к заключению брака рассматривается только формальное признание лица недееспособным по решению суда. Само по себе психическое расстройство и вызванная им невменяе­мость не укладываются в рамки этого запрета. В этом случае заключе­ние брака невозможно из-за отсутствия добровольности: невменяемое лицо не в состоянии дать осознанное согласие на вступление в брак.

Перечень препятствий к заключению брака является исчерпываю­щим. Отказ в регистрации брака по каким бы то ни было иным основа­ниям (в связи с расовыми, национальными, религиозными, социаль­ными и иными различиями) запрещен и рассматривается как грубое нарушение прав человека.

Не допускается отказ в регистрации брака по медицинским пока­заниям. Это связано с тем, что, если даже запретить вступление в брак лицам, страдающим заболеваниями, передающимися по наследству,

8*

116

Рам,ел IV. Брак

это не приведет к решению проблемы. Данные заболевания опасны для потомства, но появление потомства возможно не только в браке. В цивилизованном демократическом обществе невозможно запретить указанным лицам иметь детей, поскольку это приведет к нарушению их важнейших прав.

Однако проблема взаимной осведомленности лиц, вступающих в брак, о состоянии здоровья друг друга весьма актуальна. Незнание о наличии у будущего супруга неизлечимого заболевания, передающе­гося по наследству, например психических заболеваний, гемофилии или опасных инфекционных заболеваний, таких, как ВИЧ-инфекция, венерические заболевания, туберкулез и другие, могут привести к не­поправимым последствиям. Поэтому в ходе работы над проектом СК было высказано предложение об обязательном медицинском освиде­тельствовании супругов перед вступлением в брак и обязательном сообщении друг другу о наличии перечисленных выше заболеваний. Однако это предложение принято не было.

Согласно ст. 15 СК, медицинское обследование лиц, вступающих в брак, проводится только по их желанию. Сведения о результатах об­следования составляют медицинскую тайну и не могут быть сообщены лицу, с которым обследуемый намерен заключить брак, без согласия обследуемого; Это правило призвано оградить права лица, страдающе­го упомянутыми заболеваниями.

Однако при таком решении права его будущего партнера оказыва­ются, совершенно незащищенными. Как и в иных случаях коллизии интересов двух лиц, в данной ситуации следовало бы искать решение проблемы с помощью компромисса. Например, целесообразно было бы предусмотреть обязательное сообщение результатов обследования лицу, с которым обследуемый намерен заключить брак, только если обследуемый сам не. отказывается от намерения вступить в брак после того, как узнал о наличии у себя одного из вышеуказанных заболева­ний. В таком случае его будущий партнер получил бы возможность принять осознанное решение о том, заключать брак или нет.

В нынешней ситуации плата за ненарушение прав одного из супру­гов слишком высока, поскольку такие последствия, как заражение СПИДом или рождение умственно отсталого ребенка, необратимы. На­личие уголовной ответственности за заражение венерическим заболе­ванием или СПИДом тоже существенно не меняет дела, поскольку при отсутствии обязательного медицинского обследования один из вступа­ющих в брак может сам не знать о наличии у него этого заболевания.

Нельзя признать существенно меняющим исход дела и правило п. 3 ст. 15 СК, позволяющее супругу, который не знал о наличии у